Осуществление закрепленных на правовом уровне указаний предполагает под собой определенный механизм контроля за их исполнением. Различным образом должен проводиться механизм контроля за исполнением правовых предписаний к применению на практике государственного языка. Тем не менее, в случае, если механизмы официального утверждения предписаний применения на практике языка как государственного периодически выступают предметом обсуждения, то механизмы обеспечения действия правовых указаний по использованию государственного языка достаточно часто остаются без надлежащего внимания.
Осуществляемые меры контроля относительно частных лиц требуют проведения оценки пропорциональности вмешательства в свободу, которая гарантируется конституционными предписаниями, и подразумевают ограничение чрезмерного административного давления на частных лиц и организации, и по этой причине должны закрепляться достаточно аккуратно.
Исполнение закрепленных на правовом уровне требований к языку не должно выступать в качестве какого-либо административного барьера для осуществления предпринимательской деятельности в России. Относительно частных лиц государство, как правило, должно стимулировать меры саморегулирования и участия гражданского общества в формировании соблюдения требований к языку.
Тем не менее, это ни коим образом не создает препятствий для осуществления достаточно строго контроля государством установленных правовых требований относительно языка официальных документов, которые исходят от органов публичной власти, в первую очередь, правовых актов. Обеспечение осуществления коммуникации с гражданами в официальной среде представляет собой сферу, которой государство, несомненно, должно уделять существенное внимание. Требования к языку официальных документов должны достаточно эффективно обеспечивать правовые гарантии прав граждан на получение достаточно полной и доступной информации.
В нашем государства в настоящее время все происходит скорее наоборот: Органы ФАС строго контролируют исполнение требований к языку рекламы и СМИ, но при этом язык официальных документов, которые исходят непосредственно от государственных органов, остается вне области их постоянного контроля.
Полномочия, которые непосредственно связаны с утверждением правовых предписаний современного русского языка при его использовании как государственного принадлежат Министерству образования и науки. Тем не менее, оно до настоящего времени так и не включило в себя требование об освоении русского языка как государственного языка Российской Федерации в большую часть федеральных образовательных стандартов и в требования к экзамену по русскому языку для иностранцев. Полномочия по контролю за исполнением установленных предписаний распределены между различными государственными органами. Что касается правил относительно коррупциогенных факторов в нормативных актах (которые были вызваны нарушением требований определенности и недвусмысленности текстов нормативных положений, которые определяют полномочия государственных органов и должностных лиц), Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» возлагает полномочия по контролю на прокуратуру и органы юстиции (ст. 3).
Полномочия по контролю за исполнением иных правовых предписаний относительно применения языка в роли государственного на какие-либо другие государственные органы не возложены. Каждый орган проводит меры контроля за исполнением требований к языку в подведомственной ему области: органы образования — в образовательных учреждениях, здравоохранения — в медицинских организациях и прочее. Подобного рода контроль как правило представляется недостаточно эффективным в первую очередь по той причине, что оценка и определенности, и понятности текстов официальных документов нуждается в специальной профессиональной компетенции, которая у профильных органов государственной власти, в основном а практике отсутствует.
Следует определить несколько путей решения проблем, которые непосредственно связаны с обеспечением полноценного функционирования русского языка в роли государственного языка Российской Федерации.
В законе о государственном языке следует четко определить цели установления требований к применению языка в роли государственного. Сведение их лишь только к задаче обеспечения национального единства не дает объяснения для большого количества правовых указаний. За государственным языком, кроме того, следует признать функцию обеспечения общего коммуникативного информационного пространства как гарантии исполнения на практике прав граждан. Подобные цели стоит напрямую закрепить в Законе о государственном языке, что даст возможность необходимым способом м толковать его положения.
Кроме того, стоит достаточно точно сформулировать требования к русскому языку при его применении в роли государственного.
Их не следует ограничивать недостаточно понятными разрозненными предписаниями, в частности такими как запрет использования иностранных слов, которые имеют четкие аналоги в русском языке, а должны иметь достаточно системный и комплексный характер. Например, стоит закрепить в Законе требования определенности, ясности и недвусмысленности языка правовых актов.
К совокупности подобных требований стоит отнести и необходимость признания общеупотребительных языковых норм, которые обязательны к употреблению в роли правовых предписаний современного русского языка при его применении в роли государственного. Установление правовых предписаний следует рассматривать не как попытку государства навязать носителям языка определенные правила, а как способ определения указанных правил в реальной языковой практике, при этом достаточно разных относительно предписаний лексики, грамматики и орфографии.
Образование должно обеспечивать владение русским языком как государственным языком, предоставляя таким образом шанс для осуществления эффективной коммуникации в официальных областях общения и для осуществления принадлежащих гражданину прав. Указанные правила должны проявляться и в образовательных, и в профессиональных стандартах, а кроме того соблюдаться при осуществлении проверки знания русского языка прибывшими мигрантами для получения разрешения на проживание либо гражданства.
В конце концов, полномочия государственных органов должны обеспечивать достаточно эффективный механизм осуществления контроля за исполнением установленных правовых предписаний относительно использования языка в областях обязательного употребления государственного языка. Следует отметить, что при этом меры контроля должны в первую очередь ориентироваться на обеспечение осуществления закрепленных требований в официальных документах, которые исходят от органов публичной власти.
После осуществления указанных выше мероприятий, можно будет говорить о том, что русский язык стал полноценным государственным языком в Российской Федерации.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237.
- Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»
- Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» возлагает полномочия по контролю на прокуратуру и органы юстиции
- Каркавина Д.Ю. Комментарий к преамбуле // Комментарий к Федеральному закону от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (постатейный); СПС «КонсультантПлюс». 2006.