ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА

6 мая 4:14

В настоящее время существует 2 аспекта проблемы положения русского языка: как языка государственного и языка-посредника, языка преобладающего использования на территории всего государства, а, кроме того, его положение как языка общегосударственного в перечне национальных республик и его соотношение с государственными языками национальных республик. Напрямую закон «О государственном языке» затрагивает интересы: примерно — 8% русских (из 80% всего русского населения государства), которые живут в национальных республиках, и 9% (из 20% всего инонационального населения страны) представителей иных национальностей, живущих в «своих» национальных республиках. Несомненным является то, что потребность в принятии указанного закона была связана, непосредственно, с существовавшими в последнее время попытками «выдавливанием» русского языка из области официального общения в отдельных республиках. Этнократический подход к разрешению национальных вопросов проявляется в обеспечении количественного большинства «титульной» нации в рамках «своего» национально-государственного формирования, в первую очередь, во властных структурах. Следовательно, применяется целый перечень методов, нацеленных на замещение иноэтнических вкраплений представителями «титульной» нации посредством осуществления дискриминационного законодательства. Существенную роль при этом играет непосредственно национальный режим. Это, как правило, одна из основных причин принятия закона «О государственном языке».

К сожалению, принятый закон не внес каких-либо новых и необходимых предписаний относительно регулирования национально-языковых отношений, он только представил вариант уже имеющихся предписаний права. Такой подход был бы оправдан в случае, если бы формировался комплексный правовой акт и в нем частично дублировались и совершенствовались предписания иных законов для того, чтобы сконцентрировать все в одном законодательном акте. Тем не менее, подобный акт ведь уже почти что существует. Это Закон РФ «О языках народов РФ». К его содержанию предъявляются достаточно оправданные претензии. Его правовые предписания часто имеют достаточно обтекаемый характер и далеко не всегда соответствуют существующей современной языковой ситуации, однако, изменив их редакцию, существующему закону можно было бы придать направленность, в существенной мере отвечающий современным требованиям совершенствования правового регулирования использования языков.

Следует отметить, что вся проблема с принятием ФЗ «О государственном языке РФ» проявляется не столько в предлагаемом им правовом механизме регулирования национально-языковых отношений, сколько в смещении его акцентов. Сущность вопроса была непосредственно отмечены в одном из вариантов законопроекта, где упоминалось о недопустимости противоправного ограничения использования русского языка как государственного языка РФ. И более строгие правовые предписания современного закона говорят о желании противодействовать вытеснению русского языка из области официального использования, образования, публичной информации, что можно обнаружить, как правило, в некоторых республиках. Подобного рода противодействие относительно федеральной власти достаточно оправдано: сохранение единства языкового пространства представляет собой залог сохранения единства государства через укрепление позиций русского языка как некоторой гарантии многонационального единства. Однако, здесь обнаруживается некоторая концептуальная недоработанность закона. Забота о русском языке как о языке общегосударственном возлагается на федеральные власти (ст. 4), что представляется логичным и оправданным. Тем не менее, подобным образом с субъектов федерации, некоторые из которых противопоставляют собственные государственные языки общегосударственному, снимается их доля ответственности (и обязанностей) за обеспечение на своей территории прав таких граждан, для которых русский язык представляется родным. При этом вытеснение русского языка осуществляется на фоне вытеснения из указанных областей и непосредственно носителей русского языка. Тем самым, указанная категория граждан низводится до положения «пришлого», некоренного населения, забота государственной власти республик сосредоточивается на обеспечении языковых прав так именуемых «титульных» наций, а их участие в формировании и осуществлении государственной политики по осуществлению защиты государственного языка РФ получает еще более эфемерный характер, чем по существующему в настоящее время законодательству.

Параллельное использование общегосударственного языка и государственного языка республики требует более детального разграничения, чем это обозначено в современное время. Указанный вопрос должен быть разрешен как на федеральном, так и на региональном уровнях. Все подробности подобного рода разграничения представляет собой преимущества республиканского законодательства, однако, федеральное должно включать в себя его главные принципы. Относительная полнота урегулирование проблем применения государственных языков в работе и официальном делопроизводстве государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, в судопроизводстве (ст. 15, 16, 17 Закона «О языках народов РФ») оставляет не выясненный перечень проблем. Например, предписание, что в данных областях применяется государственный язык РФ, а «также государственные языки республик», говорит о том, что в первую очередь, о возможности введения в республиках государственных языков. Однако в случае, если в республике был введен государственный язык, значит ли это обязательное одновременное применение на практике общегосударственного и республиканского государственных языков в указанных официальных областях, — ответа на указанный вопрос в законодательстве не имеется. Из указанного правового предписания не вытекает то, должна ли обязательность применения 2 государственных языков иметь «жесткую» форму или решение вопроса может основываться на добровольном соглашении сторон. Республики в составе РФ представляют собой многонациональные сообщества с существенным преобладанием русскоязычного населения и необходимость принимать участие все языковые интересы несомненно приводит к применению в официальных отношениях не государственного языка республики, а «языка большинства населения данной местности». Преобладающего применения государственного языка республики часто не достигается и из-за уровня функционального развития языка, который способен сформировать полноценное обслуживание им всех областей официального общения. Тем самым, действие обоих указанных факторов в существенной степени оказывает содействие для формирования ситуации, когда главное внимание при введении государственных языков республик может быть нацелено на их сохранение и дальнейшего совершенствования как самостоятельной культурной ценности и национального достояния.

Принимая во внимание особенности национальной структуры населения, присущих практически для всех российских республик, и потребность в устойчивость национальных отношениях в законодательстве должен быть – установлен определенный порядок альтернативного использования национальных языков в официальной области.

В совершенствовании всех национальных языков народов РФ существует гораздо больше вопросов, чем ответов. Для русского языка, как и для всех остальных национальных языков народов РФ, реальная потребность проявляется в том, чтобы сохранить и сформировать условия для дальнейшего совершенствования национального языка. Следуя указанному направлению в дальнейшем совершенствовании законодательства об использовании языков народов РФ, становится реальным снять существующую натянутость в национально-языковых и в общем в национальных отношениях. В области правового регулирования национально-языковых отношений задача охраны национальных языков как культурного достояния народов РФ должна стать первостепенной, ее разрешение выступает необходимым условием дальнейшего развития законодательства об использовании национальных языков в области официального общения и русского языка как общегосударственного.

Список литературы

  • Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237.
  • Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» возлагает полномочия по контролю на прокуратуру и органы юстиции
  • Каркавина Д.Ю. Комментарий к преамбуле // Комментарий к Федеральному закону от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (постатейный); СПС «КонсультантПлюс». 2006.