ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

13 декабря 11:40

Особенностью отношений, связанных с публичной собственностью, является их правовое регулирование, без которого даже грамотное распределение правомочий собственника между, действующими от его имени органами не позволит обеспечить интересов публичного образования.

Конституцией Российской Федерации установлены основы правового положения муниципальной собственности и владения, пользования, распоряжения ею [1].

Непосредственное законодательное регулирование в сфере отношений собственности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Вопросы муниципальной собственности регулируются также федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

Федеральным законом от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности устанавливаются федеральным законом [4]. Специальный закон, по данным вопросам не принят. При этом надо отметить, что соответствующие нормы могут быть включены и в Гражданский кодекс Российской Федерации.

В связи с тем, что на основании конституционных норм местное самоуправление в РФ обладает собственной компетенцией и самостоятельностью в ее пределах, а Федеральным законом №131-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления отнесены формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, организация предоставления и оказание населению большого объема услуг, связанного с жизнеобеспечением, и др. [4], это определяет возможность и необходимость регулирования ряда вопросов, связанных с муниципальной собственностью, финансово-экономическими отношениями, уставами муниципальных образований и правовыми актами органов местного самоуправления.

Такое регулирование осуществляется в пределах, установленных законодательством и обеспечивающих самостоятельность решения населением и органами местного самоуправления вопросов местного значения. Надо отметить, что субъекты РФ не осуществляют правового регулирования гражданских правоотношений, в том числе вопросов муниципальной собственности.

Таким образом, правовую основу муниципальной собственности составляют федеральные правовые акты и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы формирования, владения, пользования, распоряжения, управления муниципальной собственностью [6].

По отдельным имущественным объектам в соответствии с федеральными законами, решение об их включении в состав муниципальной собственности конкретного муниципального образования или исключении из состава муниципальной собственности данного муниципального образования (разграничение имущества между муниципальными образованиями и перераспределение имущества между субъектом РФ и муниципальным образованием) принимается органами государственной власти субъекта РФ.

Законы субъекта РФ о порядке подготовки и принятия таких решений и сами данные решения также относятся к правовой основе муниципальной собственности. Собственник наделен правом самостоятельно и добровольно распоряжаться своим имуществом. Сделки с муниципальным имуществом совершаются на основании договора. Положения заключенного договора являются обязательными для сторон и определяют в ряде случаев не только судьбу вещи, но также правомочия и обязательства сторон в отношении имущества, т. е. также формируют правовые основы муниципальной собственности [6].

 Однако органам местного самоуправления при совершении сделок с муниципальным имуществом необходимо учитывать ограничения, установленные Федеральным законом от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Муниципальные образования в соответствии со статьями 130, 132 Конституции РФ самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальной собственностью, управляют ею [1]. В развитие конституционных норм и норм гражданского законодательства Федеральным законом №131-ФЗ установлено, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований; подтверждено право муниципального образования передавать муниципальное имущество во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования передаваемых в пользование объектов, в том числе условия использования земель, получать доходы в местный бюджет от использования и приватизации муниципального имущества, создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать муниципальным имуществом в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения [4].

Законодательство о местном самоуправлении определяет вопросы местного значения каждого типа муниципальных образований, за исключением внутригородских территорий городов федерального значения, часть полномочий органов местного самоуправления, устанавливает требования к муниципальным правовым актам.

Гражданское законодательство не только прямо регулирует ряд общественных отношений в сфере муниципальной собственности, но и определяет направления и пределы правового регулирования владения, пользования, распоряжения, управления муниципальной собственностью муниципальными правовыми актами. На основании этих законодательных положений в муниципальном образовании должна быть сформирована система муниципальных правовых актов, в том числе и по регулированию вопросов, связанных с реализацией прав муниципальной собственности. Основным нормативным правовым актом, обладающим наряду с решениями референдума высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов, является Устав муниципального образования. Уставом муниципального образования в сфере осуществления правомочий муниципального собственника регулируются:

— полномочия органов местного самоуправления, необходимые для решения вопросов местного значения;

— разграничение полномочий собственника между органами местного самоуправления;

— формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов муниципальной собственности;

 — органы, участвующие в гражданских правоотношениях от имени муниципального образования и их полномочия;

— порядок определения целей, условий и порядка деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, утверждения их уставов;

— порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных организаций;

— порядок отчетов руководителей муниципальных организаций;

— порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;

— порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, порядок контроля за его исполнением;

— случаи и порядок дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий.

Помимо Устава муниципального образования вопросы муниципальной собственности регулируются и муниципальными нормативными правовыми актами.

Так, должны быть в муниципальных правовых актах определены: порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В том числе, должны быть урегулированы вопросы об управлении и охране муниципального имущества, о ведении реестра объектов муниципальной собственности, о программе муниципальных статистических наблюдений за муниципальным имуществом, об аренде, передаче в пользование муниципального имущества, о залоге, о контроле использования, о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, о порядке определения состава закрепляемого за организацией имущества, о назначении руководителей организаций, об условиях контракта с руководителями, о внесении имущества в уставный фонд, о представлении интересов собственника в организациях с участием муниципального образования, о перечне, назначении и порядке создания фондов муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений и т. п.; порядок и условия приватизации муниципального имущества (и программа приватизации); регламент деятельности каждого из органов местного самоуправления, осуществляющих правомочия собственника; регламенты осуществления органами местного самоуправления функций и оказания услуг, связанных с владением, пользованием, распоряжением, управлением муниципальной собственностью; порядок содержания и использования муниципального жилищного фонда; порядок использования муниципальных водных объектов, городских лесов; порядок охраны и сохранения памятников местного значения; порядок определения, использования имущества, управления имуществом, предназначенным для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений [6].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrja 1993 g.) (s popravkami) [Jelektronnyj resurs] — Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul’tant Pljus». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru
  2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ pervaja) ot 30.11.1994 № 51-FZ [Jelektronnyj resurs] — Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul’tant Pljus». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru
  3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ vtoraja) ot 26.01.1996 № 14-FZ [Jelektronnyj resurs] — Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul’tant Pljus». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru
  4. Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v RF ot 06.10.2003 № 131-FZ [Jelektronnyj resurs] — Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul’tant Pljus». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru
  5. O zashhite konkurencii ot 26 ijulja 2006 g. №135-FZ [Jelektronnyj resurs] — Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul’tant Pljus». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru
  6. Eroshkin, A. K. Normativno-pravovaja baza upravlenija municipal’noj sobstvennost’ju v RF / A. K. Eroshkin. — Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2016. — № 11 (115). — С. 730-733.