Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [1].
Важной задачей органов местного самоуправления является управление объектами муниципальной собственности, включающей местные финансы муниципальное имущество, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальные земли и другие природные ресурсы. Понятие «управления муниципальной собственностью» является новым для теории и практики экономики России, возникшим в ходе реформирования форм и отношений собственности в 90-х г. г. прошлого века [4].
Проанализировав подходы различных авторов (Шаломенцева Е. Г., Руднев A. В., Острина И. А., Дж. М. Розенберг, Данилкин B. В.) к трактовке понятия «управление муниципальной собственностью» можно сделать вывод, что управление муниципальной собственностью несет примерно одинаковую мысль, сформулированную в ключе системы организационно-экономических отношений между различными субъектами по поводу организации воспроизводства и использования объектов муниципальной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и муниципалитета [6].
Принципами управления муниципальной собственностью являются следующие:
— принцип инновационного подхода данный принцип предполагает, что управление муниципальной собственностью должно регулироваться с использованием научно-обоснованных инновационных методик, которые базируются на детальном исследовании объекта управления;
— принцип наилучшего использования. Использование, которое обеспечивает устойчивость доходной части бюджета города, комфортную социальную среду и повышение ценности от объектов муниципальной собственности с учетом социальных, градостроительных, административных и экологических ограничений, накладываемых на их использование;
— принцип платности. Платность пользования рассматривается как необходимое условие доступа к муниципальной собственности для всех категорий пользователей (приобретателей собственности) и инструмент регулирования форм управления муниципальной собственностью;
— принцип ответственности. Предполагает равенство всех субъектов управления муниципальной собственностью перед законом в случае его нарушения, в том числе и органов муниципальной власти;
— принцип сбалансированности прав. В процессе принятия управленческо-распорядительных решений определения условий передачи объектов муниципальной собственности в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду или на основании иных правовых форм как муниципальным, так и немуниципальным организациям необходимо обеспечить сбалансированность между объемом и составом передаваемых прав;
— принцип ранжирования объектов управления по их важности Данный принцип заключается в том, что ресурсы, которыми обладает муниципалитет, всегда ограничены, поэтому они должны в первую очередь вкладываться в решение наиболее важных социально-экономических проблем;
— принцип открытости информации. Принцип открытости информации предполагает широкое информирование всех заинтересованных субъектов рынка о принципах проводимой политики в сфере управления муниципальной собственностью;
— принцип обоснованности управленческих решений. Управленческие решения должны приниматься в соответствии с четко определенными критериями, на основе достоверной информации о состоянии объектов муниципальной собственности, рынка недвижимости в целом, тенденций развития экономики;
— принцип учета интересов всех сторон при использовании муниципальной собственности. В соответствии с этим принципом использование объектов муниципальной собственности должно осуществляться в интересах всех субъектов управления муниципальной собственностью;
— принцип рационального сочетания форм управления. Данный принцип предполагает, что для объекта муниципальной собственности должна быть выбрана оптимальная форма управления в зависимости от его структуры и целей управления [8].
Основными целями управления муниципальной собственностью являются:
— обеспечение экономической основы местного самоуправления;
— повышение эффективности управления муниципальной собственностью на основе оптимизации ее структуры, создания целостной системы управления;
— получение дополнительных доходов в местный бюджет;
-повышение конкурентоспособности муниципального образования для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, развития городской инфраструктуры. Следовательно, цель управления муниципальной собственностью во многом зависит от стратегической цели и приоритетов общегородского развития [5].
Для достижения поставленных целей органами местного самоуправления могут быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления.
К первой группе методов можно отнести:
1) создание муниципальных предприятий;
2) контракты с руководителем муниципальных предприятий;
3) договоры на передачу прав на имущество;
4) внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;
5) передача имущества с баланса на баланс и списание;
6) аренда, лизинг;
7) залог, ипотека;
8) доверительное управление (траст);
9) отчуждение;
10) приватизация муниципальных предприятий.
Вторая группа методов включает:
1) муниципальный заказ;
2) нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет;
3) дотации;
4) нормативы платежей за использование муниципальной собственностью;
5) местное налогообложение;
6) экономические санкции, штрафы.
Аренда и субаренда занимают особое место в системе управления муниципальной собственностью. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества являются стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене. В качестве перспективного направления можно назвать создание предприятий смешанной формы собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может принимать непосредственное участие в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за «движением» имущества. Поскольку собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта собственности, то он вправе самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом, а может передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другим лицам, оставаясь при этом собственником, или распоряжаться им иным способом [3].
Само муниципальное образование в лице органов местного самоуправления использует сравнительно небольшую часть муниципальной собственности. Большая ее часть передается на тех или иных условиях. Например, таких, как аренда, доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение, залог. Наряду с перечисленными способами собственник вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права собственности:
— внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ;
— продажа (приватизация) имущества; его дарение; безвозмездная передача в собственность других лиц (в случаях, когда это допускается федеральным законодательством).
Цель муниципальной политики в области управления собственностью — получение максимального эффекта от ее использования. Эффект может быть получен как в денежной форме (например, за счет арендной платы), так и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению). Муниципальная собственность, не приносящая достаточной пользы либо экономического эффекта, может быть приватизирована.
На современном этапе развития российской экономики все больше проявляется негативная тенденция снижения эффективности управления и использования муниципальной собственности по сравнению с частным сектором. В Российской Федерации многие предприятия и учреждения данной формы собственности являются в настоящее время практически единственными поставщиками товаров и услуг как для населения, так и для самого государства, поэтому решение проблемы повышения уровня управления муниципальной собственностью приобретает принципиальное значение [3].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ pervaja) ot 30.11.1994 № 51-FZ [Jelektronnyj resurs] — Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul’tant Pljus». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru
- Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ vtoraja) ot 26.01.1996 № 14-FZ [Jelektronnyj resurs] — Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul’tant Pljus». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru
- Vydrin I.V. Municipal law of Russia. M .: Norma, 2006. — С. 320.
- Eroshkin, A. K. Normativno-pravovaja baza upravlenija municipal’noj sobstvennost’ju v RF / A. K. Eroshkin. — Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2016. — № 11 (115). — С. 730-733.
- Eroshkin, A.K. Municipal property management system in the Russian Federation / A.K. Eroshkin. — Text: direct // Young scientist. — 2016. — No. 11 (115). — С. 733-736.
- 7. Kalashnikova N. Improving the municipal property management system: an institutional approach // Property relations in the RF. 2002. №7 (12).
- Prigozhin V. L., Ognev D. V. Innovatsionnyye podkhody k formirovaniyu sistemy upravleniya munitsipal’noy sobstvennost’yu // Vestnik IrGTU. 2015. №5 (100).