«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

12 февраля 2:04

Образовательный процесс в школе представляет сложную систему педагогического взаимодействия. Педагогическая аксиома гласит: можно быть профессором в области своего предмета, но, если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет.

Слово «взаимодействие», состоит из двух корней — «взаим-» и «действие». Взаимный, по словарю С.И. Ожегова, означает «обоюдный, касающийся обеих сторон». В педагогическом взаимодействии рассчитывается участие различных сторон, но это не означает, что этих сторон может быть только две (как на это указывает определение «обоюдный»). 

Педагогическое взаимодействие – явление чрезвычайно разностороннее. Оно включает в себя: контакт в диаде (два участника, прямо или опосредованно включенные в учебный процесс), триаде (и далее по увеличению количества участников: учитель, ученик, родитель или психолог, завуч и др.), группе как совокупном субъекте, различающемся по составу, по характеру выполняемой деятельности (ученические коллективы, педагогический коллектив, родительский комитет, единый школьный коллектив и  т.п.).

Педагогическое взаимодействие также содержит  в себе сложную  взаимосвязь общественных явлений – системы образования, общества, социального заказа и пр., следовательно, в зависимости от  конкретной ситуации количество  сторон может быть  самым различным.

 «Действие» в общение словаре заказа Ожегова представлено как:

  1. проявление какой-этики нибудь педагог энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь (привести в действие, продлить действие договора и пр.);
  2. результат проявления деятельности чего- нибудь, влияние, воздействие (действия лекарства);
  3. поступки, поведение (самовольные действия);
  4. события, о которых идет речь (действие происходит в XV  столетии);
  5. часть работе драматического произведения (драма в детьми двух действиях); 
  6. основной  вид  математического  вычисления (четыре вычисления действия  арифметики).

Следуя педагогическому подходу А.В. Мудрика, педагогическое взаимодействие составляет  личностный подход, который  является «результатов базовой ценностной ориентацией  педагога, определяющей ведущую учебный его ориентацию на развитие личности воспитанника, а также  стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном  процессе на основе субъект- субъектных отношений».

Взаимодействие педагогов и учащихся в  школьном материала коллективе выделяют одновременно происходит в  разных  системах: между организаций школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями.

Педагогическое взаимодействие получило понятие в работах В.И. Загвязинского. Л.А.  Левшина. Х.Й.  Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие —  сложнейший процесс, состоящий   из   множества  компонентов: дидактических, воспитательных и социально- педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

  1. учебно-воспитательной деятельностью;
  2. целью обучения;
  3. воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех   видах  человеческой деятельности:

  1. познавательной;
  2. трудовой;
  3. творческой.

Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании ученику условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения труду и иным формам участия жизни общества.  Она решается организацией личностно развивающей может среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.

 Выделяют два стиля педагогического взаимодействия между ребенком и педагогом:

  1. Субъектно-объектное взаимодействие,
  2. Субъектно-субъектные отношения.

Субъектно-объектное взаимодействие. При данном  стиле взаимодействия педагог —  субъект, а ребенок (ученик или   воспитанник) —  объект. Педагог выступает как организатор педагогического процесса, а ребенок как исполнитель задач и требований, поставленных перед ним педагогом.

Субъектно-субъектные отношения. Ученики выступают при таком стиле работы взаимодействия как равные участники  педагогического процесса. Педагогический процесс в таком случае направлен на развитие таких способностей как инициативность, взаимодействие коллективизм нестандартное мышление, творчество и т.п. В итоге вся осуществляемая деятельность приобретает для ребенка  личную значимость, формируя у  него активность и самостоятельность.

  Также существуют стили педагогического общения:

     — Устойчиво-должен положительный стиль. Реакция педагога на поведение и возможные недостатки в учебных работах   детей, всегда имеет ровный и спокойный тон при общении с детьми, но при этом педагог проявляет свои эмоции.

     —  Пассивно-положительный.  Педагог, не заинтересован в получении  детьми знаний, положительно относится к любому течению педагогического процесса, тон общения  всегда пассивно спокойный, без эмоциональный.

—  Неустойчивый стиль. Настроение педагога и его отношение к педагогическому процессу и детям зависит от настроения, состояния здоровья, бытовых проблем и т.д.

     —  Ситуативно-ученика отрицательный. Педагог меняет стиль общения с детьми в зависимости от   педагогической  ситуации. В случае положительных результатов учебных работ или поведения детей- спокойный стиль общения, при плохом поведении или неудачных  работах  — резко отрицательный.

     — Устойчиво-отрицательный стиль.   Наиболее часто встречающийся общения. Педагог не может или   не хочет выстроить  взаимоотношения с детьми, постоянно ими не доволен, и не скрывает этого.  При таком общение стиле общении у детей складывается негативное отношение к педагогическому процессу, снижается мотивация.

 Нежелание или неумение правильно  общаться с  учащимися  является причиной многих педагогических неудач и плохой  дисциплины  на уроках, и  отсутствия  интереса к предмету, и  грубости учащихся.

  Наиболее  типичные  ошибки в общении преподавателей с учащимися:

     —  Обращение к  учащимся  не  по  имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.

     —  Отсутствие извинений в  адрес учащихся, если педагог оговорился или неправильно продиктовал запись.

  — Приказной административный характер распоряжений.

     —  Невнимание и  безразличие к результату ответа учащегося, прерывание его речи или перепалка во время ответа.

—  Игнорирование психических особенностей, опрашиваемых (флегматик — медленно думает, холерик — торопится, меланхолик —  теряется, сангвиник  — отвечает мгновенно, необдуманно).

—  Неумение выслушать, поддержать беседу.

     —  Отсутствие контакта глаз.

     —  Необъективность придирки.

— Невнимательность к достижениям учащихся.

 —  Игнорирование стремления учащегося занять достойное место среди сверстников.

     —  Угрозы, приказы.

    — Критика.

    — Оскорбительные прозвища.

— Общение — допрос.

— Похвала с подвохом.

     — Отказ  от обсуждения вопроса.

Эмоциональный фон  учителя определяется настроением, поведением, речью педагога. В соответствии с последними исследованиями в речи конкретного носителя языка образуются определенные  устойчивые  фразеологизмы (речевые стереотипы), сигнализирующие окружающим об эмоциях, испытываемых личностью в данной ситуации.  Учитель в процессе профессиональной деятельности также обзаводится особыми речевыми моделями, которые в достаточно сильной степени кодируют ситуацию педагогического общения (В.М.  Зубова).  Анализируя содержание речевых моделей, можно определить их эмоциональную характеристику: положительную, нейтральную, негативную. Все типы эмоционально окрашенных языковых моделей присутствуют в процессе и конкретных ситуациях педагогической коммуникации.

Положительные. «Рада вас всех видеть. Нас ждет сегодня необычный (интереснейший) материал…», «Подобную работу случается мы уже проделывали, и вы с справились прекрасно. Попробуем   закрепить наш успех».

Нейтральные. «Проверьте готовность рабочих мест на своих партах.  Настроились на серьезную работу. Нам сегодня предстоит…»;

«Ребята, не будем отвлекаться, у нас еще много работы», «Откроем дневники, запишем домашнее задание».

Негативные. «Опять без тетради? Дома забыл? А почему ты голову свою не забыл?», «Славин, почему ты  все  время болтаешь? Если ты такой умный, тогда бери мел и  сам объясняй новый материал!» и т.д.

Повторяющиеся из  урока в урок речевые модели поведения создают соответствующую эмоциональную атмосферу учебной деятельности, которая прямо  влияет на формирование позитивного или негативного педагогического взаимодействия.

В психолого-педагогической литературе выделяют ряд условий, повышающих эффективность педагогического взаимодействия:

  1. постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

2.создание в   коллективе  атмосферы  взаимной стремление доброжелательности и   взаимопомощи;

  1. введение в  жизнь детей  положительных  факторов, расширяющих  шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливающих уважение к  общечеловеческим  ценностям;
  2. использование  учителем информации о структуре  коллектива, личных  качествах  учеников, занимающих различное  положение в  классе;
  3. организация совместной деятельности, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания;
  4. оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем личных учащимся и объективная оценка независимо уже сложившихся межличностных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельности, но и в других ее видах;
  5. организация коллективных игр и других мероприятий, позволяющих ученику проявить себя позитивно с незнакомой стороны;
  6. учет специфики группировки, в которую входит ученик, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентации.

Выделяют ряд факторов, способствующих повышению эффективности педагогического взаимодействия.

 Похвала любимого учителя, высказанное им положительное отношение, могут значительно повысить самооценку ученика, пробудить стремление к новым достижениям, порадовать его. Такая похвала, высказанная учителем, который не принимается  учащимися, может оказаться неприятной ученику и даже  воспринята им  как порицание.  Это случается, когда педагог не признается авторитетной личностью  не только этим учеником, равные но и всем классом.

При оценке успехов учащихся особенно важна требовательность учителя. У  нетребовательного  учителя ученики расхолаживаются, их активность снижается.  Если ученик  воспринимает  требования учителя как  слишком высокие, то связанные с этим неудачи могут вызвать у него эмоциональный конфликт. Сможет ли ученик правильно воспринять требования ребенка или нет, зависит  от того, насколько в педагогической стратегии учителя учтены  уровень притязаний учащихся, планируемые перспективы его жизнедеятельности, сложившаяся самооценка, статус в классе, т. е.  вся  мотивационная сфера личности, без учета которой продуктивное взаимодействие общение невозможно.

Установлено, что учителя чаще обращают внимание на тех  школьников, которые, вызывают у них то или иное эмоциональное отношение  — симпатию, озабоченность, неприязнь.  Ученик, безразличный педагогу неинтересен. Учитель склонен лучше относиться к «интеллектуальным», дисциплинированным и исполнительным ученикам, на втором месте стоят пассивно-зависимые и спокойные, на третьем  —  ученики, поддающиеся влиянию, но плохо управляемые.  

Как должен вести себя учитель при взаимодействии с детьми?  Что может считаться нарушением профессиональной этики поведения учителя школе? Какое обращение с детьми на уроке недопустимо?

Такие вопросы часто задает себе родитель, когда сталкивается нарушением этических норм со стороны педагога в отношении ребенка. Когда папы и мамы отдают ребенка в школу, редко кто задумывается о том, что школа может стать для ребенка фактором риска.

 На сегодняшний день единого ответа на вопрос о «правильном» поведении учителя не существует. У каждого педагога свой индивидуальный стиль общения с ребенком, с родителями, своя особенная манера преподавания, но основополагающим в работе педагога должны быть профессиональная культура взаимодействия, педагогическая этика.  Неоспоримым является тот факт, что успешность обучения по предмету у учащихся нередко зависит от личности учителя и манеры его общения с классом.  Некоторых учителей настолько боятся дети, что с трудом могут сосредоточиться на восприятии предмета.  Других учителей дети просто обожают и готовы показать на занятиях все свои возможные умения и навыки.  Личность учителя, его культура поведения серьезно влияет на то, как ребенок будет воспринимать школьный мир.   Взрослые понимают, что учитель учит не только русскому языку, математике, но и закладывает понимание того, следует  ли держать слово, можно ли обидеть другого, имеет ли человек собственное мнение. Педагог учит этому в ходе образовательного процесса, демонстрируя детям образцы того или иного поведения.

В международных документах и отечественных нормативных актах, также указано, каким образом должен вести себя учитель.

  1. В частности, в «Конвенции о правах ребенка (Одобрена Генеральной   Ассамблеей ООН 11.1989) сказано, что Педагог должен уважать личность ребенка, его человеческое достоинство, уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.
  2. В Рекомендациях ЮНЕСКО «О Положении Учителей» от 10.1966 г. указано, что учитель должен вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером для учеников.
  3. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Правовые нормы и ответственность за их нарушения определены законодательством.  Что касается нравственных и этических норм, то  образовательная организация может установить их самостоятельно.
  4. Существует Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об ситуации утверждении  профессионального стандарта «Педагога (педагогическая деятельность в   сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее-Приказ). Приказ разъясняет, кто допускается к педагогической деятельности, какие трудовые умения, знания и действия необходимы педагогу. Также Приказ предъявляет конкретные требования к образованию педагога.

  В профессиональный стандарт включены следующие компетенции педагога:

—  реакция на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавание за ними серьезных личных проблем;

— соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

  1. Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

(далее-Кодекс).  Данный документ достаточно подробно описывает   своего этические нормы поведения складывается педагога и отражает  основополагающие принципы поведения в школе.

Общение во многом зависит от самого учителя, от того, как он себя держит с учениками.  Педагогический такт — это качество, присущее учителю мастеру, учителю интеллигенту —  писал К.Д. Ушинский.   Без педагогического такта, учитель —  как бы хорошо он не изучил теорию педагогики — никогда не будет хорошим воспитателем-практиком. 

Педагогическое общение как способ взаимодействия учителя и учащихся выступает связующим компонентом педагогической системы школы, основным средством решения образовательных задач. Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной  деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был ее качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков и путей их исправления. 

Список литературы:

  1. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. — Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013. — С. 203
  2. Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы — М.: Сентябрь, 2016. — С.192
  3. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие — / Е.А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — С. 76
  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов. — М.: Академия, 2007. — С. 365, 414-425.
  5. Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Технология и творчество. — Л.: Питер, 1989. — С. 84
  6. Ушинский К.Д. Сочинения в 11 томах: Полное собрание сочинений великого русского педагога. Компьютерная программ CD-ROM, 2007.
  7. Рекомендация Юнеско о «Положении Учителей». Принята 05.10.1966 Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей)
  8. Статья 48. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями)
  10. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения. М.: Гуманит. — изд. центр «ВЛАДОС», 2007. — С.242