Содержательная характеристика конкуренции дана авторами И.Бернаром и Ж.-К. Колли в исследовании, где эта категория рассматривается как состояние взаимоотношений, когда происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех хозяйствующих субъектов в плане, как предложения, так и спроса на товары и услуги. При проведении статистического анализа конкуренции принципиально важной является сформулированная здесь идея сопоставления [1].
Необходимо отметить, что в современных условиях осуществления бизнеса в сфере архитектурного проектирования, смысл конкурентной борьбы заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, способствует осуществлению активной инновационной политики, связанной с применением современных технологий в архитектурном проектировании. Упорядоченная, введенная в определенные законом рамки, справедливая конкуренция встроена в механизм маркетинга. Конкурентная борьба — составная часть маркетинговой деятельности [4].
Конкурентоспособность фирмы — это реальная и потенциальная способность предприятия с учетом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и реализовывать в конкретных условиях услуги архитектурного проектирования, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем услуги конкурентов [5].
Конкурентоспособность предприятия в самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Отсюда следует, что мерилом конкурентоспособности предприятия является «соотношение сил» между конкретным предприятием и его основными конкурентами на рынке. В теории менеджмента к основным конкурентам относят предприятия, близкие по характеристикам и стратегическому поведению. Эти предприятия образуют так называемую «стратегическую группу» [5].
Цели предприятия, как правило, имеют временную привязку, поэтому можно сказать, что конкурентоспособность предприятия определяется его способностью вести успешную (в отношении достижения поставленных целей) деятельность в условиях конкуренции в течение определенного времени.
Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что менеджмент предприятия не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов — они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени. Многоаспектность конкуренции также проявляется в том, что предприятия могут предвидеть поведение конкурентов, а также реагировать на одну и ту же ситуацию на рынке различным образом.
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном рынке услуг проектирования. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по следующим факторам. Это:
- концепция услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
- качество, выражающееся в соответствии услуги высокому уровню услуг рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
- цена услуги с возможной наценкой;
- финансы — как собственные, так и заемные;
- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
- внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности [2].
Анализ данных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой — использовать свои преимущества и слабости конкурента.
Весьма схожую точку зрения высказывают и отечественные исследователи. В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят: «финансовое положение предприятия, развитость базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них, наличие передовой технологии, обеспеченность высококвалифицированными кадрами, способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию, наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков, состояние технического обслуживания, возможности по кредитованию своего экспорта (в том числе, с помощью государственных организаций), действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией, кредитоспособность основных покупателей» [3].
Наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятий было приведено в работах М. Портера. При этом факторы конкурентоспособности понимаются им как одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирм, их структурой и конкурентами, условиями спроса и наличием родственных или смежных отраслей и предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке [5].
Все эти четыре детерминанты составляют, по мнению М. Портера, систему (ромб), «компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других» (рисунок 1).
Рисунок 1 – Ромб М. Портера [5]
Чтобы получить и удержать преимущества в строительной отрасли, необходимо обладать преимуществами во всех составляющих системы. Конкурентное преимущество, основанное на какой-то одной либо двух детерминантах, также возможно. Но только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или отраслях, не использующих смежных технологий и высококвалифицированной труд. Однако такое преимущество обычно кратковременно и теряется со вступлением на данный рынок крупных компаний и фирм.
Поэтому преимущества по каждому в отдельности из компонентов системы не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Лишь взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает синергетический (самоусиливающийся) эффект системы.
Факторы конкурентоспособности М. Портер напрямую связывает с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, представляются в виде нескольких больших групп:
Человеческие ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
Материальные ресурсы — количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
Компетентностный ресурс (знания) — сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность услуг в области архитектурного проектирования и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках [5].
Финансовые ресурсы — количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование деятельности предприятия.
Предпринимательская инфраструктура — тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры.
Отраслевые особенности сферы архитектурного проектирования, безусловно, накладывают свои существенные различия на состав и содержание применяемых факторов [2].
Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М. Портер предлагает делить на несколько типов.
Во-первых, на основные и развитые. Основные факторы — это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила, капитал.
Развитые факторы — современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ЭВМ и ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.
Деление факторов на основные и развитые весьма условно. Основные факторы существуют объективно либо для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка [4].
Гораздо большее значение для конкурентоспособности имеют развитые факторы, как факторы более высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое условие самого создания развитых факторов — это использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий.
Особенностью развитых факторов является то, что, как правило, их трудно приобрести на рынке. В то же время они являются непременным условием инновационной деятельности предприятия. Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов. То есть основные факторы, не являясь надежным источником конкурентного преимущества, в то же время должны быть достаточно качественными, чтобы позволить на их базе создать родственные развитые факторы.
Другим принципом деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы делятся на общие и специализированные.
Общие факторы, к которым М. Портер относит систему автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей [5].
Специализированные факторы — это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей. Примером сейчас служит разрабатываемое по контракту специализированное программное обеспечение, а не стандартные пакеты программ общего назначения.
Можно сделать вывод, что в наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления.
Конкурентное преимущество, основывающееся на совокупности основных и общих факторов — это преимущество низшего порядка (экстенсивного типа), имеющее непродолжительный и неустойчивый характер [2].
Следует отметить, что критерии отнесения факторов к развитым или специализированным постоянно ужесточаются. Это результат воздействия НТП. То, что сегодня считается на уровне развитого фактора (скажем научные знания), завтра будет отнесено к основному. Аналогично и со степенью специализации (к примеру, научных знаний). Здесь также наблюдается тенденция к повышению. «Она имеет место также и у людских ресурсов, инфраструктуры и даже источников капитала». Поэтому ресурс фактора как основа долговременного конкурентного преимущества обесценивается, если постоянно его не совершенствовать и не делать более специализированным.
И, наконец, еще один принцип классификации — деление факторов конкурентоспособности на естественные (то есть доставшиеся сами собой: природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные. Понятно, что вторые — факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую [1].
Создание факторов — это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М. Портер, но и другие западные исследователи, такие как Б. Скотт, Дж. Лодж, Дж. Бауэр, Дж. Зюсман, Л. Тайсон.
Необходимо отметить следующую важную особенность. Выше указано, насколько велика роль существования специализированных и развитых факторов. Как правило, их развивают сами предприятия, как наиболее знающие что им нужно именно сейчас для обеспечения конкурентного преимущества.
Конечно, создавать и совершенствовать сразу все типы факторов невозможно. То, какие факторы создаются, совершенствуются и эффективно используются, зависит от характера спроса на рынке, наличия и возможностей родственных и смежных предприятий, характера конкуренции и целей самого предприятия [5].
Конкурентоспособность — это также философия работы в условиях рынка, исходящая из знания:
- нужд потребителя;
- путей создания и доведения до него нужной ему услуги;
- поведения и возможностей конкурентов;
- состояния и тенденций рынка и окружения фирмы в целом;
Для того, чтобы добиться конкурентоспособности, нужно улучшать потребительские свойства, минимизировать издержки; использовать менее дорогие компоненты без потери общего качества, привести последнее в соответствие с запросами потребителя, создать оптимальные условия сервиса.
Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность, для компании бывают внешними и внутренними. Внешние, в свою очередь, можно разделить на макроэкономические (имеют значение для фирм, участвующих в международной конкуренции), отраслевые и территориальные.
К внешним макроэкономическим факторам можно отнести:
благоприятную социально-политическую обстановку;
передовую структуру и динамичное развитие национальной экономики в целом и отдельных рынков;
поддержку отечественного предпринимательства со стороны государства;
наличие в стране необходимых производственных и финансовых ресурсов;
развитую инфраструктуру (транспорт, связь и пр.) и финансово-кредитную систему.
К отраслевым факторам (мезо-экономическим) конкурентоспособности можно отнести:
потенциально высокую емкость рынка для продуктов отрасли и его высокую адаптивность к новинкам; легкость доступа на него, низкий уровень входных барьеров;
возможность экономии на масштабах производства;
прочность конкурентных позиций на существующих рынках.
К территориальным факторам конкурентоспособности (мезо-экономическим) относят:
благоприятные естественные условия деятельности;
удобное местоположение, близость к основным коммуникациям;
высокую обеспеченность трудовыми ресурсами;
благожелательное отношение местных властей и населения.
Основными внутренними для компании в сфере архитектурного проектирования (микроэкономическими) факторами конкурентоспособности фирмы являются:
- передовой технический и технологический уровень производства;
- высокое качество услуг при сравнительно низких издержках на всех стадиях производственного цикла;
- применение современных методов организации и управления, информационных технологий;
- квалифицированный персонал;
- активная инновационная деятельность;
- наличие финансовых ресурсов;
- обладание уникальными авторскими правами, патентами, лицензиями, ноу-хау, зарегистрированными моделями, коммерческими секретами, опытом;
- наличие высокой организационной культуры, благоприятной репутации, имиджа.
Утрата конкурентоспособности возможна в результате:
- замедления инноваций, темпов создания и улучшения предоставляемых, совершенствования производственной системы;
- резкого изменение величины и структуры спроса;
- невозможности осуществить технически и технологические преобразования из-за слабости поддерживающих отраслей, отсутствия необходимых инвестиций;
- утраты доверия со стороны клиентов;
- ухудшения факторных параметров (отставание в темпах создания и улучшения факторов, рост издержек);
- ослабления внутренней конкуренции, ведущего к медленному разложению фирмы.
Мерами по усилению конкурентоспособности могут выступать:
- постоянное совершенствование предоставляемых услуг, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.;
- обеспечение его превосходства над заменителями;
- творческое использование полезного опыта конкурентов;
- умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы;
- интенсивное использование рекламы и прочее.
Использованные источники:
- Говорова Н.С. Конкурентоспособность − основной фактор развития современной экономики / Н.С. Говорова // Проблемы теории и практики управления. 2006. – № 4. − С. 24-29.
- Дробышева Л.А. Маркетинговая оценка конкурентоспособности производственного предприятия / Л.А. Дробышева // Справочник экономиста. М.: — 2006. — № 5.− С. 32-36.
- Дурович, А.П .Маркетинг в предпринимательской деятельности / А. П. Дурович. – М. : Экзамен, 2008.
- Мошнов, В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности: учебное пособие / В.А.Мошнов.− М. : Экзамен, 2009.
- Портер, М. Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. – М. : Экон. наука, 2005.