Для того чтобы приступить к изучению уровня социального обслуживания населения РФ, стоит рассмотреть динамику численности пенсионеров. Составим таблицу, в которой покажем не только общее количество пенсионеров, получающих пенсию, но и рассмотрим пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Динамика численности пенсионеров в Российской Федерации за период 2016-2020 гг. (в разрезе по категориям) отражена в таблице 1.
Подобная тенденция объясняется ужесточением контроля за процедурой назначения пенсий по инвалидности и сокращением количества коррупционных проявлений в этой сфере.
За период наблюдения в Российской Федерации возрастает количество граждан пенсионного возраста в расчёте на тысячу жителей (с 308,3 до 314,8), а также наблюдается тенденция снижения среднегодового количества работающих граждан в расчёте на 1-го гражданина пенсионного возраста (с 1,60 до 1,53) [2].
Таблица 1
Численность пенсионеров в Российской Федерации
| 
 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 
| Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, тыс. человек | 42729 | 43177 | 43504 | 43865 | 43546 | 
| из них получающие пенсии: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| по старости | 35555 | 36003 | 36336 | 36710 | 36341 | 
| по инвалидности | 2267 | 2183 | 2107 | 2043 | 2088 | 
| по случаю потери кормильца  | 1395 | 1405 | 1408 | 1403 | 1381 | 
| пострадавшие в результате  | 332 | 382 | 422 | 443 | 459 | 
| федеральные государственные  | 71 | 68 | 74 | 77 | 78 | 
| социальные | 3108 | 3134 | 3156 | 3188 | 3198 | 
Анализ информации, отражённой в таблице 1 позволяет сказать о том, что в Российской Федерации увеличивается количество граждан, получающих государственные пенсии с 42729тыс. чел. в 2016 г. до 46198 тыс. чел. в 43546г.
При этом, наиболее крупной группой среди российских пенсионеров являются граждане, получающие государственную пенсию по старости. Численность этой группы возросла с 35555 тыс. чел. до 36341 тыс. чел. (+786 тыс. чел.) за период наблюдения [3]
В то же время, количество граждан, получающих пенсии в связи с утратой (ограничением) трудоспособности сократилось с 2267тыс. чел. до 2088тыс. чел. за анализируемый период.
Динамика среднего размера начисляемой пенсии за период 2016-2020 гг. представлена в таблице 2.
Анализ информации, представленной в таблице 2, позволяет отметить следующие основные тенденции. Среднегодовой уровень государственной пенсии в Российской Федерации увеличился с 12080 руб. в 20156 г. до 14904,4 руб. в 2020 г. [3]
Таблица 2
Динамика среднего размера начисляемой пенсии за период 2016-2020 гг.
| 
 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 
| Средний размер пенсии пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, рублей | 12080,9 | 12425,6 | 13323,1 | 14102,1 | 14904,4 | 
| из них получающие пенсии: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| по старости | 12830,4 | 13172,5 | 14151,6 | 14986,3 | 15878,4 | 
| по инвалидности | 8040,1 | 8253,7 | 8807,4 | 9278,6 | 9823,9 | 
| по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) | 7924,9 | 8175,7 | 8875,7 | 9479,2 | 10109,9 | 
| пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей | 10766,7 | 11261,1 | 11863,2 | 12428,5 | 12997,1 | 
| федеральные государственные гражданские служащие | 17186,4 | 17500,8 | 18709,7 | 19994,1 | 21224,3 | 
| социальные | 8302,4 | 8644,4 | 8806,6 | 9093,7 | 9298,1 | 
К сожалению, подобный рост не опережает реальную накопленную инфляцию за тот же период, составившую, по статистическим данным, 24,8 %.
В ещё большей мере от уровня накопленной инфляции отстаёт такой показатель, как уровень прожиточного минимума гражданина пенсионного возраста, увеличившийся за период наблюдения на 1037 руб. (+13 %).
Сопоставление средней величины государственных пенсий со среднероссийским уровнем заработной платы показывает снижение.
Подводя итог сказанному, необходимо сформулировать следующие основные выводы:
- 1. В силу демографических причин, в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция постепенного сокращения количества трудоспособных граждан, при одновременном увеличении граждан пенсионного возраста. Подобная тенденция находит отражение в показателях работающих граждан и пенсионеров.
- Упомянутые выше негативные процессы приводят к увеличению нагрузки на бюджетную систему Российской Федерации, обязанную обеспечивать граждан пенсионного возраста. В силу сказанного, возрастает актуальность реализации мероприятий, связанных с финансовой стабилизацией пенсионной системы РФ.
- Предпринятые меры, связанные с преобразованием действовавшей распределительной пенсионной системы в смешанную, включающую себя накопительную часть, позволяющую гражданам самостоятельно управлять своими пенсионными накоплениями (в установленных законом масштабах), а также повышение пенсионного возраста не дали результата. Согласно информации исследователей, дефицит государственного пенсионного фонда РФ продолжает нарастать.[1]
Уровень пенсионного обеспечения граждан РФ несопоставим с аналогичным уровнем в развитых странах. В настоящее время долларовый эквивалент среднемесячной российской пенсии не превышает 250, что является катастрофически низким показателем и затрудняет достижение физиологических норм по питанию.
Список использованных источников:
1.Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2021 году поставит пятилетний рекорд URL: https://www.rbc.ru/economics/15/09/2020/5f5f37ee9a7947c519e5e5b4
2.Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru
3.Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Smj3FgYj/2.3(1).doc
List of sources used:
- The budget deficit of the Pension Fund in 2021 will set a five-year record URL: https://www.rbc.ru/economics/15/09/2020/5f5f37ee9a7947c519e5e5b4
- Federal State Statistics Service URL: https://rosstat.gov.ru
- The main indicators of pension provision in the Russian Federation URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Smj3FgYj/2.3(1). doc

