Система образования всегда ориентирована на выполнение социального заказа, т.е. способствует формированию такой личности, которая сможет успешно адаптироваться в обществе. Сегодня обществу необходимы творческие, всесторонне развитые люди, способные самостоятельно обрабатывать информацию, поэтому образование все чаще отходит от традиционного обучения в сторону развивающего.
Термин «развивающее обучение» был введен В. В. Давыдовым, а после перешел в массовую педагогическую практику, при этом само понятие существенно расширилось. Современная педагогика под развивающим обучением понимает активно-деятельностный способ обучения, который стимулирует, направляет и ускоряет развитие обучаемых.
На основе развивающего обучения построены несколько различных систем: система Л.В. Занкова, основанная на познавательной деятельности учащихся; теория опережающего развития Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова; система В.Ф. Шаталова с использованием «опорных сигналов» и др.
Отличительная особенность методов развивающего обучения состоит в организации деятельности учащихся, а не учителя. Центральной фигурой выступает ученик, а учитель лишь организует его учебную деятельность. Так как любая деятельность представляет собой решение конкретных задач, то в развивающем обучении основным средством учителя, является по мнению Прохорова[4], постановка задач и организация их решения.
Одним из первых, кто применил развивающее обучение на практике, был Леонид Владимирович Занков: в 1950-1960-х гг. на основе концепции Л.С. Выготского на практике, он разработал эффективную систему обучения математике. Образовательная деятельность строится на выполнении следующих дидактических принципов:
- обучение школьников необходимо вести на достаточно высоком уровне сложности;
- придерживаться стремительного темпа движения вперед;
- преобладание теоретических знаний, которые подкрепляются практическими заданиями;
- добровольное осознанное участие обучающихся в учебно-познавательном процессе;
- регулярная работа над развитием всех учащихся [2].
Как известно, в системе Занкова Л.В. уделяется большое внимание обучению математике. Однако учебник должен, по мнению Б.Ш.Секинаева [5], не только способствовать приобретению математический знаний и навыков, но стремиться к более высоким результатам в общем развитии детей.
Обучение математике в соответствии с принципами системы Занкова, предполагает достижение следующих результатов [6]:
- использование математических знаний для описания окружающих явлений, процессов и предметов, процессов, а также для оценки количественных и пространственных отношений;
- формирование основы логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, овладение математической речью, приобретения навыков измерения и пересчета, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
- приобретение опыта решения познавательных и практических задач с помощью полученных математических знаний;
- выполнение арифметических действий с числами и числовыми выражениями, решение текстовых задач, построение простейших алгоритмов и следование им, исследование, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представление и интерпретация данных.
Предлагаемые задания должны быть направлены на формирование соответствующих компетенций и умений. Во время выполнения учащиеся производят те или иные действия, операции, в тоже время упражняются в сложении, вычитании, умножении и делении, отрабатывая вычислительные навыки. Однако в системе обучения Л.В. Занкова, решение осуществляется путем сопоставления и противопоставления, акцентирования внимания на смысловых связях в тексте задачи, построением схемы пути решения задачи. Главная задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся ориентироваться в связях между данными и искомым в задаче и приступать к решению только тогда, когда определены соответствующие связи и зависимости.
Несмотря на то, что система Л.В. Занкова ориентирована на начальную ступень обучения, его принципы по мнению И.Ю. Леднева [3], можно использовать и при обучении в старших классах. При изучении свойств параллелограммов, можно предложить такое задание: «Можно ли определить прямоугольник, как параллелограмм, у которого есть прямой угол?». Выполнение задания потребует от учащихся вдумчивого изучения определения, анализ свойств параллелограмма, сопоставление формулировок определения.
Некоторые виды заданий не предполагают, с точки зрения А.А. Алимова [1], глубоких знаний учащихся, но активирует их деятельность. Например, «Угадай, где задача» – учащиеся сравнивают два схожих текста, анализируют условие и определяют, какой из текстов является задачей:
1) Коле 12 лет, а Наташе 9 лет. Во сколько раз папа старше Наташи?
2) Коля в 2 раза младше Наташи, а папе столько лет, сколько Наташе и Коле вместе, увеличенное в 2 раза. Сколько лет папе, если дочери 10 лет.
После анализа условий можно определить, что в первом тексте недостаточно исходных данных, и потому ее нельзя отнести к задачам. Во втором тексте, исходя из условия, легко определить, что возраст отца – 30 лет.
Поисковые задачи с наращиванием условия, также отвечают принципам системы Л.В. Занкова. Приведем пример задачи: «В классе 24 человека. Четверть класса составляют отличники». Дополните условие и поставьте вопрос. Анализ условия позволяет определить, что мы знаем лишь количество отличников, а в классе могут быть хорошисты, троечники и двоечники. При этом должно соблюдаться условие, что количество всех учащихся есть 1 целое. В итоге, условия задач можно дополнить следующим образом: хорошистов в 2 раза больше, в 2 раза меньше, на 2 человека больше. Остальные ученики учатся на тройки (остальные ученики троечники и двоечники).
Выполняя задание, учащиеся не только находятся в творческом поиске условия задачи, но и самостоятельно усложняют эту задачу. Решая задачу, определяют подходящее дополнительное условие. Например, хорошистов не может быть в 8 или 9 раз меньше, в 4 и 5раз больше, и т.д. Следовательно, повторяются свойства дробей, выполняются действия с дробями.
Таким образом, развивающее обучение строится вокруг деятельности учащегося и требует творческого подхода со стороны учителя. Развивающее обучение играет важную роль в преподавании математики, так как активизирует самостоятельное мышление, учит вдумчивому изучению текста задания, и т.д. Отечественные педагоги уделяют большое внимание развивающему обучению, благодаря чему существуют различные концепции и принципы. Каждый учитель может подобрать подходящую для себя систему обучения и строить образовательный процесс согласно ее принципам. Так принципы системы Л.В. Занкова ориентированы на активизацию познавательного интереса и общее развитие учащихся.
Список литературы/ References
- Алимова А.А., Гребенникова Н.Л. Работа над нестандартными задачами в курсе математики системы Л.В. Занкова // Проблемы взаимодействия науки и общества: сб. ст. науч.-практ. конф. – Уфа: Аэтерна, 2018. – С. 170-173.
- Занков Л.В. Обучение и развитие // Избр. педагог. труды. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
- Леднева И. Ю.1 Особенности обучения математике в системе Л.В. Занкова // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения: сб. науч. ст. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. – С. 13-19.
- Прохорова Т.П. Характеристика развивающего обучения как целостной системы // Юридическая наука в XXI веке: сб. науч. ст. – Шахты: ООО «Конверт», 2018. – С. 147-151
- Секинаева Б.Ш. Формирование математического мышления школьников как важная педагогическая проблема // БГЖ. – 2018. – №2. – С. 321-324.
- Шафростова Н.Н. Обзор УМК Л.В. Занкова с точки зрения соответствия ФГОС. – Педсовет, 2013. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/179-1-0-3291