Высокие темпы распространения наркомании в стране — это проблема, которая на сегодняшний день является реальной угрозой национальной безопасности государства. Предупреждение и пресечение незаконного оборота наркотиков — это одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных и общественных органов, объект пристального внимания Президента России и Совета Безопасности Российской Федерации.
Помимо этого, появились новые правовые институты, проведены реформы правоохранительных органов, так, например, внутренние войска МВД были преобразованы в Национальную гвардию, Федеральная миграционная служба и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков были возвращены в состав МВД России, что не могло не отразиться на действующем административном законодательстве.
Незаконный оборот наркотиков за последние годы стал одной из актуальных проблем современного общества.
В зависимости от механизма совершения данные административные правонарушения можно разделить на три группы:
1) административные правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств;
2) административные правонарушения, связанные с распространением наркотических средств;
3) административные правонарушения в сфере применения специальных правил оборота наркотических средств юридическими лицами.
К первой группе относятся: статья 6.9 КоАП РФ, запрещающая употребление наркотиков и иных запрещенных законом веществ без назначения врача, статья 6.9.1 КоАП РФ — уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, часть 2 статьи 20.20 КоАП РФ, запрещающая употребление наркотиков, психотропных или одурманивающих препаратов, статья 20.22 КоАП РФ, запрещающая нахождение в состоянии опьянения в общественных местах не достигших совершеннолетия лиц, распитие ими алкоголя либо употребление ими наркотиков, небезопасных психоактивных, одурманивающих и иных веществ.
Во вторую группу входят такие правонарушения, как перечисленные в статье 6.8 КоАП РФ, запрещающей незаконный оборот наркотиков и препаратов, являющихся их аналогом, а также нелегальное распространение растений, которые содержат наркотические средства, статье 6.13 КоАП РФ, запрещающей пропаганду наркотиков, иных опасных веществ и их аналогов, растений, содержащих такие вещества, статье 6.16 КоАП РФ — нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, статье 6.16.1, запрещающей незаконные приобретение, хранение, перевозку, производство, сбыт или пересылку прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку, сбыт или пересылку растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (статья 10.5 КоАП РФ), статье 10.5.1 КоАП РФ, запрещающей нелегальное культивирование растений, которые содержат наркотические средства, психотропные и другие опасные вещества[1].
К третьей группе относятся статья 10.4, предусматривающая ответственность за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и территории хранения растений, которые содержат наркотические средства и их аналоги, статья 6.15 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение правил оборота инструментов или оборудования, которые используются для изготовления наркотиков, статья 6.16 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение правил оборота наркотиков и их аналогов, а также распространения или уничтожения растений, которые содержат наркотические средства, психотропные и иные опасные вещества и их прекурсоры[2].
Следует отметить, что выделение данных групп административных правонарушений в сфере оборота наркотиков гарантирует реализацию единого подхода в работе правоприменительных органов, а также может помочь абсолютно точно толковать и применять данные общепризнанные правила поведения, в частности, при квалификации. К тому же при классификации правонарушений в обозначенной сфере выявляются предпосылки их совершения и обстоятельства, этому содействующие, что, в свою очередь, определяет направления для использования более действенных мер противодействия.
Рассмотрев приведенную выше классификацию правонарушений, мы можем отметить, что нормы, предусматривающие административную ответственность за нелегальные действия в сфере незаконного оборота наркотиков, закреплены в 6, 10, 20 главах Кодекса об административных правонарушениях.
В связи с этим целесообразно при разработке нового КоАП РФ в первую очередь обозначить перечень проблемных (узких) вопросов, подлежащих разрешению, которые не представляются возможными либо представляются затруднительными к разрешению имеющимися административно-правовыми средствами.
Анализ правоприменительной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих функции по исполнению административного законодательства в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, указывает на необходимость внесения изменений в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Целесообразность предлагаемых изменений в законодательство Российской Федерации обусловлена повышением эффективности деятельности органов внутренних дел по снижению спроса на наркотики, а также устранению существующих в настоящее время проблемных вопросов, возникающих при применении норм административного законодательства.
Прежде всего полагаем необходимым административные правонарушения в сфере законодательства о наркотических средства и психотропных веществах подвергнуть конкретизации и систематизации путем их объединения в одной главе.
Так, в настоящее время в силу неточности формулировок и разобщенности по разным главам КоАП составов, связанных с немедицинским потреблением наркотиков и нахождением лиц в состоянии наркотического опьянения, отсутствуют единые принципы их практического применения (это касается различного порядка определения сроков давности привлечения к административной ответственности, наличия сложностей в установлении объективной стороны потребления наркотиков и вытекающих из этого вопросов определения территориальной подсудности совершенного правонарушения, наличие в диспозиции одной статьи единой ответственности за правонарушения с различными веществами и средствами, существенно различающимися по своей степени общественной опасности и т.д.).
В связи с этим предлагаем исключить из главы 20 КоАП любые деяния, предметом которых выступают наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, новые потенциально опасные психоактивные вещества.
Одновременно в новой главе КоАП, объединяющей административные правонарушения в области антинаркотического законодательства, предусмотреть отдельные составы правонарушений, связанных как с потреблением наркотиков, так и с нахождением в состоянии опьянения, наступившем вследствие их немедицинского потребления. Кроме того, дополнительно ввести квалифицированные виды указанных правонарушений, связанные с совершением таких деяний в общественных местах, а также в детских образовательных организациях. При этом также следует в примечании к норме указать, что понимается под детской образовательной организацией и общественным местом в контексте указанной нормы.
Представляется необходимым исключение из новой главы КоАП, связанной с нарушением антинаркотического законодательства, деяний, предметом совершения которых выступают алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также одурманивающие вещества.
Также целесообразно предусмотреть отдельный состав правонарушения, предусматривающий ответственность несовершеннолетних лиц за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ, и одновременно рассмотреть возможность привлечения к ответственности родителей и законных представителей за потребление несовершеннолетними запрещенных веществ, а равно за нахождение несовершеннолетних в состоянии опьянения, вызванном их потреблением.
Литература
- Административно-правовые основы юрисдикционной деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в области противодействия незаконному обороту наркотиков среди несовершеннолетних: Методические рекомендации / Т.М. Занина, О.И. Копытина, Л.Б. Антонова, Н.А. Орехова. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2019. 53 с.
- Загонова Д.А. Административно-правовой запрет в области обеспечения здоровья и благополучия населения: понятие, классификация и признаки / Д.А. Загонова // Правовая наука и реформа юридического образования. 2013. N 3(26). С. 84 — 98.
[1]Загонова Д.А. Административно-правовой запрет в области обеспечения здоровья и благополучия населения: понятие, классификация и признаки // Правовая наука и реформа юридического образования. 2013. N 3(26). С. 84 — 98.
[2]Занина Т.М., Копытина О.И., Антонова Л.Б., Орехова Н.А. Административно-правовые основы юрисдикционной деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в области противодействия незаконному обороту наркотиков среди несовершеннолетних // Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2019. 53 с.