Все мы знаем, что привлечь внимание детей младшего возраста к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге снижение эффективности педагогической работы, ухудшение знаний. Но как же быть простому учителю, который хочет и имеет желание научить своих учеников? Есть очень простой, но одновременно креативный выход – это нестандартный урок. Основное отличие нестандартного урока от обычного – не обычность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам. Такие уроки не только дают свободу фантазиям и творчеству, но и заставляют работать мозг на полную мощность. Ведь даже самый робкий ученик невольно начинает включаться в учебную деятельность, проявляя себя совсем с неожиданной стороны.
Польза нестандартных уроков:
- помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик может проявить себя с неизвестной стороны.
- способствуют повышению мотивации и интереса учащихся к предмету.
- развивают мышление, логику, фантазию, учащиеся начинают рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
- помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми.
- Дети учатся слышать и услышать друг друга.
Для того, чтобы такой урок был успешным, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Нестандартные уроки обычно завершают изучение новой темы, раздела, в конце четверти, хороший эффект дают нестандартные уроки и при изучении нового материала.
- Начинать работу нужно с большой предварительной подготовки, урок задумывается и постепенно строится задолго до его проведения, причем подготавливаются и сами учащиеся: делятся при необходимости на группы, выполняют предварительные задания, накапливают по поручению учителя нужный материал и т.д.
- В центре внимания при подготовке и проведении уроков — интерес учащихся, возникающий в процессе педагогических ситуаций, которые составляют основу структуры нестандартного урока.
- Учитывать фактический уровень подготовленности класса, возможность успешного восприятия учениками оригинальной формы урока, при этом, заботясь, чтобы не потратить время впустую ради простой занимательности, а принять эту форму для лучшего усвоения учебного материала.
- При анализе проведения урока оценивать не только степень достижения поставленных целей, но и тот эмоциональный тонус, который устанавливается на уроке, а также интерес учащихся, их инициативность, коллективизм, взаимопомощь и другие благоприятные условия, положительно влияющие на формирование личности школьника.
Я определила направление в работе, в ходе которой необходимо уделить внимание развитию познавательного интереса, как психологическому и педагогическому условию творческого звена в познавательной сфере личности. Для того, чтобы выявить какой урок нравится и проходит оживленно, с интересом провела анкетирование «Мой любимый урок».
Цель: определение рейтинга формы уроков, наиболее понравившейся ученикам. В анкетировании участвовали 16 учащихся 3 класса.
Таблица 1
Формы урока | Предмет | Количество учащихся | % |
Урок-сказка | Литературное чтение, по сказкам А.С.Пушкина | 9 человек | 56,25% |
Урок-игра | Математика | 14 человек | 87,5% |
Урок-путешествие | Математика | 11 человек | 68,75% |
Урок-экскурсия | Окружающий мир | 16 человек | 100% |
Урок-бенефис | Литературное чтение | 10 человек | 62,5% |
Интегрированный урок(Чтение,грамматика,математика,якутский язык) | Якутский язык
Семен Данилов «Кус сурэх туьунан» Хоьооно |
14 человек | 87,5% |
Традиционный | 6 человек | 37,5% |
Из результатов собеседования видно, что ребятам в 3-ем классе больше нравятся такие формы урока, как урок-экскурсия (100%), урок-игра, интегрированный (87,5%), урок-путешествие (68,75%). Эти формы урока отвечают возрастным потребностям учащихся 3-го класса. Традиционный урок «набрал» всего 37,5%. Все это говорит о успешности и актуальности нестандартного урока, таким образом мотивируя учащихся для саморазвития, побуждая в них интерес мы выполняем одно из важных целей ФГОС «ученик сам желает и стремится к обучению, развитию и воспитанию».
Литература
- Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Начальная школа, 2002. — № 1. – С. 57-63
- И.А. Резенова «Необычные уроки обычных детей» / Начальная школа, 2001. — №2 – С.32-34
- О. Субаева «Как организовать и провести урок-исследование» / Начальная школа,2005. — №1 – С.27 — 36
Reference
- Kropocheva T. B. Unconventional science class in elementary school / Primary school, 2002. — No. 1. – S. 57-63
- I. A. Rezanova «Unusual lessons for normal children» / Nachalnaya SHKOLA, 2001. — No. 2 – Pp. 32-34
- O. Subaeva «How to organize and conduct the lesson-study» / Nachalnaya SHKOLA,2005. — No. 1 – Pp. 27 — 36