ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ

22 мая 11:39

На сегодняшний день Китай – вторая экономика мира после США. Такие результаты, в первую очередь, были достигнуты благодаря государственной системы управления социально-экономическим развитием страны. Среди действующих элементов – финансовая политика государства, которая предполагает развитие таких институтов, как финансовый рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок и банковского сектора.

  В условиях современного глобального кризиса Китай исполняет роль одного из главных «локомотивов» мировой экономики.  Одновременно сравнительно успешное преодоление КНР воздействия дисбалансирующих процессов в мире позволяет этой стране продолжать либерализацию валютно-финансовой и инвестиционной сфер [4]. 

  Актуальность темы данной статьи связана с текущей ролью Китайской Народной Республики в рамках развития мировой экономики, где по показателю ВВП, страна занимает законное второе место.

Уровень актуальности статьи на выбранную тематику связан и с тем, что роль Китая в рамках мировой экономики, экономического роста и финансового рынка крайне высокая. В связи с этим, такие процессы, как замедление темпов роста ВВП КНР (ниже зоны 6,5% — 7% г/г), рост уровня закредитованности корпоративного и частного секторов, а также рост просрочки платежей по обеспечению кредитных договоров со стороны населения – приводят к волнениям не только в рамках китайского финансового сектора, но и на международном рынке ценных бумаг. Доказательством выступает чрезмерная волатильность курса китайского юаня, которая приводит к росту спроса на безопасные активы, среди которых драгоценные металлы, японская иена, швейцарский франк и индекс VIX (индекс страха, который демонстрирует рыночную волатильность биржевого индекса США – S&P 500).

  Целью статьи выступает анализ основных факторов и тенденций финансовой политики государства, которые повлияли на его стремительный экономический рост.

Финансовый сектор Китая долгое время был закрыт для внешних инвестиций и развивался исключительно за счет внутренних ресурсов. Финансовое посредничество в стране происходило преимущественно по линии банковской системы. Ситуация стала существенно меняться с началом полномасштабных экономических реформ, проводимых Правительством Китая с начала 1976 года [1].

На сегодняшний день, ключевым субъектом финансовой политики государства выступает Народный Банк Китая, в рамках денежно-кредитного регулирования которого идет реализация следующих задач:

— обеспечение сбалансированной динамики предоставления коммерческих кредитов для отечественных предприятий;

— предотвращение резкого замедления и прекращения роста объема банковского кредитования;

— сдерживание роста инфляции в пределах 2-3 процентов за календарный год;

— обеспечение укрепления валютного курса китайского юаня, которое переросло в умеренное ослабление в рамках «валютных войн».

Достаточно актуальным инструментом финансовой политики Китая выступает именно регулирование валютного курса юаня, динамика которого по отношению к американскому доллару, изображена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика курса валютной пары доллар США / китайский юань (USD/CNH) в историческом периоде [2].

  На сегодняшний день, валютная политика Китая столкнулся с проблемами, которые исходят из трех основных сторон:

  • Первая сторона – это создание в лице китайского юаня свободно конвертируемой валюты, которая зависит лишь со стороны рыночных механизмов и факторов влияния. Но, если рассматривать это на практике, то существует большое количество доказательств того, что юань поддается влиянию со стороны Национального Банка Китая.
  • Вторая сторона – это принятие позиции девальвации китайского юаня, благодаря которой, Китай может получить конкурентное преимущество на международном рынке товаров и услуг. Речь идет об участие в так званных «валютных войнах», в которых участие принимают такие страны, как США, Япония, Великобритания и многие другие. Основная суть этой конкуренции – это снижение курса национальной денежной единицы до тех значений, благодаря которым, продукция местных производителей становится дешевле на международном рынке, чем иные аналоги зарубежных конкурентов.
  • Третья сторона – это принятие решение о включение китайского юаня в корзину СДР валют, согласно которой, Народный Банк Китая исключает все инструменты влияния на курсообразование своей валюты, а участие в «валютных войнах» не может и обсуждаться.

  Проблема современной валютной политики Китая в том, что они не могут принять позицию всех этих трех сторон одновременно. Стоит отметить, что экономика Поднебесная включает не только рыночную конкуренцию, но и влияние плановой экономики, среди которой и рука государственного влияния. По этой же причине, экономика Китая является тем самым элементом, «перегрев» которого может стать причиной взрыва всей мировой финансовой системы.

Основные задачи, которые решаются в рамках финансовой политики государства включают в себя учет следующих тенденций/проблем национальной экономики и ее финансового сектора:

— в Китае существует масштабная несбалансированность платежного баланса;

— в Китае наблюдается чрезмерный рост сбережений, который способен стимулировать ускорение динамики кредитов и инвестиций, что ведет к увеличению риска перегрева экономики;

— в Китае существует низкий уровень потребления, что способно привести к жесткой зависимости экономического роста от экспорта и инвестиций.

Несмотря на это, главная цель финансовой политики – стимулирование экономического роста, со стороны своей реализации полностью оправдана, что демонстрирует данные по ВВП Китая на рисунке 2.

http://meridian-journal.ru/uploads/2864-1.PNG

Рисунок 2 – Динамика ВВП Китая в трлн. долларах США в период 2010 – 2018 гг. [3].

  Исходя из анализа графика на рисунке 2, можно сделать заключение о том, что в Китае наблюдается стабильная тенденция увеличения масштабов экономики, что невозможно без стимулирования финансовой политики государства.

  Как итог, экономика Поднебесной стимулирует приток финансового капитала и инвестиций, путем решения трудоемких задач в области валютной и денежно-кредитной политики. В частности, на сегодняшний день наблюдается либерализация условий инвестиционной деятельности для иностранных субъектов и смягчение условий денежно-кредитной политики. Также, важную роль играет динамику валютного курса китайского юаня, умеренное ослабление которого, начиная с 2013 года, способствует повышению уровня конкурентоспособности производителей из Китая на международных рынках товаров и услуг.

Тем не менее все еще остаются актуальными следующие вопросы, как обеспечение мягкой «просадки» темпов роста экономики Китая, от чего зависит устойчивость всей международной экономики. В связи с этим, Народный Банк Китая увеличивает объем финансирования реального и фиктивного сектора экономики, путем смягчения условий денежно-кредитной политики и уровня процентной ставки рефинансирования коммерческий банков Поднебесной. Единственное, данный процесс создает финансовый пузырь на местном фондовом рынке, перекупленность китайских ценных бумаг вызвана переходом финансового капитала кредитных организаций из денежно-кредитного рынка в рынок ценных бумаг. Как итог, экономика Китая, в случае ужесточения условий денежно-кредитной политики НБК, может привести к возникновению нового мирового финансового кризиса, как это сделала экономика США и регуляторная деятельность Федеральной резервной системы в 2007 году.

 

Список источников

 

  1. Пилипосян А.А. Трансформация финансовой системы КНР // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №8-9.
  2. Tradingview. URL: https://ru.tradingview.com/chart/?symbol=FX%3AUSDCNH (дата обращения: 11.01.2020).
  3. Китай ВВП. URL: https://knoema.ru/atlas/Китай/ВВП (дата обращения: 11.01.2020).
  4. Малахова Т.С., Малахов В.С. Тенденции развития экономики Китая в условиях обострения глобальной нестабильности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. №9 (342).