Рыночная конкуренция. Методы конкурентной борьбы

22 мая 12:08

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что определение сущности конкуренции и методов ведения конкурентной борьбы является определяющим фактором для возможности успешно вести хозяйственную деятельности в условиях наличия на занимаемом рынке большого количества других организаций. От уровня конкуренции на рынке зависит объем производимых товаров, финансовое состояние компаний и их возможность функционировать в текущей ситуации, приносить прибыль своим собственникам, обеспечивать своевременную выплату заработной платы работникам, уплачивать налоги в бюджет страны.

 

В настоящее время рыночная экономика характеризуется как сложный механизм взаимодействия финансовых, информационных, коммерческих и производственных структур. В современных условиях хозяйствования между этими взаимодействующими структурами существует жесткая конкуренция, которая способствует улучшению качества использования имеющихся у предприятий ресурсов, стимулирует к снижению издержек на единицу продукции и оперативному внедрению достижений научно-исследовательского прогресса, с целью обновления и модернизации производства продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Исторически складывалось так, что понятие «конкуренция» отождествлялось с соперничеством или борьбой двух, или более лиц. В связи с этим в настоящее время существует множество определений конкуренции, которые по сути очень похожи и выражают одну и туже мысль с помощью различных формулировок. Так, например, А. И. Березов в своем исследовании определяет конкуренцию, как «борьбу фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущуюся на доступных им сегментах рынка»[1].

Так, Н. Волкова считает конкуренцию «соперничеством на одном из функционирующих рынков между юридическими или физическими лицами, которые участвуют в достижении одной и той же цели»[2].

Р.А. Фатхутдинов под конкуренцией понимает «процесс соревнования между участниками хозяйственного оборота и рынка, когда ни один них не может влиять на общие условия реализации на рынке данного товара»[3].

В свою очередь, конкуренты — это предприятия, которые изготавливают такой же вид продукции, как и другие хозяйствующие субъекты в этой отрасли; условия производства этих предприятий определяются влиянием на них конкурентов, которое проявляется в постоянном соревновании между ними.

Комплексно проанализировав факторы возникновения конкурентной борьбы, Майкл Портер выделяет «пять сил», которые определяют внутреннюю престижность рынка или сектора с точки зрения долгосрочной прибыли, которую компания может получить (рисунок 1):

— текущие конкуренты;

— потенциальные участники рынка;

— товары-заменители (товары-субституты);

— покупатели;

— поставщики.

Рисунок 1 — Конкурентные силы М. Портера[4]

         

Любой из перечисленных на рисунке 1 факторов несет потенциальную опасность и определяет меры по поддержанию хозяйствующим субъектов устойчивого уровня конкурентоспособности.

Степень опасности вхождения в отрасль  новых участников находится в зависимости от имеющихся барьеров входа в отрасль. Барьеры входа – это факторы, препятствующие входу на рынок новых участников, а также замедляющие слабых конкурентов от укрепления собственных позиций. Существуют следующие входные барьеры:

— экономность на масштабе;

— необходимость в капитале;

— высочайшие долговременные дифференциация продукта;

— затраты;

— доступ к каналам распределения.

Рыночная политика потребителей формируется на основании того, что они в силах ужесточать конкуренцию за счет предъявления высоких требований к качеству товара, сервиса, влияют на уровень цен. Наиболее высокие условия к товару вынуждают производителей улучшать качество продукта за счет повышения издержек (качественное сырье, дополнительно обслуживание, модернизация оборудования и т.д.), из-за чего уменьшается уровень получаемой прибыли.

          Товары-субституты (заменители) сдерживают цены на продукцию хозяйствующего субъекта и его прибыльность. Товары-заменители представляют собой угрозу, когда их много или возникновение происходит со стабильным постоянством.

Следует отметить, что конкурирование субъектов рынка – это неизбежное и необходимое условие, способствующее количественному и качественному воспроизводству рыночной системы, ее саморегуляции и самокоррекции. Конкуренция предполагает борьбу субъекта рынка с равными или более сильными его соперниками.

В условиях повсеместной конкуренции на рынке целевой установкой деятельности предприятий и основой их развития в рыночных условиях является обеспечение должного уровня конкурентоспособности. Разработка и реализация программ как текущего, так и стратегического характера, направленных на обеспечение конкурентоспособности, основано на результатах оценки позиции хозяйствующего субъекта в конкурентной группе, что, учитывая отраслевые особенности предприятий, процедурно является специфическим процессом.

Современный рынок характеризуется наличием большого количества компаний, предлагающих многообразные товары и услуги. Стремясь максимизировать свою прибыль и увеличить масштабы хозяйственной деятельности, предприятия вступают в конкурентную борьбу. В условиях жесткой конкурентной борьбы каждая фирма для нормального функционирования и оценки собственных возможностей должна знать уровень своей конкурентоспособности и методы ведения конкурентной борьбы. В экономической теории методы конкурентной борьбы делятся на ценовые и неценовые. Оба эти метода используются и совершенствуются в бизнесе, при этом принимая все новые формы.

Ценовые методы конкурентной борьбы включают в себя, как правило, снижение стоимости товара и ограничены лишь движением цены в одну из сторон. Результатом подобных действий может стать создание более привлекательных условий для покупки и, соответственно, повышение внимания потребителя к данной продукции. Однако у данного метода имеется много ограничений, главным образом связанных с уровнем затрат и балансированием между качеством и себестоимостью продукции.

Неценовые методы гораздо обширнее и включают в себя достаточно широкий диапазон действий по самым различным направлениям: Общеизвестными методами неценовой конкуренции в настоящее время являются следующие:

а) меры по повышению качества товара;

б) меры по качества сервиса при продаже товара;

в) поры по снижению эксплуатационных затрат при производстве продукции;

г) меры маркетингового и рекламного характера[5].

Для успешной деятельности на рынке каждое предприятие должно адаптировать свою систему управления конкурентоспособностью, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем, целенаправленное действие которых позволяет принимать решения по корректировке уровня конкурентоспособности с целью его сохранения или изменения в зависимости от заданных масштабов деятельности или задач по их росту и управлению.

Составляющие конкурентоспособности экономического субъекта перечислены на рисунке 2.

Рисунок 2 — Составляющие конкурентоспособности экономического субъекта[6]

 

Итак, в зависимости от ряда различных факторов, подбираются соответствующие мероприятия, направленные на повышение эффективности управленческой, финансовой, маркетинговой и производственной деятельности с целью обеспечения условий для роста конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Таким образом, наличие конкуренции является естественным условием сосуществования различных экономических субъектов на одном рынке. Конкуренция определяет уровень напряженности осуществления хозяйственной деятельности в каждой из сфер рынка и регулирует развитие производственной деятельности в нужном для потребителей направлении. При этом для достижения конкурентных преимуществ организациями используется ряд различных методов, позволяющих привлечь потребителей и увеличить занимаемую долю рынка.

 

Список литературы

  1. Березов Н.И. Конкуренция в экономике / А. И. Березов. – М.: Ника-Центр, 2018. – 768 с.
  2. Волкова Н. Конкурентоспособность предпринимательских структур / Н. Волкова — М.: LAP, 2018. — 176 c.
  3. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. / М. Портер — М.: ЛитРес, 2016. – 1020 с.
  4. Фатхутдинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю / Р.А. Фатхутдинов. — М.: Стандарты и качество, 2016. — 117 c.

 

[1] Березов Н.И. Конкуренция в экономике / А. И. Березов. – М.: Ника-Центр, 2018. – С.26.

[2] Волкова Н. Конкурентоспособность предпринимательских структур/ Н. Волкова — М.: LAP, 2018. – С.18.

[3] Фатхутдинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю / Р.А. Фатхутдинов. — М.: Стандарты и качество, 2016. – С.22.

[4] Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. / М.  Портер — М.: ЛитРес, 2016. – С.285.

[5] Березов Н.И. Конкуренция в экономике / А. И. Березов. – М.: Ника-Центр, 2018. – С.129.

[6]Волкова Н. Конкурентоспособность предпринимательских структур: моногр. / Н. Волкова — М.: LAP, 2018. — С.26.