Организация контрольно-надзорных мероприятий с учетом риск ориентированного подхода и влияние индикаторов риска нарушений обязательных требований

1 сентября 6:00

В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 июля 2021 года) (далее – Закон 248-ФЗ), при определении категорий риска объектов защиты используются расчётные подходы, которые основаны на количественной оценке риска причинения вследствие пожаров вреда (ущерба) ценностям, охраняемым законом.

Изменение методологии построения критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска влечет за собой переформатирование принципов планирования деятельности ФГПН на объектах защиты по проведению контрольно (надзорных) мероприятий с учетом их периодичности.

В соответствии с требованиями Закона 248-ФЗ необходимо осуществить корректировку критериев, на основании которых для объектов защиты определяются категории риска причинения вследствие пожаров вреда (ущерба) ценностям, охраняемым законом, перейдя от экспертных оценок к количественным расчётам. Отметим, что требования к корректировке критериев сформулированы в постановлении Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. № 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Разработка новой методологической базы по определению критериев, на основании которых определяются категории риска в области пожарной безопасности для объектов защиты, основана на законодательной новелле «управление риском причинения вреда (ущерба)». Данное понятие подразумевает осуществление контрольно-надзорным органом на объекте защиты профилактических и контрольно-надзорных мероприятий на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба), что позволит обеспечить допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) на контролируемом объекте.

При этом риск причинения вреда (ущерба) в законе рассматривается как вероятность наступления событий, в результате которых ценностям, охраняемым законом, может быть причинен вред (ущерб), масштаб и тяжесть которого могут быть различными. Оценка риска причинения вреда (ущерба) рассматривается как деятельность контрольно-надзорного органа, направленная на определение вероятности возникновения риска и степени вреда для ценностей, охраняемых законом. Установлено, что для оценки вероятности наступления негативных событий, следствием которых является причинение вреда (ущерба) ценностям, охраняемым законом, необходимо исходить из предшествующих данных о вреде (ущерба), фактически нанесенном, при наступлении событий, вызвавших причинение вреда (ущерба).

Законом 248-ФЗ введено чрезвычайно важное понятие – «допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба)». По мнению авторов статьи, законодательно установленное понятие «допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба)» позволяет в российской практике перейти от концепции «абсолютной безопасности» к концепции «допустимых рисков», что, соответственно, позволяет определить целевые значения показателей деятельности контрольно-надзорных органов на каждом объекте защиты.

Также Законом 248-ФЗ введено понятие «добросовестность контролируемого лица», которое связанно с оценкой проведения контролируемым лицом противопожарных мероприятий, целью которых является снижение риска причинения вреда (ущерба) при пожаре, внедрением независимой оценки риска, предоставлением контрольному органу доступа к информационным ресурсам контролируемого лица, заключением договора добровольного страхования и др. Следует отметить, что при определении добросовестности контролируемого лица применение механизма независимой оценки пожарного риска собственником объекта защиты целесообразно нормативно закрепить в соответствующих нормативных правовых документах по пожарной безопасности, в частности в методиках по расчётам пожарного риска. 

Также необходимо учесть, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.  

Так в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон 248-ФЗ).

Контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия:

  1. Информирование;

2) Обобщение правоприменительной практики;

3) Меры стимулирования добросовестности;

4) Объявление предостережения;

5) Консультирование;

6) Самообследование;

7) Профилактический визит.

Надзорные мероприятия должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.

 

Выводы

В меняющихся реалиях проведения контрольно-надзорных мероприятий на лидирующие позиции вместе с проверками выходит и расширенный ряд профилактических мероприятий. В связи применением риск ориентированного подхода к контрольно-надзорным мероприятиям и введением Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» часть проверок заменяется профилактическими мероприятиями. Это позволяет сотруднику ФГПН разъяснить требования пожарной безопасности, а собственнику объекта защиты выделить финансирование не на оплату административных штрафов, а устранение выявленных нарушений.  Данные изменения могут благоприятно повлиять на состояние пожарной безопасности в Российской Федерации. 

 

Список литературы

  1.  Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ
    «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. № 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
  3. Зобков Д.В., Рыжиков А.И., Порошин А.А., Ратникова О.Д. Методология отнесения объектов защиты к определенной категории риска с учетом положений федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в российской федерации» // Актуальные проблемы пожарной безопасности. — 2020. — №7. — С. 3-9.