РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

27 ноября 8:19
Компетентность — это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.



Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.



Сегодня в связи с внедрением ФГОС второго поколения происходит значительное преобразование системы российского образования. В рамках создания условий для повышения качества образования ставится цель, направленная на формирование целостной системы универсальных компетенций, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.[1]



В основные ключевые компетенции (по А.В. Хуторскому) входят ценностно — смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально — трудовая, личностная компетенции.



Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.



Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и технологии, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.[2]



У учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.



Как при обучении технологии сформировать ключевые компетенции начиная с начального класса?



Ценностно-смысловая компетенция; Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.



Общекультурная компетенция; Использование материала из других наук на уроках технологии, и использование понятий и методов технологии на других уроках и в жизни. Важно при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на предмете технологии, но и на общекультурных.



Учебно-познавательная компетенция; Познавательный интерес является основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при изготовлении разных поделок, моделированию, а так же при проблемном способе изложения новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка.



Информационная компетенция: заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке технологии мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями.  Для развития данного вида компетентности можно предложить учащимся практико-ориентированные задачи – задания с практическим содержанием, ориентирующие учащихся на  исследования явлений реального мира.



Коммуникативная компетенция; Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа, диалог с учителем или соседом по парте и др.).



Социально-трудовая компетенция: Данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.



Компетенция личного самосовершенствования; Опираясь на классификацию компетенций А. В. Хуторского, для воспитания данного вида компетенции подходят задачи на развитие навыков самоконтроля, в этом помогают задачи, содержащие информативную часть, влияющую на самосознание детей. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решением создать себе любой наряд из готовых материалов. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате, у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.



Развивать компетентность можно с помощью:



— Проверки домашнего задания: рецензирование ответов – формирование учебно-познавательной компетенции



— Объяснением нового материала: лекция с использованием приобретенной учениками информации, формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции



— Коллективная экспериментальная работа, исследование;  формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативной



— Творческая работа: создание проектов – формирование общекультурной компетенции.



Особое место в совокупности характеристик компетентностного подхода занимает оценка достижений учащихся. Адекватная оценка обеспечивает школьникам осознание своего уровня компетентности, позволяет соотнести индивидуальные возможности с требованиями школы, образовательного стандарта, рынка труда. А главное – приводит к пониманию “некомпетентности”, создавая тем самым предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.[4]



В атмосфере успеха формируется всесторонне развитая личность школьника.



А. А. Ярулов в статье “Познавательная компетентность школьников” очень четко выделяет следующие условия, в которых может быть сформирована успешность обучения:

  1. Школьник имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставит перед ним школа;
  2. Школьник осознает мотивы своей учебной деятельности;
  3. Школьник планирует свою учебную деятельность и оценивает ее последствия;
  4. При возникновении трудностей школьник концентрирует свои психологические и физические силы на достижение поставленных целей;
  5. Школьник учится нести ответственность за правильность выбора задания, темпа изучения материала.[3]


Именно, компетентностный подход способствует реализации этих условий.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002 – 32 с.
  2. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003. – №5. – С.55-61


Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы /А.В.Хуторской// Народное образование. – 2003.

  1. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. – 2004 –№2 –С.43 – 84.