По мнению Н.С. Дежниковой, основой формирования экологической культуры является понимание единства и неразрывной связи человека и природы [6, с.11]. В исследованиях Н.Ф. Винокуровой подчеркивается, что в процессе формирования экологической культуры развиваются все сферы сознания личности: когнитивная, эмоционально-ценностная и психомоторная [6, с.165].
И.Д. Зверев отмечает, что экологическая культура является ведущим компонентом общей культуры, включающим разнообразные виды природоохранной деятельности, основанном на знании и понимании универсальных законов природы, необходимости ее охраны [5, с 59].
В работах А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной экологическая культура выступает одним из целостных свойств личности, позволяющим утвердить в сознании и деятельности людей принципы рационального природопользования, сформировать у них умения решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека [4, с.185].
В концепции Б.Т. Лихачева экологическая культура рассматривается как новообразование в личности, проявляющееся во взаимоотношениях с социальной и природной средой и включающее в себя мотивационный, интеллектуальный и эмоциональный компоненты [6, с. 89].Понятие «экологическая культура» в общей педагогике пока не имеет четкого определения. Но мы можем дать общее понятие экологической культуры.
Формирование экологической культуры – это формирование экологического сознания, то есть вдумчивого гармоничного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.
Формировать экологическое знание младшего школьника только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, конкурсы рисунков по экологии, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования» или «элективные курсы»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия [3,с.92].
Целью экологического воспитания учащихся является формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе, достижение которой осуществляется посредством разнообразных современных образовательных технологий [2, с.42]. Педагог создает оптимальные условия для формирования экологически сообразного поведения и становления здорового образа жизни детей путем реализации системы через нетрадиционные формы организации: анкетирование, систему игр, праздников, соревнований, проектов, акций, практикумов на экологической тропе, походов [1,с.19].
Нами был проведен эксперимент с целью выявить формирование экологической культуры у младших школьников, у которых проводится элективный курс по экологии. Если сравнить экспериментальную и контрольную группу исходя из количества выбранных ответов, то видим что учащиеся младшего школьного возраста контрольной группы, у которых курс по экологии не введется дополнительно — особо активно-добро творческой позицией не владеют, наличие позитивного опыта природоохранной деятельности – низкая, чем у экспериментальной группы. Негативно-деструктивная позиция у них на 22% выше чем у школьников экспериментальной группы, то это характеризуется проявлениями агрессии, жестокости по отношению к природным объектам, отсутствием интереса к познанию природы.
По методике И.А. Гребенниковой выделили следующие результаты: Эмоциональное отношение к природным объектам и явлениям выражено слабо, представления о красоте природы отрывочны; интерес к объектам и явлениям природы слабый, неустойчивый.
Разнообразная работа учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.
К массовым внеклассным мероприятиям относятся: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы. На таких мероприятиях интересно всем ученикам, потому что деятельность разнообразна и интересна.
Таким образом, в формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играет внеурочная деятельность, творческий подход учителя и заинтересованность учащихся.
Выводы: педагогическими условиями, позволяющими оптимизировать процесс формирования экологической культуры у младших школьников являются: организация непосредственного контакта учащихся с объектами окружающего мира; обеспечение непрерывности процесса формирования экологической культуры на протяжении всего периода обучения в начальной школе, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности; разнообразие словесных, наглядных и практических методов экологической направленности; осуществление меж предметного подхода в процессе обучения; учет психофизиологических, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; высокая квалификация педагогов и др.
Литература
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1-2 классы. М.: Вентана-Граф, 2012.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. — М., 2005.-170с.
- Жукова И.В Помощь экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. 2003. — №6.
- Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. 2006. — №6.
- Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа. 2003 — №7.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
References
- Vinogradov N.F. The world.Methodical conversations.1-2 classes. M.: Ventana-Graf, 2012.
- Voronkevich O.A. Welcome to ecology. — M., 2005.-170p.
- Zhukova I.V Help ecological education of students. // Primary School. 2003. — №6.
- Kolesnikova G.I. Ecological excursions with younger students. // Primary School. 2006. — №6.
- Leskova S.V. Formation of ecological culture. // Primary School. 2003 — №7.
- Tsvetkova I.V. Ecological education of younger schoolchildren: Theory and methods of extracurricular work. — M.: Pedagogical Society of Russia, 2000.
© Т.М. Борисова, С.С. Борисова, 2018