ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

7 апреля 11:27

Физкультурное образование можно назвать главным и определяющим условием процесса формирования здоровья населения. Следовательно, процесс реализации физкультурного образования должен происходить с раннего детства. Главную роль в этом играют физкультурные организации.

Однако многие исследователи доказали [1], что сколько-нибудь существенного воздействия занятий физической культуры на развитие как двигательных функций, так и приобщения к здоровому образу жизни на практике не  происходит.  Попробуем разобраться в причинах этого. 

Во-первых, нет сильно разработанной технологии реализации подходов  в  организации  учебного  процесса. Хотя осуществление данного подхода должно быть направлено на формирование физической культуры обучаемого.  Следовательно, прежде всего, на  первом месте  должна  стоять  систематическая работа по разъяснению сущности методологических подходов  в  процессе  обучения физической культуре.

Однако в  наши дни ведется соответствующая работа: появляются нормативно-правовые акты министерства образования, которые направлены  на совершенствование физкультурно-образовательной работы в физкультурных организациях.

Сейчас в физкультурных организациях действуют около десятка одобренных Минобнауки РФ учебных программ по физической культуре. Имеются утвержденные региональные программы различных авторов. По данным исследований [1] в физкультурном образовательном процессе существующие программы  по  физической  культуре  имеют четыре главных направления. Рассмотрим их.

Первое направление акцентирует свое внимание на освоение знаний, а также на формирование двигательных навыков и умений. Это направление можно назвать традиционным, так оно прописано в программах по физической культуре, основываясь комплексном и базово-вариативном подходах. Главным достоинством, на наш взгляд, можно назвать тот факт, что обучаемые овладевают базовым набором знаний и умений, которые необходимы, чтобы самостоятельно освоить ценности как физической культуры, так и здорового образа жизни.

С другой стороны, можно отметить недостаток данного направления, который заключается в неполноценном внимании, уделенным формированию мотивации к занятиям по физической культуре. Следовательно, даже овладев необходимыми умениями и знаниями,  обучаемые  после  периода  обязательных занятий  могут перестать  использовать  методы физической культуры для развития своего здоровья в повседневной жизни.

Следующий подход основывается на тренирующем эффекте достижении оптимального уровня развития  основных физических качеств, а также в повышении  уровня двигательной  активности.  Его называют тренировочным подходом  [1], когда метод тренировки мышц по указанию тренера не приводит к тренировке мыслительных  способностей с целью того, чтоб  самостоятельно  перенести полученные навыки и знания в повседневную жизнь.

В основе третьего направления лежит задача физического  воспитания в оздоровительной направленности. Вместе с положительным эффектом этого направления по формированию здорового образа жизни обучаемых, нужно также отметить и имеющийся существенный недостаток.  Несмотря  на  повышение  уровня  здоровья,  валеологические  программы по физическому воспитанию не развивают физические качества обучаемых, такие как сила, выносливость и быстрота. А эти качества – прикладные, и в будущем они окажут влияние  на общую работоспособность человека,  а равно и на его  производительность  труда.

Четвертый подхода видит назначение физического воспитания в спортивной подготовке (речь идет о так называемой спортизации). К достоинствам этого направления можно отнести возможность объединения технологий  спортивной  подготовки  в  учебном процессе  по  физической культуре. И, как следствие, происходит повышение уровня интенсивности  физической нагрузки,  количества необходимых  упражнений,  которые  необходимы каждому человеку. 

К недостаткам  этого направления можно отнести отсутствие  как кадровой, так и материально-технической  базы. Помимо этого можно отнести наличие в физкультурных организациях обучаемых, которые наименее способны к занятиям каким-либо видом спорта в рамках этого подхода.

Таким образом, важнейшим направлением совершенствования методики физического воспитания  в  целом,  и  организации  учебного процесса по физической культуре в частности, видится разработка и реализация таких методик физической культуры, которые были бы направлены на формирование творческого  отношения  к физической культуре, основанного на развивающем обучении [2], начиная с дошкольного возраста и заканчивая студенчеством. В результате чего у занимающихся должно сформироваться ответственное отношение к себе, а также к собственному здоровью, которое гарантировало бы жизненное профессиональное благополучие.

Литература

  1. Сулейманов И.И., Аюшева О.А., Коротаева Н.А. Общее физкультурное образование: т.: 2: физкультурное образование в системе профессионального образования: учебник. – Тюмень: Вектор Бук, 2000. – 128 с.
  2. Фомичева Н.  В. Концептуальные  основы развивающего  обучения  в  физкультурном  образовании младших школьников / Международный научно-исследовательский  журнал  =  Research Journal of International Studies. – 2012. – № 53. – С. 57–58.

Literature

  1. Suleymanov I.I., Ayusheva O.A., Korotaeva N.A. General physical education: t .: 2: physical education in the vocational education system: textbook. — Tyumen: Vector Beech, 2000. — 128 p.
  2. Fomicheva N.V. Conceptual foundations of developing education in physical education of primary school children / International research journal = Research Journal of International Studies. — 2012. — No. 53. — S. 57–58.