Физкультурное образование можно назвать главным и определяющим условием процесса формирования здоровья населения. Следовательно, процесс реализации физкультурного образования должен происходить с раннего детства. Главную роль в этом играют физкультурные организации.
Однако многие исследователи доказали [1], что сколько-нибудь существенного воздействия занятий физической культуры на развитие как двигательных функций, так и приобщения к здоровому образу жизни на практике не происходит. Попробуем разобраться в причинах этого.
Во-первых, нет сильно разработанной технологии реализации подходов в организации учебного процесса. Хотя осуществление данного подхода должно быть направлено на формирование физической культуры обучаемого. Следовательно, прежде всего, на первом месте должна стоять систематическая работа по разъяснению сущности методологических подходов в процессе обучения физической культуре.
Однако в наши дни ведется соответствующая работа: появляются нормативно-правовые акты министерства образования, которые направлены на совершенствование физкультурно-образовательной работы в физкультурных организациях.
Сейчас в физкультурных организациях действуют около десятка одобренных Минобнауки РФ учебных программ по физической культуре. Имеются утвержденные региональные программы различных авторов. По данным исследований [1] в физкультурном образовательном процессе существующие программы по физической культуре имеют четыре главных направления. Рассмотрим их.
Первое направление акцентирует свое внимание на освоение знаний, а также на формирование двигательных навыков и умений. Это направление можно назвать традиционным, так оно прописано в программах по физической культуре, основываясь комплексном и базово-вариативном подходах. Главным достоинством, на наш взгляд, можно назвать тот факт, что обучаемые овладевают базовым набором знаний и умений, которые необходимы, чтобы самостоятельно освоить ценности как физической культуры, так и здорового образа жизни.
С другой стороны, можно отметить недостаток данного направления, который заключается в неполноценном внимании, уделенным формированию мотивации к занятиям по физической культуре. Следовательно, даже овладев необходимыми умениями и знаниями, обучаемые после периода обязательных занятий могут перестать использовать методы физической культуры для развития своего здоровья в повседневной жизни.
Следующий подход основывается на тренирующем эффекте достижении оптимального уровня развития основных физических качеств, а также в повышении уровня двигательной активности. Его называют тренировочным подходом [1], когда метод тренировки мышц по указанию тренера не приводит к тренировке мыслительных способностей с целью того, чтоб самостоятельно перенести полученные навыки и знания в повседневную жизнь.
В основе третьего направления лежит задача физического воспитания в оздоровительной направленности. Вместе с положительным эффектом этого направления по формированию здорового образа жизни обучаемых, нужно также отметить и имеющийся существенный недостаток. Несмотря на повышение уровня здоровья, валеологические программы по физическому воспитанию не развивают физические качества обучаемых, такие как сила, выносливость и быстрота. А эти качества – прикладные, и в будущем они окажут влияние на общую работоспособность человека, а равно и на его производительность труда.
Четвертый подхода видит назначение физического воспитания в спортивной подготовке (речь идет о так называемой спортизации). К достоинствам этого направления можно отнести возможность объединения технологий спортивной подготовки в учебном процессе по физической культуре. И, как следствие, происходит повышение уровня интенсивности физической нагрузки, количества необходимых упражнений, которые необходимы каждому человеку.
К недостаткам этого направления можно отнести отсутствие как кадровой, так и материально-технической базы. Помимо этого можно отнести наличие в физкультурных организациях обучаемых, которые наименее способны к занятиям каким-либо видом спорта в рамках этого подхода.
Таким образом, важнейшим направлением совершенствования методики физического воспитания в целом, и организации учебного процесса по физической культуре в частности, видится разработка и реализация таких методик физической культуры, которые были бы направлены на формирование творческого отношения к физической культуре, основанного на развивающем обучении [2], начиная с дошкольного возраста и заканчивая студенчеством. В результате чего у занимающихся должно сформироваться ответственное отношение к себе, а также к собственному здоровью, которое гарантировало бы жизненное профессиональное благополучие.
Литература
- Сулейманов И.И., Аюшева О.А., Коротаева Н.А. Общее физкультурное образование: т.: 2: физкультурное образование в системе профессионального образования: учебник. – Тюмень: Вектор Бук, 2000. – 128 с.
- Фомичева Н. В. Концептуальные основы развивающего обучения в физкультурном образовании младших школьников / Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2012. – № 53. – С. 57–58.
Literature
- Suleymanov I.I., Ayusheva O.A., Korotaeva N.A. General physical education: t .: 2: physical education in the vocational education system: textbook. — Tyumen: Vector Beech, 2000. — 128 p.
- Fomicheva N.V. Conceptual foundations of developing education in physical education of primary school children / International research journal = Research Journal of International Studies. — 2012. — No. 53. — S. 57–58.