«Воспитывать человека — значит определять судьбу нации»
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
Актуальность. Одной из актуальных проблем на современном этапе является духовно-нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Но далеко не каждая семья может обеспечить малышам качественное духовно-нравственное воспитание, так как и молодые родители, и их родители (бабушки и дедушки) выросли в те времена, когда духовно-нравственные ценности были отторгнуты государством, отодвинуты на задний план.
Кроме этого, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (в первую очередь на телевидении, в том числе и в любимых детьми мультфильмах, в интернете и в «детских» компьютерных играх), разрушение семейного уклада, отрицательно воздействуют на детские души.
Идея проекта. В организации образовательного процесса мы решили сделать акцент на форму совместной деятельности взрослых с детьми через проектную деятельность. Проектная деятельность интересна тем, что все члены семьи некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков и сувениров, рисунков, макетов и др. Совместная деятельность позволяет родителям и детям лучше понять друг друга. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения. Одна из привлекательных и результативных форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это проектная деятельность, которая является инновационной формой работы с детьми. Организация проектной деятельности позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.
Цель проекта: приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, их интериоризация через совместную проектную деятельность детей и взрослых в дошкольном учреждении и семье.
Задачи:
- Формировать у детей семейные ценности, способствовать возрождению семейных традиций через связь поколений.
- Способствовать формированию у детей патриотических чувств через воспитание любви к родному краю.
- Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей через знакомство с художественной литературой и произведениями народного творчества.
- Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество,
- Приобщать детей к родной культуре и духовным ценностям.
Предметом проекта является процесс духовно-нравственного воспитания детей.
Основные понятия:
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебно-воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционного расписания непосредственно образовательной деятельности в рамках в детском саду. Проекты могут быть детскими, когда ребенок выступает полноправным автором, взрослыми и детско-взрослыми, так как детский сад является детско-взрослым сообществом. Предполагается три вида проектной деятельности: творческая, исследовательская и нормативная.
Духовно-нравственное воспитание — сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация — перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.
Ожидаемый результат. В ходе проведения проектной деятельности у ребенка значительно расширится кругозор. Работа над проектами положительно повлияет на взаимоотношения в семье, обогатит содержание совместной деятельности, в т. ч. семейного чтения, расширит круг интересов членов семьи, пополнит семейные традиции, активизирует речь и предметную деятельность дошкольников. Дети совместно со взрослыми приобретут навыки решения проблемных ситуаций, сотрудничества, планирования своей деятельности. Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности.
Пути реализации проекта:
Тема проекта | Содержание проекта | Решаемые задачи | |
1. | «Международный эпос «Нюргун боотур стремительный» | · Изучение истории эпоса родителями и рассказ фрагментов ребенку.
|
· Развитие познавательного интереса к социокультурной среде родного края.
|
2. | «Якутский национальный костюм» | · Изучение истории костюма (значение деталей и орнаментов), экскурсия в музей, рассматривание экспонатов, фотографий и иллюстраций. Поиск материала в библиотеке и Интернете.
|
|
3. | «Олекминский осуохай» | · Сбор и изучение фольклорного материала по носителям олекминского осуохая;
|
|
4. | «Олекминский Спасский собор» | · Подбор и изучения исторического материала и фотографий об истории Спасского собора.
|
· Знакомство с достопримечательностями родного города.
|
5. | «Улица, на которой я живу» | · Краткие сведения об истории названия улицы/города;
|
· Формирование любви к родному городу.
|
6. | «Мой любимый город» | ||
7. | «Мы ими гордимся…» | · Подбор и изучение материалов о прославленных земляках
|
|
8. | «Семейные традиции» | · Выявление семейных традиций и рассказ о них.
|
· Способствовать возрождению и формированию семейных традиций.
|
9. | «Моя родословная» | · Рассматривание семейных фотоальбомов
|
|
10. | «Мой дедушка – герой», «Защитники Родины» |
Роль участников педагогического процесса в проектной деятельности
Педагоги:
- формирование сферы интересов детей;
- привлечение родителей с подсказкой им идеи, опираясь на которую они вместе с ребенком сформулируют проблемный вопрос и продумывают его организационное решение;
- продумывание тематики, этапов организации проекта, подбор справочного и наглядного материала;
- методическое сопровождение проекта, рекомендации в подборе литературы, составление перечня пособий и игр.
- создание условий для взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с духовно-нравственными ценностями и семейными традициями.
Родители:
- подбор, обработка и оформление материалов;
- организация образовательного пространства;
- составление семейных фотоальбомов
- проведение с детьми этических бесед по различной тематике.
Дети:
- участие в продуктивной и творческой деятельности;
- представление и защита своих проектов перед детской и детско-взрослой аудиторией
Заключение. В ходе подготовки и проведения проектной деятельности по духовно-нравственному развитию детей я наблюдала значительное повышение интереса и любознательности детей по тематике проектов, повышение сплоченности между взрослыми и детьми в семье, формирование чувства гордости и сопричастности к истории своей семьи, улицы, города, родного края, культуры своего народа. Кроме того повысился интерес к возрождению и формированию семейных традиций.
Литература:
- Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
- Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Цветкова Т. В. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом/ авт.-сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа/ авт.-сост. Л. А. Загуменная. – Волгоград: Учитель, 2012.