Интернет-преступность – явление относительно новое для современной юридической науки. Определяя сферы соприкосновения с действующим законодательством, в первую очередь, следует упомянуть о преступлениях в сфере компьютерной информации, предусмотренных главой 28 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), а также об иных преступлениях, как правило, экономических, в которых Интернет выступает как или способ совершения преступления.
На сегодняшний день, в силу непроработанного понятийного аппарата, существуют трудности в толковании и определении того, что входит в группу данных преступлений. Обратимся к нормам международного права, так на Десятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 2000 году было введено понятие киберпреступления и выделено две категории киберпреступлений [1]:
- Киберпреступления в узком смысле – любое противоправное деяние, осуществляемое посредством электронных операций, целью которого является преодоление защиты компьютерных систем и обрабатываемых ими данных;
- Киберпреступления в широком смысле – любое противоправное деяние, совершаемое посредством или в связи с компьютерной системой или сетью, включая также такие преступления, как незаконное хранение, предложение или распространение информации посредством компьютерной системы или сети.
В понимании многих Российских ученых-юристов, киберпреступления, по своей сути, эквивалентны преступлениям в сфере компьютерной информации, а по мнению некоторых исследователей и Интернет-преступлениям [2]. Однако для данной работы под Интернет-преступлениями следует понимать такие посягательства на охраняемые законом интересы, при которых в качестве одного из признаков объекта или объективной стороны выступает информационно-телекоммуникационная сеть.
Мы намеренно не используем термин «Интернет» в связи с тем, что Интернет – это название одной их таких информационно-телекоммуникационных сетей. Как альтернатива такому способу передачи информации может выступать, например, сеть «I2P» или «Freenet», однако учитывая широкую распространенность именно Интернет-соединения, а также общепринятое, устоявшееся понимание, Интернет в данной работе будет использоваться как обобщающее слово для вышеназванных соединений.
Сами Интернет-преступления, по нашему мнению, следует подразделить на те, которые совершаются в «открытом» сегменте и те, которые совершаются в темном сегменте. Иначе говоря, классифицировать противоправные деяния по принципу доступности и скрытости Интернет-соединения от рядового пользователя. И если «открытый» сегмент контролируется государственными органами, включая правоохранительные, то скрытый сегмент функционирует без явного вмешательства государственных органов.
Для обозначения, скрытого (темного) сегмента следует использовать термин «Даркнет», хотя существуют и иные возможные варианты обозначения, о которых будет сказано ниже. Предварительно отметим, что в современном УК РФ – нет конкретного состава преступления, который бы предполагал ответственность за любую активность в «Даркнете».
Вместе с тем, в УК РФ встречаются составы преступлений, где квалифицирующим признаком является именно совершение преступления с использованием Интернет-ресурсов, например, при распространении порнографии (п. б ч. 3 ст. 242 УК РФ) и публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК РФ), при доведении до самоубийства (ч. 2, ст. 110 УК РФ).
С инициативой об отнесении применения интернет-технологий при совершении преступлений к числу отягчающих обстоятельств, внеся соответствующие изменения в ст. 63 УК РФ, выступали депутаты Государственной Думы [3], однако на сегодняшний день такие изменения приняты не были.
Для целей данной работы попробуем отделить какая же активность в темном Интернете является противоправной и за которую, по нашему мнению, следует установить ответственность.
Получить возможность проникновения в «Даркнет» довольно-таки просто, для этого достаточно установить необходимый пакет программного обеспечения, от которого зависит уровень проникновения. Для обычного пользователя существует как минимум три варианта попадания в мир скрытого (темного) Интернета:
- Через специальные браузеры;
- С помощью proxy-серверов;
- Через обычный браузер, но с использованием программы переадресации (VPN).
Последние два способа предоставляют возможность доступа к заблокированным, но не удаленным (ликвидированным) Интернет-ресурсам, Первое соединение – через специальные браузеры, образует фактически свою крупную неподконтрольную сеть.
Именно поэтому «Даркнет» часто воспринимается как инструмент для осуществления коммуникации в различного рода подпольях, а также для незаконной деятельности.
По нашему мнению, структуру скрытого (темного) Интернета можно классифицировать по принципу доступности и защищенности следующим образом, опираясь на уже существующие попытки упорядочивания понятийного аппарата [4]:
- Deep Web – это общее название для всего «скрытого» интернета, то есть в его содержание умещается как легальный, общедоступный сегмент, так и незаконный. При этом основным признаком является его труднодоступность и «глубокое» расположение. Глубокая паутина включает в себя все пользовательские базы данных, почтовые страницы, заброшенные сайты и личные страницы, сетевые форумы с обязательной регистрацией и платный сетевой контент. Таких страниц огромное множество, и большая часть из них существует по самым обычным причинам;
- Dark Net — термин, относящийся к некоторой группе определенных вебсайтов, которые существуют в зашифрованном сетевом пространстве. Их нельзя обнаружить традиционными поисковыми механизмами и на них невозможно попасть, используя традиционные браузеры. При этом, их отличительной особенностью является незаконный контент или содержание оферты по получению чего-то незаконного (оружие, наркотики и тд.);
- Dark Internet – предполагает легальный сегмент интернета, доступ к которому может осуществляться без специальных средств. При этом он содержит в себе нелегальную информацию, либо находится в его глубинах, а также такой сегмент, для доступа к которому необходимы специальные программы, но, при этом контент, распространяемый в данном сегменте не противоречит уголовному закону той или иной юрисдикции.
Таким образом, исходя из изложенного выше и опираясь на представленную классификацию, следует сделать вывод, что сам факт использования специальных программ для шифрования Интернет-соединения не может быть истолкован как факт проникновения в «Даркнет». Однако невозможно утверждать и обратное. По нашему мнению, при определении факта использования «Даркнета» в преступных целях, следует опираться на конечный интернет ресурс и его пользователей.
Список литературы:
- Справочный документ для семинара-практикума по использованию компьютерной сети. Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. // «Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями». Сборник документов, М., 2002. с. 10;
- Кесарева Т. П. Криминологическая характеристика и проблемы предупреждения преступности в российском сегменте сети Интернет, 2002 – с. 51;
- Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ» [Электронный ресурс] – Добрикова Е. «Использование Интернета при совершении преступлений предлагают отнести к отягчающим обстоятельствам» URL: http://www.garant.ru/news/722335/ (дата обращения: 15.01.2020);
- «Digital world» [Электронный ресурс] URL: https://www.dgl.ru/articles/na-temnoy-storone-interneta-chto-takoe-dark-web-i-deep-web_11677.html (дата обращения: 18.01.2020).