Проблема изучения локально-эпической традиции (к постановке вопроса)

21 мая 4:48

УДК 398.22 (=512.157)

 Сатанар Марианна Тимофеевна,

 студентка М-НХК-16 кафедры фольклора ИЯКН СВ-РФ СВФУ
Научный руководитель: профессор Илларионов Василий Васильевич.
Электронная почта: satanar68@mail.ru

Впервые увековечивание локальных традиций олонхосутов, записывание образцов устной поэзии олонхо, представление их широкой научной аудитории принадлежит русскому революционеру и ученому И.А.Худякову. В конце 1860-х годов в условиях верхоянской ссылки су-мел сделать превосходные записи образцов устной поэзии якутов, перевести их на якутский язык и написать этнографическую работу “Краткое описание Верхоянского округа”{Илларионов,2014,88}. Вслед за ним многие политические ссыльные изучали фольклор и язык якутов. Так, изданное в дореволюционное время труд Э.К.Пекарского “Образцы народной литературы якутов”, где были собраны тексты олонхо сказителей Ботурусского наслега Таттинского улуса, является первым примером с позиции группировки локального сказительства{Пекарский,1907-1911,Т.1,475}. Собранные этнографом и фоль-клористом В.Н.Васильевым В 1906 г. олонхо известных сказителей Амгинского улуса – Т.В.За-харова – Чээбий “Ала Буркун”, М.Е.Новикова- Мэлэх Мэхээлэ “Дуолан Баай Тойон, Арҕас Баай Хотун”, Ф.Т.Егорова “Дьохсоҕоллой оҕонньор, Сиэмийикээн оҕонньор” и И.Г.Теплоухова – Ти-мофеева «Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур», основательно открыли путь к делу изучения локального сказительства{Илларионов,2010,8-36}. Во времена Советской власти, особенно после организации в 1935г Научно-исследовательского института языка и культуры П.А.Ойунским, расширяется деятель-ность по рукописной записи текстов олонхо. Так фольклорист А.Ф.Бояров начал запись олон-хо Д.М.Говорова “Бүдүрүйбэт Мүлдьү Бөҕө” в момент приезда автора на 1 конференцию писателей Якутии, а фольклорист Г.У.Эргис у олонхосута И.И.Бурнашева–Тоҥ Суоруна олонхо “Сылгы уола Дыырай бухатыыр”. И невзирая на молодой возраст, их труд с максимально точной передачей устного текста в рукописный, внес весомый вклад в изучении локальных традиций якутских олонхосутов{Илларионов,2016,10}.

Традиции олонхо разделены на 3 основные группы по географическим местоположениям – локальные традиции олонхосутов центральной, Вилюйской и северной групп улусов.

По классификации Н.А.Оросина? в центральную группу локального сказительства входят олонхосуты Таттинского, Амгинского, Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Намского, Хангалас-ского, Усть-Алданского улусов. До Октябрьской революции деятельность по сбору текстов олонхо более обьемно разворачивалась именно в этой группе локального сказительства, и потому их сказительское искусство более широко известно. Примечателен тот факт, что до Великой Отечественной Войны в 1940-м году по инициативе Дмитрия Кононовича Сивцева – Суоруна Омоллооно был обьявлен республиканский конкурс на запись лучшего олонхо, вызвавший большое общественное движение по записи олонхо со слов сказителей, тогда еще активно выступающих во всех уголках Якутии. В состав рукописного фонда олонхо было соб-рано всего 126 полных текстов олонхо, что являлось весовым вкладом в изучении и исследо-вании локальных традиций{Илларионов,2009,47}. Особенно распространенные олонхо “Ньургун Боотур”, “Сылгы уола Дыырай”, “Мүлдьү Бөҕө“, “Эр Соҕотох”, “Кулун Куллустуур. Почти во всех олонхо этой группы локального сказительства с особой поэтической силой описывается образование и сотворение божествами Айыы в глубокой древности эпического пространства 3-х миров, изначальная жизнь человека с первого появления на Земле, священное древо Аал Луук Мас, олицотворяющее собой светлые начала Среднего мира. Главная идея – борьба за утверждение жизни человека на Земле, основание и продолжение племени урааҥхай саха, защита интересов всего племени айыы аймаҕа. Разбор текстов олонхо И.М.Давыдова, Н.А.Абрамова – Кынат, Р.П.Алексеева, Е.Г. Охлопкова – Буоратай, А.Н.Кривошапкина, ясно расскрывают заслуги олонхосутов этой группы в развитии олонхо как самостоятельного жанра, выведения его на уровень героического эпоса.

Что касается Вилюйской группы, локальные традиции их олонхосутов развернуто предста-влены в статьях и монографии фольклориста А.А.Кузьмина. Еще по инициативе первого ди-ректора института языка и культуры П.А.Ойунского были организованы первые фольклорные экспедиции С.И.Боло и А.А.Саввина в группу вилюйских улусов, в результате которых были зафиксированы репертуары таких мастеров сказительского искусства, знающих и способных исполнять несколько десятков олонхо, как С.Н.Каратаева – Дыгыйар (Вилюйск), Ф.Н.Тимофе-ева – Биэчэрэ (Верхневилюйск), И.П.Кутурукова (Нюрба), С.С.Афанасьева – Ырыа Сиэнчэ (Сун-тар), оставив ценные пометки отличительных черт их исполнения{Илларионов,2016,10}. Важно выделить, что многие из известных олонхосутов данной группы – С.Н.Каратаев – Дыгыйар, Ф.Н.Тимофеев – Биэчэрэ, И.М. Харитонов – Саахардаах, Т.А.Лыткин – Ырыа Тиитэп в свое время многое переняли у олонхосутов центральной группы улусов, консолидируясь в золотых приисках и устраивая иногда сказительские состязания между собой, таким способом обогащая внутреннее содержание олонхо и повышая искусство своего сказительства. Гиперболизация, контрастность, параллельные и сложные конструкции, традиционные, издавна сложившиеся готовые поэтические формулы – “общие места”, образные слова и выражения, их переходы из одного олонхо в другое, у вилюйских сказителей почти не отличается от локальной традиции олонхосутов центральной группы улусов. Отличительной чертой является наличие у вилюйских олонхосутов в начале олонхо “Уос аһар тойук”, и в конце “Кутурук салайар тойук”, что в свою очередь тесно связано с поверьем в магическую силу слова.

К северной группе улусов относятся поселения, прилегающие к рекам Колыма, Индигир, Яна. Невзирая на довольно далекие расстояния между поселениями в силу географических осо-бенностей, странствование, знакомство, взаимное перенятие и обогащение сюжетов, обра-зов, исполнительского мастерства, манеры сказывания у северной группы олонхосутовмож-но увидеть из материалов собранных экспедициями и корреспондентами. Начиная с первых сборов олонхо знаменитого русского фольклориста, политссыльногоИ.А.Худякова и кончая последними поколениями сказителей этой группы, везде прослеживается изобилие сказоч-ных мотивов{Илларионов,2016,252}. В сюжетно-композиционной структуре локальной традиции олонхосутов северной группы улусов превалирование богатого переплетения олонхо и сказочных мотивов ярко показывает и олонхоМ.Н.Горохова – Муойа «КыыдааннаахКыысБухатыыр» и Д.А.Томской «КыысКылаабынайБухатыыр».  Отличительной особенностью является размер олонхо – компактный, укороченный, с упрощенным введением. И в янских, и в колымских олонхо жены богатырей Айыы – женщины-удаганки, помогающие посредством магии. В традициях повествования северных олонхосутов мощно укоренилось волшебное оборотничество героев, что указывает на ранее архаическое происхождение олонхо. В янских олонхо также интересна мысль о месте встречи богатырей Айыы и Абаасы – прорубь, в среднеколымскихолонхо – путь и богатыря Айыы, и боггатыряАбаасы начинается с проруби, и эта мысль становится  своеобразной границей начала целой картины действий, своеобразной точкой отсчета, являясь отличительным проявлением эпической традиции северных олонхосутов.

 На сегодня укоренение и более тщательное изучение локальных традиций на основе поставленных задач современной фольклористики – только начинается, у истоков этого пути диссертационные труды молодых фольклористов А.А.Кузьмина и Н.А.Оросина.  В сегодняшних условиях сложного современного мира 21 века, требуется глубинное изучение и исследование в этом направлении в целях выявления напластований, определения генезиса и специфики развития олонхо для дальнейшего восстановления и увековечивания героического эпоса.

Список использованной литературы


  1. Илларионов В.В. Традиции верхоянскихолонхосутов в записях И.А.Худякова – Тамбов: Грамота, 2014 год.
  2. Образцы народной литературы якутов / под редакцией Э.К.Пекарского – Санкт-Петербург: Императорский АН, 1907-1911гг.
  3. Илларионов В.В. Якутские сказители в научном наследии В.Н.Васильева –Новосибирск: Наука, 2010 год.
  4. Илларионов В.В. Түөлбэ олоҥхоһуттара: олоҥхолооһун уратылара – Дьокуускай: ХИФУ кинигэ кыһата, 2016 сыл.
  5. Илларионов В.В. Введение в курс «Олонховедение» учебное пособие – Якутск: Бичик, 2009 год.