По мере роста компании, руководство часто принимает решение расширить географические границы и начать освоение новых рынков. Однако, всегда подобная стратегическая цель сопряжена с рядом трудностей. Трудности возникают из-за отсутствия знаний о потребителях, конкурентах того рынка[1]. Также неотъемлемой частью, требующей внимания становится политическая и экономическая ситуация в стране. Поэтому, прежде чем выходить на новый рынок, необходимо провести тщательный анализ своей ниши и рынка в целом.
Наукоемкие компании, занимающиеся производством высокотехноло-гичной продукцией и внедрением инноваций сталкиваются с дополнительными барьерами при освоении нового рынка. На новый продукт, до этого не имевший аналогов, потребители могут дать абсолютно разную реакцию. В связи с этим, возникает вопрос о пробном внедрении продукта или поиска сотрудничества с местными компаниями.
Американская компания Clearbit, производитель и поставщик программного обеспечения[4]. В сферу деятельности компании входит продажа клиентам базы данных. Данная база содержит информацию о компаниях со всего мира. Такая информация интересна заказчикам тем, что с помощью этой информации они могут предложить свой продукт нужному сегменту, тем самым увеличивая свои продажи и приобретая новых клиентов. На данный момент клиентами компании являются только американские компании. Рассмотрим ситуацию освоения данной компанией российского рынка. Первое, что стоит отметить – это то, что услуги и товар компании является инновацией. В России пока ни одна компания не предоставляет такого рода услугами. Это связано с тем, что производство информационных технологий развито слабо. В основном мы импортируем программные решения. Наши собственные разработки связаны в большинстве только с автоматизированными системами управления предприятием. Однако, услуги компании Clearbit помогут и вышеупомянутым компаниям увеличить воронку продаж.
Предпринимая выход на международный рынок, необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов и, на его основании, выявить сильные и слабые стороны, а также существующие возможности и угрозы. В таблице 1 представлен SWOT-анализ компании Clearbit.
Таблица 1
SWOT-анализ компании Clearbit
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| 1.Профессионализм персонала 2.Долгосрочное сотрудничество с клиентами 3.Наличие крепких партнерских отношений 4.Инновационнеы технологии | 1.Неизвестный бренд 2.Отсутствие клиентской базы в России 3.Низкий уровень контроля выполнения задач 4.Отсутствие системы обслуживания клиентов на русском языке | 
| Возможности | Угрозы | 
| 1.Стабилизация курса валют 2.Привлечение инвесторов в ИТ-отрасль 3.Развитие технологической отрасли 4.Повышение покупательской способности | 1.Изменения в налоговой политике России (увеличение налоговых ставок) 2.Повышение уровня конкуренции в сегменте ИТ-консалтинга 3.Введение санкций 4.Изменения в российском законодательстве (новые законы) | 
Swot-анализ также предусматривает разработку рекомендаций: как с помощью сильных сторон компании реализовать возможности и снизить угрозы, и как слабые стороны превратить в возможности (Таблица 2)
Таблица 2
Расширенный SWOT-анализ Clearbit
| 
 | Сильные стороны | Слабые стороны | 
| 
 | 1.Профессионализм персонала 2.Долгосрочное сотрудничество с клиентами 3.Наличие крепких партнерских отношений 4.Инновационные технологии | 1.Неизвестный бренд 2.Отсутствие клиентской базы в России 3.Низкий уровень контроля выполнения задач 4.Отсутствие системы обслуживания клиентов на русском языке | 
| Возможности | Поле СИВ | Поле СЛВ | 
| 1.Стабилизация курса валют 2.Привлечение инвесторов в ИТ-отрасль 3.Развитие технологической отрасли 4.Повышение покупательской способности | 1. Разработать гибкую ценовую политику, работать над снижением цен. 2.Поиск российских партнеров, совместная работа над инновациями. 3.Повышать качество услуг, благодаря профессионализму персонала. 4. Расширять географическое присутствие. | 1. Привлечение инвестиций для проведения мероприятий по повышению узнаваемости бренда. 2.Участие в конференциях и выставках. 3.Разработать систему контроля, штрафы и санкции за невыполнение. 4.Привлечение квалифицированных специалистов и разработка русифицированного контента | 
| Угрозы | Поле СИУ | Поле СЛУ | 
| 1.Изменения в налоговой политике России (увеличение налоговых ставок) 2.Повышение уровня конкуренции в сегменте ИТ-консалтинга 3.Введение санкций 4.Изменения в российском законодательстве (новые законы) | 1.Снизить производственные затраты, за счет инновационных технологий 2. Повышать узнаваемость бренда и лояльность клиентов. Обеспечить высокое качество услуг и бесперебойную работы платформы. 3.Поиск альтернативных вариантов действий. 4.Дифференциация бизнеса. | 1. Укрепление позиций на рынке ИТ 2. Наращивать базу клиентов, разработать разные варианты подписок для удобства клиентов. 3. Поиск альтернативных каналов распределения в России. 4. Заключить стратегическое партнерство с российскими компаниями в ИТ-отрасли | 
Для реализации возможностей и снижения угроз необходимо использовать сильные стороны организации, а также устранить слабые места, которые связаны с малой известностью бренда, с отсутствием клиентской базы в России. Существующие проблемы можно решить путем создания системы маркетинг-менеджмента, которая направлена на решение не только маркетинговых проблем, но и управления компанией в целом. Система маркетинг-менеджмента позволит реализовать возможности быстрее конкурентов и укрепить позиции на рынке.
Следующим шагом при выходе на международный рынок является анализ конкурентов[4]. Как было сказано выше, услуги и продукт компании является инновационным и не имеет аналогов на российском рынке. В таблице 3 представлен анализ внутриотраслевой конкуренции, которая также включает в себя угрозу со стороны потребителей и появление новых игроков на рынке.
Таблица 3
Сводные данные анализа внутриотраслевой конкуренции
| Параметр | Значение | Описание | Направление работ | 
| Угроза со стороны товаров-заменителей 
 | Низкий | Продукт и услуги компании являются уникальными и не имеют аналогов 
 | Поддерживать и совершенствовать уникальность продукта 
 | 
| Угроза со стороны действующих конкурентов 
 | Средний | Рынок компании сложный и быстро растущий, присутствуют сильные конкуренты, однако на сегодняшний день прямых конкурентов нет 
 | Повышать качество и узнаваемость бренда, увеличивать долю рынка 
 | 
| Угроза появления новых игроков на рынке 
 | Средний | Низкие затраты для входа в отрасль могут привести к появлению новых игроков на рынке 
 | Проводить мониторинг появления новых компаний. Внимательно слушать клиентов, обеспечить бесперебойную работу системы 
 | 
| Угроза со стороны потребителей 
 | Средний | Портфель клиентов обладает низкими рисками, для клиентов рынка b2b на первом месте стоит качество оказываемых услуг 
 | Повышать качество услуг, обеспечить быструю обратную связь, разработать индивидуальные подходы к каждому клиенту 
 | 
| Угроза со стороны поставщиков 
 | Низкий | Стабильность со стороны поставщиков 
 | Наладить дружеские отношения для обеспечения уверенности в долгосрочном сотрудничестве 
 | 
Таким образом, на основании результатов анализа 5 сил М. Портера[2] можно сделать вывод, что уровень внутриотраслевой конкуренции компании Clearbit средний. Рынок растущий, сложный, требования потребителей рынка B2B жестче, чем потребителей рынка B2C. Однако компания обладает уникальным продуктом, не имеющим аналогов в России. Услуги, которые предоставляет Clearbit позволяют производителям ПО быстро найти потенциальных клиентов. Низкие затраты для входа в отрасль, отсутствие товаров-заменителей, широкий выбор поставщиков и их стабильность позволят Clearbit привлечь российских предпринимателей к сотрудничеству.
Библиографический список
- Арзамасцев А. Д. Российский рынок информационных технологий: динамика и стратегия развития/ А.Д. Армасцев, А.А. Загайнова: научная статья. – Поволжский государственный технологический университет, 2014.-14с.
- Гильдия маркетологов: особенности маркетинга на рынке b2b [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.marketologi.ru/
- Никифорова С. В., Мамров А. Н. Конкурентные преимущества предприятия на международном рынке/ С.В. Никифорова, А.Н. Мамров.–М.: ИНФРА-М, 2014.–190с.
- Официальный сайт Clearbit [Электронный ресурс].–Режим доступа: https://clearbit.com/
- Рожков, И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге/ И.В. Рожков.– М.: Русайнс, 2014. – 196 с.

