Прошло четыре года с момента внесения изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данные изменения привнесли новый способ наделения полномочиями главы муниципального образования. Реализуется он следующим образом: конкурсная комиссия организует конкурс, по результатам которого предоставляет нескольких кандидатов, из числа которых впоследствии, представительный орган избирает главу муниципального образования. После избрания данное должностное лицо обязано возглавить местную администрацию. Таким образом, депутатам муниципального образования предоставляется право самим выбирать главу муниципального образования, что можно назвать ограничением права граждан на выбор важнейшего должностного лица их муниципального образования. Однако с другой стороны право выбора главы муниципального образования передается лицам с большим количеством знаний в данной области, что может положительно повлиять на все муниципальное образование в будущем.
Помимо ранее указанного способа существует еще два. Первый способ, предоставляет гражданам возможность в полной мере поучаствовать в выборе главы муниципалитета. Глава избирается населением на муниципальных выборах. Второй способ, наоборот, исключает участие граждан в выборе главы муниципалитета. Он избирается из состава депутатов представительного органа муниципального образования.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. В то же время, законом также устанавливается ряд положений, которые являются обязательными для соблюдения, независимо от процедуры, принятой муниципалитетом. В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением и т.д. 50% членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другие 50% – высшим должностным лицом субъекта. Так, например, городское Собрание Сочи приняло решение об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Сочи, по данному решению четыре члена конкурсной комиссии были выбраны представительным органом от муниципального образования города Сочи, а оставшиеся четыре члена были назначены губернатором Краснодарского края В.И. Кондратьевым. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе, в котором есть поселение, являющееся административным центром, 25% членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, еще 25% – представительным органом поселения, а оставшиеся члены комиссии – высшим должностным лицом субъекта[1]. Если говорить о применении этих положений закона на практике, то в 2015 году в Российской Федерации прошла целая «волна» избраний глав по конкурсу. В соответствии с новой процедурой наделения полномочиями, на должность главы муниципального образования были назначены 344 человека. Среди них 21 глава муниципальных районов, 18 глав городских поселений и 304 главы сельских поселений. Если же рассматривать практику применения данной процедуры в Краснодарском крае, то мы видим следующее. В 2015 году на должность по данной процедуре был назначен глава муниципального образования Каневской район, в 2016 году – главы муниципальных образований город Новороссийск, Белоглинский район, в 2017 году – главы муниципальных образований город-курорт Анапа, Мостовский район, в 2018 году – главы муниципальных образований город-курорт Геленджик, Абинский район, Белореченский район, Калининский район, в 2019 году – глава муниципального образования Апшеронский район, Динской район. На данный момент, большинство муниципальных образований Краснодарского края установили в своих уставах новую процедуру избрания главы по конкурсу. Многие, уже успели опробовать данную процедуру, а остальные сделают это в ближайшем будущем.
Главой муниципального образования может стать любой гражданин России, даже тот который не проживает в нем. Однако перед этим он должен подготовить и представить в конкурсную комиссию пакет необходимых документов[2]. Перед комиссией стоит задача рассмотреть представленные кандидатами документы и другую информацию: имущество, образование, судимости, штрафы и так далее, а также провести собеседование с претендентами, оценить их программы, знания в муниципальном управлении. У комиссии есть возможность убрать тех, кто не умеет управлять муниципалитетом, и кто своими действиями может замедлить развитие территории на несколько лет.
Чаще всего конкурс проводится в несколько стадий для более объективной оценки кандидатов, например: вначале конкурс документов, затем конкурсный тест, а в конце собеседование. По итогам конкурса комиссия принимает решение о признании нескольких кандидатов выигравшими конкурс, при этом их максимальное количество не ограничивается, а минимальное не должно быть менее двух.
Перед началом конкурса муниципальное образование определяет требования к кандидату[3]. Каждый муниципалитет может устанавливать свои собственные требования, на практике же в большинстве случаев используются следующие:
- Отсутствие ограничения избирательных прав;
- возрастной ценз (Минимальный возраст устанавливаемый большинством муниципальных образований равен 21 году, например так установлено уставами муниципальных образований город-курорт Анапа, город-курорт Сочи, Тимашевский район);
- образовательный ценз;
- стаж (например, не менее 5 лет, согласно Решению Городского Собрания Сочи №79 от 08.07.2019 «Об объялении конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Сочи»);
- деловая репутация;
- знание федерального и регионального законодательства.
Несомненно, способ избрания главы муниципалитета по конкурсу имеет ряд преимуществ, которые ставят его в более выгодное положение по сравнению с остальными.
Первым плюсом будет то, что эта модель позволяет исключить возникающие иногда противоречия между главой муниципального образования и главой местной администрации.
Еще одним положительным моментом будет то, что эта модель подразумевает более высокие требования к кандидатам на пост главы муниципалитета. Лицо, занимающее эту должность должно обладать высоким уровнем профессионализма[4]. При использовании других способов, главой муниципального образования, может стать любой совершеннолетний, дееспособный гражданин при отсутствии у него судимости. Естественно, что в таком случае будет удачей, наличие у избранного лица минимальных знаний в области управления территориями. При выборе главы муниципального образования конкурсом, кандидатами на должность также могут быть любые лица, однако конкурсная комиссия отбирает наиболее подходящих кандидатов, путем оценки их профессиональных качеств, анализа представленных ими программ развития муниципалитета[5].
Последним преимуществом будет экономия средств. Реализация стратегий и программ развития района зависят во многом от бюджета муниципального образования. Поэтому, нельзя пренебрегать данной возможностью уменьшить расходы, связанные с проведением муниципальных выборов[6]. Финансирование расходов кандидатов, связанных с конкурсом осуществляется ими за счет своих личных средств.
Однако без отрицательных моментов не обойтись. Главной негативной чертой следует считать прямое недопущение местного населения к выборам главы муниципалитета — лица, от которого будет зависеть будущее большой территории, с проживающим на ней населением. Это можно назвать ограничением конституционных прав избирателей. В данной ситуации нельзя не упомянуть мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации А.Н. Кокотова, который заявил, что «одобренная отмена выборов глав муниципалитетов противоречит Конституции». По его мнению, это может создать риски для целостности и единства государства.
Исходя из общего положения и опираясь на совокупность всех ранее вышеперечисленных фактов можно сделать вывод, что выборы главы муниципального образования имеют важное значение в современном праве, большое количество плюсов делают данную процедуру наиболее удобной по сравнению с другими более старыми процедурами, это же и объясняет их популярность и повсеместное использование в 2019 году.
Список литературы
- Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодатель: Российской Федерации. –2003. –№ 40. –Ст. 3822.
- Гомола А. И. Правовые основы государственного и муниципального управления / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. –М.: Академия, 2016. –C. 336.
- Архиреева А.С., Топчиева С.К., Юшко А.В. Проблемы избрания главы муниципального образования конкурсным способом / А.С. Архиреева, С.К. Топчиева, А.В. Юшко // ЭПОМЕН. –2018. –№21. –С. 18-23.
- Шугрина, Е. С. Муниципальное право / Е.С. Шугрина. –М.: Норма, 2017. –C. 528.
- Чаннов С. Е. Муниципальное право : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / С. Е. Чаннов. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. –C. 302.
- Очаковский В. А., Курдюк П. М., Лихолатов Г. С. Общество и право. О проблеме избрания главы муниципального образования «конкурсным» способом // Общество и право. –2018. –№ 2 (64). –С. 133-136.
References
- About the General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: the Federal law of 06.10.2003 No. 131-FZ. 2003. 40. Art. 3822.
- Gomola, A. I. Legal bases of state and municipal management / A. I. Gomola, I. A. Gomola, E. V. Borisova. –Moscow: Akademiya, 2016. –P. 336.
- Arkhireeva A. S., topchieva S. K., Yushko A.V. Problems of election of the head of municipal formation by competitive method / A. S. Arkhireeva, S. K. topchieva, A.V. Yushko / / EPOMEN. –2018. –No. 21. –P. 18-23.
- Shugrina, E. S. Municipal law / E. S. Shugrina. — Moscow: Norma, 2017. –P. 528.
- Chanov S. E. Municipal law: textbook and workshop for bachelor and specialty / S. E. Chanov. — 3rd ed., per. and additional-M.: yurayt Publishing house, 2018. –P. 302.
- Ochakovsky V. A., Rump, P. M., Liholitov G. S. law and Society. On the problem of electing the head of the municipality «competitive» way // Society and law. –2018. –No. 2 (64). –P. 133-136.