Введение
На сегодняшний день
стремительно развиваются технологии автоматизации бизнес-процессов. Существуют
такие информационные процессы, которые сложно автоматизировать обычными
средствами. Чаще всего это процессы, в которых используются устаревшие системы,
отказ от которых невозможны. На помощь приходят технология RPA.
RPA
(Robotic Process
Automation) – это технология
автоматизации бизнес-процессов, которая позволяет настроить программное
обеспечение или «робота» на выполнение автоматизируемого процесса, путем
построения алгоритмов на базе специальной платформы [4]. Роботы RPA
симулируют
действия человека в системе, используя пользовательский интерфейс для сбора и
обработки данных и управления приложениями.
На текущий момент
существует множество различных компаний, предоставляющих различные средства и
технологии в области RPA,
и одной из лидирующей является UiPath.
Цель данной работы
состоит в том, чтобы рассмотреть использование технологии RPA
на
примере автоматизации бизнес-процесса обработки мониторинговых сообщений,
используя платформу роботизированной автоматизации UiPath.
UiPath
– это
платформа роботизированной автоматизации, разработанная компанией UiPath,
одной из крупнейших компаний, предоставляющих средства и технологии в области RPA
[2].
Платформа включает в себя
три основных компонента:
·
UiPath Studio
– среда разработки сценариев роботизации процессов (рис.1). В студии уже
встроены средства отладки, что позволяет проверить работоспособность
большинства сценариев, а также их отдельных частей
Рисунок 1. Интерфейс приложения UiPath
Studio
·
UiPath Orchestrator
– средство централизованного управления роботами. Это WEB
приложение, которое позволяет определять состояние роботов, настраивать
расписание запусков, отслеживать результат выполнения, просматривать логи
работы робота, управлять учетными данными и другими важными функциями
жизнедеятельности программного робота (рис.2).
Рисунок
2. WEB приложение
UiPath Orchestrator
·
UiPath роботы – приложения,
работающие в среде MS Windows, которые непосредственно выполняют сценарии
роботизации. Робот UiPath может быть двух типов — бэк-офисный (unattended)
и фронт-офисный (attended).
Бэк-офисный робот запускается, как правило, по расписанию и действует по
разработанной инструкции без участия человека. Фронт-офисный робот установлен
на рабочем месте пользователя или в виртуальной среде и запускается по нажатию комбинации
клавиш, и может зачастую требовать определенных действий человека во время
работы.
Автоматизация процессов в
UiPath – это создание алгоритмов, сценариев роботизации путем перетаскиванием
необходимых действий, которые позволяют роботам взаимодействовать с другими ИТ
системами через пользовательских интерфейс, полностью симулируя действия
человека, выполняя следующие действия [6]:
·
перемещение
курсора мыши и клики по кнопкам;
·
открытие/закрытие
приложений;
·
заполнение
полей и форм;
·
получение/чтение/отправка
электронных писем;
·
перемещение/копирование/удаление/изменение
файлов и директорий;
·
получение
данных из различных источников: PDF, изображения, приложения;
·
работа
с документами Word и Excel;
·
принятие
решений if/then;
·
работа
напрямую с СУБД и API.
Процесс обработки
мониторинговых сообщений
В настоящее время,
большинство информационных баз данных располагается на удаленных серверах. Их
состояние отслеживается с помощью специального программного обеспечения (ПО).
В крупных компаниях
зачастую используется огромное количество таких серверов, за состоянием которых
следят квалифицированные сотрудники, и, в случае возникновения ошибок или
других исключительных ситуаций, сообщают ответственным инженерам об возникших
проблемах, которые в свою очередь их устраняют. Так как количество данных
серверов обычно более тысячи, отслеживание каждого требует существенных время-
и трудозатрат. ПО, используемое в отслеживании состояния сервера, может оповещать
пользователей о нарушении работ с помощью электронной почты. Таким образом
сотруднику необязательно следить за состоянием каждого сервера ежесекундно, а
реагировать только на критические неисправности.
Рассмотрим пример
процесса обработки мониторинговых сообщений с последующим созданием инцидентов.
В процессе задействованы
следующие информационные системы:
·
Мониторинговая
система, позволяющая отслеживать состояние серверов;
·
Система
регистрации инцидентов, позволяющая сообщать различным группам инженеров о
неисправности сервера, предоставив детальное описание возникшей проблемы;
·
Почтовый
сервис Outlook, который позволяет
получать мониторинговые сообщение с информацией о проблемах на сервере.
На почту в Outlook
приходят письма, содержащие описание проблемы (рис. 3).
Рисунок 3. Письмо с проблемой в Outlook
Скопировав название
сервера, сотрудник ищет соответствующее правило в Excel
файле,
содержащем всю информацию по всем серверам и правилам обработки их мониторинга.
Далее сотрудник открывает мониторинговую систему и ищет название сервера в
списке серверов (рис. 4). После нахождения сервера, согласно правилу,
отлеживает состояние сервера и наличие проблемы, пришедшей в письме, в течении
заданного времени (от 15 до 45 минут).
Рисунок 4. Мониторинговая система
По истечению времени,
если состояние сервера возвращается в норму, проблема считается закрытой и
соответствующее письмо помечается категорией «Checked».
Если сервер всё еще имеет проблему, сотрудник открывает систему регистрации
инцидентов и проверяет наличие уже открытых инцидентов по данной проблеме (рис.
5).
Рисунок 5. Система регистрации
инцидентов
Если по данной проблеме
существуют открытые инциденты, проблема считается закрытой и соответствующее
письмо помечается категорией «Incident
Exists». Если открытых инцидентов нет,
сотрудник открывает новый, заполняет всю информацию о возникшей проблеме и
отправляет на решение ответственной группе инженеров, а письмо помечается
категорией «New Incident».
Данный процесс обработки
повторяется для каждого пришедшего на почту письма с определенной
неисправностью. Большое количество серверов генерирует множество ошибок,
которые необходимо обрабатывать. Данный вид деятельности занимает всё рабочее
время ответственного сотрудника.
Процесс обработки
сообщений, описанный выше, является одним из немногих, для которого написана
структурированная инструкция, позволяющая своевременно оповестить инженеров об
неисправностях на серверах. Большая часть мониторинговых сообщений не имеет
четких инструкций, в связи с этим, сотрудникам необходимо, при получении таких
сообщений, самостоятельно выяснить проблему возникновения и какие действия
необходимо предпринять.
Чтобы уменьшить нагрузку
сотрудников группы мониторинга, было предложено автоматизировать процесс
обработки однотипных мониторинговых сообщений используя RPA
технологии.
После более подробного
изучения процесса, были построены схема «Как есть», показывающая действия,
выполняемые сотрудниками мониторинга, до автоматизации (рис. 6), и предполагаемая
схема автоматизированного процесса «Как будет» (рис. 7).
Рисунок 6. Схема процесса обработки
сообщений «Как есть»
Рисунок 7. Примерная схема процесса
обработки сообщений «Как будет»
Используя платформу
автоматизации UiPath были
разработаны следующие модули робота автоматизации:
·
Модуль
считывания почты (рис. 8):
— открытие почтового
сервиса Outlook;
— чтение новых писем с
проблемами;
— извлечение данных из
писем
— запись данных в Excel
файл;
Рисунок
8. Пример реализации процесса извлечения данных из писем
·
Модуль
отслеживания состояние серверов в мониторинговой системе (рис. 9):
— открытие и авторизация
в мониторинговой системе;
— определение времени
отслеживания проблемы;
— поиск сервера в
мониторинговой системе;
— поиск текущей проблемы
в мониторинговой системе;
— маркировка писем
соответствующей категорией;
Рисунок
9. Пример реализации процесса поиска текущей проблемы в мониторинговой системе
·
Модуль
создания инцидентов (рис. 10):
— открытие и авторизация
в системе регистрации инцидентов;
— поиск открытых
инцидентов по текущей проблеме;
— определение
приоритетности и ответственной группы инженеров;
— формирование и отправка инцидента;
Рисунок 10. Пример реализации
процесса открытия и авторизации в системе регистрации инцидентов
После тестового периода
(1 месяц) работы автоматизированного решения, была собрана статистика:
·
Общее
количество пришедших писем на почтовый ящик – 2907
·
Общее
число обработанных писем роботом автоматизации – 1514
·
Общее
число созданных роботом инцидентов – 77
Как видно из статистики,
52.08% всех писем с проблемами было обработано автоматизированным решением, что
снизило загрузку сотрудников в половину, позволив им уделять больше времени
обработке сообщений, не имеющих четких инструкций.
Заключение
В данной работе
рассмотрен пример использования RPA
технологии
для автоматизации обработки мониторинговых сообщений с использованием платформы
роботизированной автоматизации UiPath.
В результате реализации
решения по автоматизации данного процесса, сбора и анализа всей статистики, а
также отзывов сотрудников мониторинга, загрузка сотрудников была снижена в
половину, и было принято решение продолжить автоматизацию других процессов
обработки мониторинговых сообщений, имеющих схожие инструкции и правила, для
достижения максимально возможной разгрузки сотрудников мониторинга.
Использованные источники
1. Рогов
В. А., Чудаков А. Д. Средства автоматизации и управления: учеб. для академ.
бакалавриата, 2-е изд., изд-во Юрайт, 2017.
2. Тимербаев
Р. Р. Автоматизация бизнес-процессов с использованием технологии RPA // E-Scio
[Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «E-Scio.ru» — Эл №
ФС77-66730 — Режим доступа:
http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2019/12/Тимербаев-Р.-Р..pdf — (Дата
обращения: 17.02.2020).
3. Шишмарев
В. Ю. Основы автоматизации технологических процессов: учебник, изд-во КноРус,
2019.
4. Alok
M. T. Learning Robotic Process Automation. Packt Publishing, 2018.
5. The
UiPath Studio Guide [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://studio.uipath.com/ – (Дата обращения: 26.11.2019).
6. UiPath
Academy [Электронный ресурс]: электронные курсы – Режим доступа:
https://academy.uipath.com/ – (Дата обращения: 26.11.2019).