ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

22 июня 4:12

Не менее важна роль высшего образования в обеспечении национальной безопасности страны. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года даётся следующее определение национальной безопасности: «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ.

Однако национальная безопасность не может быть обеспечена только финансовым, сырьевым или оборонным сектором, если основным не выступит информационный, в котором важное место занимает национальная система образования. Стабильное и качественное развитие государства невозможно без высокого уровня образования, а образование нельзя реализовать без инвестиций в него. В многоуровневой системе образования ведущую роль занимает высшее образование, которым человек может овладеть в университетах, институтах, академиях, как нашей страны, так и за рубежом.

Для того, чтобы обеспечить достойное качество образования в стране, необходим стабильный поток инвестиций в него со стороны государства. В РФ основными источниками финансирования сферы образования являются средства, поступающие из бюджетного и внебюджетного фондов. В Федеральном законе «Об образовании РФ» государством гарантируется, ежегодное выделение средств для сферы образования в размере, не превышающем 10 % национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального, регионального и местного бюджетов РФ. Основная проблема заключается в том, что с каждым годом государственное финансирование высшего образования постепенно снижается, тем самым переводя его все больше на коммерческую основу.

Проанализируем данные по расходам федерального бюджета на высшее образование с 2015 до 2019 года(табл. 1).

Таблица 1. Расходы федерального бюджета РФ на высшее образование (2015-2018 гг.)

Год

2015

2016

2017

2018

2019

Расходы, млрд. руб.

534

482,1

473,9

473,3

457,7

 

Проанализировав вышеприведенные данные, можно сказать, что наблюдается тенденция спада в государственном финансировании высшего образования. Вследствие этого, в перспективе возможна угроза снижения эффективности национальной системы образования и потери конкурентоспособности высшего образования.

Это может повлечь за собой следующие последствия:

  1. Резкое сокращение числа мест, финансируемых за счет федеральных ассигнований, соответственно низкие шансы абитуриентов поступить на бюджетное место.
  2. Значительное увеличение вузами стоимости обучения, а вследствие этого падение спроса на образовательные услуги.
  3. Падение качества высшего образования, вследствие сокращения размера материального стимулирования профессорско-преподавательского состава и обучающихся (в виде стипендий и других надбавок).
  4. Сокращение научного потенциала страны, ввиду отсутствия
    финансирования на реализацию научных исследований и внедрения научных
    разработок в практику хозяйствования. Вследствие этого, возникает угроза
    продажи результатов научных исследований и разработок за рубеж.
  5. Угроза миграции образованных людей за рубеж.

Все вышеперечисленные факторы влияют на уровень национальной безопасности РФ, снижая тем самым уровень качества жизни людей и устойчивого развития страны. Возникает следующее противоречие: государство нуждается в высококвалифицированных специалистах, но при этом с каждым годом сокращает инвестиции в человеческий капитал. Пока существует данное противоречие, сложно будет обеспечить достойный уровень народного благосостояния и национальной безопасности страны. Кроме того, сокращение государственных инвестиций в высшее образование повлечет за собой постепенной разрушение национальной системы образования.

Для того, чтобы избежать данных последствий необходимо:

  1. На законодательном уровне пересмотреть приоритеты государственного финансирования и увеличить долю расходов государственного бюджета на высшее образование.
  2. Увеличить количество средств, выделяемых на государственные
    стипендии, гранты и иные материальные надбавки.
  3. Увеличить количество средств на финансирование научной деятельности и внедрение научных разработок в те или иные сферы народного хозяйства и общественной жизни страны.
  4. Увеличить количество средств, выделяемых на заработную плату
    педагогических работников, приобретение оборудования и капитальный ремонт
    учебных заведений.

Проблема государственного финансирования высшего образования остается до сих пор насущной проблемой для современной России. Эта проблема порождает множество противоречий, решить которые достаточно сложно или просто невозможно. Однако, если принять во внимание вышеперечисленные меры, то можно снизить уровень угрозы как для всей системы национального образования, так и национальной безопасности РФ.

Ключевыми направлениями повышения эффективности расходов федерального бюджета на высшее образование, по мнению автора, являются:

1)Уточнение нормативно-правового определения эффективности расходов федерального бюджета на оказание услуг высшего образования.

В действующем бюджетном законодательстве необходимо установить порядок оценки:  эффективности использования средств федерального бюджета; критериев, которые позволяли бы сделать вывод о неэффективности бюджетных расходов, а также норм, предусматривающих ответственность всех участников бюджетного процесса за неэффективное использование средств бюджета.

2)Повышение качества бюджетного планирования, целеполагания, контроля и прозрачности расходов федерального бюджета на высшее образование.

В преддверии принятия федерального бюджета на 2020 — 2022 годы основными инструментами повышения эффективности расходов федерального бюджета на оказание государственных услуг высшего образования должны стать анализ эффективности расходов на всех стадиях бюджетного процесса и учет его результатов для будущих бюджетных циклов. В процессе исполнения бюджета для мониторинга и контроля степени достижения поставленных целей в государственных программах необходимо заменить существующие показатели (например, «существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России») на измеримые и достижимые. Всем органам, ответственным за исполнение государственных программ обеспечить надлежащий контроль и высокий уровень их сопровождения. Более того, необходимо создать единое информационное пространство, усовершенствовать систему электронного документооборота.

3) Развитие системы внебюджетного финансирования системы высшего образования.

В условиях ограниченности средств Федерального бюджета в Российской Федерации возникла проблема недостаточности финансовых средств, направляемых на финансирование высшего образования. В связи с этим, важнейшим направлением совершенствования финансирования высшего образования является увеличение объемов внебюджетного финансирования высшего образования за счет совершенствования и повышения доступности образовательных кредитов, а также развитие системы эндаумент — фондов.

Важным положительным следствием формирования фондов целевого капитала являются изменения в системе управления высших учебных заведений:

  • повышается степень открытости и достоверности информации о деятельности образовательной организации, в том числе в части расходования денежных средств;
  • повышается уровень общественного контроля деятельности образовательной организации;
  • усиливается стратегический аспект планирования развития образовательной организации на перспективу 20-30 лет на базе получения источника долгосрочного финансирования.

Кроме того, в рамках увеличение объемов привлекаемых внебюджетных поступлений образовательных учреждений высшего образования необходимо использовать зарубежный опыт по внедрению инновационных моделей распределения ресурсов — lifelong learning accounts в Великобритании и human capital contracts в Австралии, сотрудничество с частным и государственным сектором в области передовых исследований с целью получения контрактов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абанкина И.В. Ловушки дифференциации в финансировании российских вузов / И.В. Абанкина, Т.В. Абанкина, Л.М. Филатова // Актуальные проблемы экономика и права. – 2016. – № 2. Т. 10. — С. 35-38.
  2. Альтбах, Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования: пер. с англ. / Ф.Дж. Альтбах. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — 552 с.
  3. Боброва, Т.А. Современная система высшего образования Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения / Т.А. Боброва // Молодой ученый. — 2018. — № 45. — С. 127-130.
  4. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И. В. Абанкина, А. А. Беликов, О. С. Гапонова, Ф. Ф. Дудырев, Ю. Н. Корешникова, И. А. Коршунов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, А. К. Нисская, Д. П. Платонова, П. С. Сорокин, Б. М. Таловская, И. Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. -112 с.
  5. Овчинникова, М. С. Актуальные вопросы бюджетного финансирования высшего образования в Российской Федерации / М. С. Овчинникова // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). – Казань : Молодой ученый, 2018. – С. 11–13.
  6. Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: сб. статей. / Материалы международной конференции. Москва, МПГУ, 24–25 апреля 2018 г. М., 2011. — 377 с.
  7. Чиркова, В. М. Финансовое обеспечение системы образования в России. / В. М. Чиркова // Иннов : электронный научный журнал, 2018. – № 3.