« Коричнево-палевые отсветы алхимического
горна вспарывали кромешный мрак нескончаемой ночи средневековья.» [1]
К размышлению
Средние века-одна из величайших эпох в истории человечества, подарившая ему алхимию, или же период глубокого заблуждения варваров, занимающимся этим пустотелым и безрезультатным ремеслом?
Из истории зарождения алхимии
«Зачатки химии возникли при появлении Homo Sapiens. Поскольку человек всегда имел дело с химическими веществами, то его первые эксперименты с огнём, дублением шкур, приготовлением пищи можно расценивать как основы практической химии. Практические знания накапливались, и к началу развития цивилизации люди умели готовить краски, эмали, яды и лекарства. Человек использовал как биологические-брожение, гниение, так и процессы c использованием огня-горение, спекание, сплавление. Использовались окислительно-восстановительные реакции — например, восстановление металлов из их соединений. » [2]
Сама же алхимия зародилась в Древнем Египте, где в уже развитом культурном центре произошло слияние знаний античности и накопленного практического опыта о веществах и их свойствах. Из этого соединения и образовалась новая наука.
Средневековье и алхимия в современном понимании
«Ночь средневековья-привычный штамп для современного человека, века мрака и тлена»[1]
Каждый не раз слышал о страшном средневековье, периоде заблуждения и загнивания, время деградации и всеобщего культурного одичания. Есть и факты, подтверждающие это: частые болезни, костры инквизиции, дичайшие суеверия, времена войн и убийств. И посреди всего этого чужого и столь далекого, затерянного в пыли истории, совсем уж таинственная алхимия, окутанная мистикой и тайной.
Но все же…
«… Могло ли средневековье вообще быть сплошным адом, в котором человечество пробыло тысячу лет и из которого это бедное человечество извлек Ренессанс? — спрашивает Н.И. Конрад.— Думать так — значит прежде всего недооценивать человека…». [1]
И хоть средние века часто называют Темными веками, но нельзя забывать, что это было также временем открытий и изобретений, временем важных технических прорывов и культурных изменений.
Нельзя не учитывать «темную» сторону средневековья, но человеку свойственно сохранять в культурном наследии все лучшее и прекрасное, так из средневековья до нас дошли: «…Готическая архитектура, лучезарная поэзия трубадуров, рыцарский роман, жизнерадостные народные фарсы, захватывающие зрелища — мистерии и миракли…»[1]; сотни тысяч трактатов, научные открытия и фундаментальные изобретения. Сотни ученых книг, призванных запечатлеть в веках уникальную историю той эпохи.
А как же алхимия, малопонятная, туманная и бесполезная на первый взгляд наука? Да и сам алхимик- разве не злобный старик, остервененно ищущий философский камень и эликсир вечной молодости? Ведь «Речи алхимиков темны, рецепт расплывчат, ремесло неудачливо и погружено в недостижимую утопию.»[4]
И в чем же тут сокровенная красота алхимии?
В качестве примера обратимся к тексту:
« Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом , и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови.» [4]
И как же все это понимать? Что за малопонятное бормотание выжившего из ума старика, и стоит ли к этому прислушиваться? Есть ли в этом хоть какой-то смысл? … Если разобраться-есть. Известный французский химик XIX века Жан-Батист Андре Дюма приводит следующее толкование этого отрывка:
«Философскую ртуть он называет свинцом.
Прокалив его, получается массикот (желтую окись свинца), который при дальнейшем прокаливании превращается в красный сурик.
Затем алхимик нагревает сурик с кислым виноградным спиртом — винным уксусом, который растворяет окись свинца.
После выпаривания остается свинцовый сахар — нечистый ацетат.
При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода (флегма), затем горючая вода—«пригорелоуксусный спирт» (ацетон) и, наконец, красно-бурая маслянистая жидкость.
В реторте остается черная масса. Это мелко раздробленный свинец.
При соприкосновении с раскаленным углем он начинает тлеть и превращается в желтую окись свинца. Его опять переводят в свинцовый сахар и повторяют все вновь.»[1]
Такое значение приобретает алхимический текст. Все становится на свои места-доступно и понятно. Можно вздохнуть с облегчением. Но все же… уже нет ни драконов, ни львов, «слово заменено знаком», осталась чистая химия, и это навевает легкую грусть: слишком уж легко современным ученым была вычеркнута мудрость предков, стоящих у истоков зарождения этой науки. А ведь сами алхимики буквально жили своим ремеслом, глубоко чувствуя и понимая химические процессы, они облекали знания в удивительные формы, полнозвучные, красочные, живые…Но не произошло «вживания», современный человек не оценил красоту и образность этой удивительной науки.
Так « в XVII-XVIII веках европейцы начали изучать только свойства веществ, отбросив религиозную и мистическую составляющие. Они экспериментировали и записывали свои открытия, чтобы другие люди могли бы поучиться у них. Так появилась наука по исследованию веществ – химия. А люди, изучавшие их, стали называться учеными.»[5]
Вот и был позабыт целый культурный слой, отброшен как нечто второстепенное. Осталась только выжимка, сухой экстрат-химия, лишенный волшебства и изящности
«Алхимические реактивы испарились; аппараты проржавели, обратившись в прах; лабораторное стекло разбилось; кладка печей выветрилась. Лишь медали—впечатляющая память о считанных алхимических чудесах—лежат себе в европейских музеях, антикварной неприкосновенностью будоража легковерного посетителя либо вызывая почтительно-снисходительную улыбку…»[3]
Итак, в статье была показана Алхимия немного с другой, более привлекательной, загадочной и немного волшебной стороны. И, может быть, этот последний вздох из глубин веков будет интересен нынешнему человеку современного общества.
Информационные ресурсы:
1)https://terra-tolosarum.livejournal.com/26418.html [1]
2)https://otherreferats.allbest.ru/biology/00741830_0.html [2]
3)https://studref.com/359541/ekonomika/alhimiya_fenomen_srednevekovoy_kultury [3]
4)https://www.livemaster.ru/topic/314107-alhimiya-kak-fenomen-srednevekovoj-kultury [4]
5)https://musthaveforyou.mediasole.ru/alhimiya__udivitelnaya_nauka_proshedshaya_skvoz_veka [5]