К ВОПРОСУ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ПРЕКРАЩЕНИИ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ КАК МЕРЕ ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ

29 марта 5:18

Собственность – основа любого цивилизованного общества. Без собственности трудно и даже немыслимо представить нашу каждодневную жизнь. На собственности основываются все имущественные отношения.

«Право частной собственности, – гласит статья 35 Конституции, –  охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» [1].

Эти фундаментальные нормы и составляют основу правового регулирования права собственности. Они конкретизированы в других законодательных и иных нормативных правовых актах. Немаловажное значение для обеспечения неприкосновенности права собственности имеет правовое закрепление оснований, условий и пределов применения прекращения права собственности.

Земля, будучи природным объектом и природным ресурсом, нередко выступает в качестве объекта правоотношений, регулирующийся различными нормами права, в том числе земельным или, например, экологическим (п. 1. ч. 1 ст. 6 Земельный кодекс Российской Федерации) [4].

Указанное обуславливает тот факт, что земля становится объектом права собственности различных субъектов, начиная от частного лица, оканчивая государством, в общем и целом. Данный аспект порождает не только права лиц, но также устанавливает обязанности.

К сожалению, не всегда обязанности соблюдаются должным образом, а права осуществляются без нарушений, в связи с чем, это приводит к необходимости привлечения виновного лица к тому или иному виду юридической ответственности.

Так, в рамках российского законодательства предусматриваются нормы, направленные на устранение последствий нарушения правовых норм в области земельного права.

В качестве предмета правонарушений в сфере землепользования признаются земли (земля и ее компоненты). Они рассматриваются как природный ресурс, как неотъемлемая часть биосферы, как одно из необходимых условий для жизни и деятельности человека, как их пространственный базис.

Как объект правовой охраны, земля включает в себя все виды земельных угодий, независимо от формы собственности, характера владения, степени освоения и использования их человеком для своих нужд.

Изъятие земельного участка – это мера, применяемая к лицу, совершившему правовое нарушение в области использования земель.

В случае, если компетентными органами будет выявлено, что земельный участок был самовольно занят иным лицом, не имеющим право собственности на данный участок, то данный участок должен быть возвращен их законным собственникам, землевладельцам, арендаторам без какого-либо возмещения затрат по отношению к лицам, которые были признаны виновными в нарушении земельного законодательства.

Также, стоит отметить, что статья 54 ЗК РФ закрепляет и определяет условия и порядок изъятия земельного участка, ввиду его неиспользования по целевому назначению, либо использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Так, принудительного прекращение права распоряжения на земельный участок, у лиц, которые не являются его собственником, должно осуществляться на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии участка, в случае если лицом не были устранены факты нарушения использования земельного участка, после назначения ему за данное правонарушение административного наказания.

В рамках осуществления данной процедуры, уполномоченный на то исполнительный орган государственной власти одновременно с наложением штрафа выносит предписание об устранении указанных земельных правонарушений.

В случае, если данные правонарушения не были устранены, исполнительный орган государственной власти, который вынес предписание, обязан направить материалы в суд либо самостоятельно принять решение об изъятии данного земельного участка.

Гражданский кодекс Российской Федерации также закрепляет нормы, отражающие принудительное изъятие земельного участка из собственности.

Статья 284 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что земельный участок может быть изъят у собственника в случае, если он предназначен для сельскохозяйственных работ, либо для жилищного строительства и не используется в исполнении соответствующих целей в течение трех лет [2].

Согласно ст. 285 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, в частности, если его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Например, составы экологических проступков в области земельных правонарушений содержится в Главе 8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, притом, статья 8.6. Кодекса закрепляет основные противоправные действия, а равно и последствия правового характера за нарушение земельных отношений:

— самовольное снятие, перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы;

— порча земель вследствие нарушения правил использования пестицидов и агрохимикатов, отходов производства и потребления [5].

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за экологические правонарушения, которые, так или иначе, представляют собой посягательство на землю, как на элемент, который входит в состав экосистемы, что отражено в нижеуказанных статьях кодекса, а именно:

— в статье 254 УК РФ, общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что причиняется урон земле как основе жизни и деятельности человека, как природному объекту, охраняемому в качестве важнейшей составной части природы. Обязательное условие уголовной ответственности — способ порчи земли. Деяние должно нарушать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами;

— в статье 246 УК РФ, под тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать: существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность.

Так, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях в области загрязнение земли составляют 0,75% всех экологических правонарушений за 2018 год [9].

Таким образом, именно прекращение права на землю наиболее часто применяется в качестве меры ответственности за совершение не только правонарушений, но и преступлений в сфере землепользования.

В подтверждение изложенного, рассмотрим следующую ситуацию, складывающуюся в сфере судебной практики.

В Арбитражный суд Оренбургской области обратилось ГУСП к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 398 от 12.11.2018 [7].

В результате административного обследования объектов земельных отношений установлено следующее: земельный участок с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования заявителю. При этом, на его территории располагается также объект капитального строительства, который используется для осуществления коммерческой деятельности (магазин), что, по мнению ответчика, не соответствует виду разрешенного использования в нарушения нормы ст. 42 ЗК РФ.

Данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьей 8.8 КоАП РФ, что сопровождается наложением на предприятие штрафа. Несмотря на это, 01.12.2018 инспектор по использованию и охране земель вынес новое постановление, которым указал на изъятие земли из пользования.

Заявитель обжаловал оба постановления.

Суд встал на сторону заявителя, мотивировав свое решение следующим: положением о государственном Земельном надзоре (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1) п. 3 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием [6]. На земельном участке расположен объект капитального строительства, используемый для осуществления коммерческой деятельности, что не соответствует виду разрешенного использования в нарушения нормы ст. 42 Земельного кодекса РФ. Тем не менее, вид разрешенной деятельности предприятия предусматривает возможность реализации получаемой продукции, чему соответствует наличие магазина. Сама же земля используется по своему прямому назначению. Оба постановления подлежат отмене. Также нередко имеет место изъятие земель не в качестве меры юридической ответственности за нарушение российского законодательства, а для иных целей.

Так, например, ООО «Агроразвитие» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием о признании акта, вынесенного Департаментом по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу, незаконным [8].

Указанное следует из того, что  ООО «Агроразвитие» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:25:1310001:41, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, общей площадью 3130000 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Сакмарский район, Среднекаргальский с/с, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:25:1310001, на основании договора купли-продажи от 08.12.2015 №1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.05.2016.

ООО «Ольшанское» предоставлена лицензия серии ОРБ номер 14669 НЭ, сроком действия до 31.12.2079, на право пользования недрами с целью добычи нефти на Ольшанском месторождении, основным видом деятельности ООО «Ольшанское» в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц является добыча сырой нефти.

Обществом «Ольшанское» 09.11.2018 подано в Департамент по недропользованию ходатайство об изъятии земельных участков с условными номерами 56:25:1310001:41: ЗУ1, 56:25:1310001:41:ЗУ2, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 56:25:1310001:41, для государственных или муниципальных нужд, по форме, установленным в приказе Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250.

Цель изъятия — проведение работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя.

Итогом стало изъятие участка на основании приказа № 590 от 12 декабря 2018 года об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя, изданного Комиссией Приволжскнедра.

Тем не менее, судебный орган встал на защиту Департамента и признал его действия законными. В связи с чем, предприятие «потеряло» часть участков, входивших в пользование.

Итак, в настоящее время в Российской Федерации основания и порядок принудительного прекращения права на землю четко не урегулированы, в связи с чем требуется существенная корректировка статей, закрепляющих данную меру правовой ответственности, что в свою очередь позволит добиться ее эффективного использования на практике.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 2014. – № 163.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 51-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Российская газета. – 1996. – № 23.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 16.10.2019) // Российская газета. – 1996. – 113.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. – 2001. – № 211.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. – 2001. – № 256.
  6. Положение о государственном Земельном надзоре (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1) // Собрание законодательства РФ. – N 2. – 2015. – Ст. 514.
  7. Официальный сайт Арбитражного суда Оренбургской области // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Card/f5374a3b-fd3e-4880-b2c5-0e316e117a98. — 10.11.2019.
  8. Официальный сайт Арбитражного суда Оренбургской области // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Card/f5587ab-fd4e-0171-b3c1-2e444e982a76. — 10.11.2019.
  9. Официальный сайт Левада-центра // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.levada.ru/2017/zem-narusheniya. — 10.11.2019.