Как вполне справедливо отмечают современные исследователи, современная ситуация с наркотическими средствами и их прекурсорами в России представляет значительную не только здоровью населения, но также отечественной экономике, верховенству закона и безопасности страны[1]. Основная часто наркотических средств и их прекурсоров не производятся на территории Российской Федерации, а ввозятся на территорию нашей страны по каналам контрабанды. Таможенные органы, преграждая путь подобной контрабанде, могут рассматриваться в качестве одного из важнейших факторов борьбы с наркоманией на территории Российской Федерации.
Как известно, лекарства, содержащие сильнодействующие вещества в некоторых странах, относительно свободно доступны для населения, хотя их стоимость значительно ниже[2], чем у аналогичных продуктов, продаваемых на внутреннем рынке России.
В зоне деятельности Саратовской таможни, с момента образования Таможенного союза (Евразийского экономического союза) в международных почтовых отправлениях (далее – МПО) периодически выявляются сильнодействующие вещества, с последующим возбуждением уголовных дел по ч. 1 ст. 226.1 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) «Контрабанда сильнодействующих веществ».
Анализ уголовных дел, возбужденных по этой статье таможенными органами Российской Федерации, показывает, что сильнодействующие вещества в форме различных таблеток или инъекций обычно следуют к:
- молодым людям, которые используют их для развития своих мышц, поддержания спортивной формы, придания сил и выносливости;
- взрослым мужчинам для поддержания мужского здоровья;
- женщинам, для коррекции фигуры (похудения)[3].
Данные товары, как правило, следуют в МПО без документов, подтверждающих назначение лицам данных лекарственных препаратов, что противоречит требованиям ст. 50 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61.
Как известно, запрещен ввоз на территорию России всех лекарственных форм, включенных в Перечень сильнодействующих веществ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 964, независимо от фирменного наименования (торговой марки). Лица, пытающие осуществить указанный ввоз, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Статья 229.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность в случае выявления в МПО, контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, в том числе инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
В соответствии с Решением Совета глав государств СНГ от 10 февраля 1995 года контрабанда – это перемещение товаров через таможенную границу государства помимо или с сокрытием от таможенного контроля, или с мошенническим использованием документов или средств таможенной идентификации, в том числе, связанное с его недекларированием или ложным декларированием.
В последнее время наметилась тенденция к учащению случаев контрабанды наркотиков и сильнодействующих веществ в МПО. При этом в большинстве случаев речь идет о МПО, отправляемых из стран Юго-Восточной Азии. Указанные отправления обычно содержат «лекарственные средства», приобретаемые гражданами разных стран посредством Интернет. Поскольку на страницах соответствующих веб-сайтов как правило размещена информация о том, что приобретение и контрабанда соответствующих наркотических средств и сильнодействующих веществ могут являться уголовно наказуемыми в стране покупателя, можно сделать вывод о том, что российские покупатели в рассматриваемом случае сознательно (и более того, умышленно) идут на совершение преступления.
Основным поставщиком синтетических аналогов лекарств в Россию является Китай, где производство этих химикатов было запущено на поток. В Китае они производятся небольшими фармацевтическими фирмами[4]. Такие организации готовы предложить любой из известных синтетических препаратов весом до 50 кг в неделю. Большие количества этих лекарств заказываются посредством Интернет. В будущем, после получения большой партии, синтетический аналог будет продаваться в небольших дозах, также через известные социальные сети. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что такие вещества являются «молодежным наркотиком». Реализованная доза таких веществ начинается с 0,25 грамма и стоит около 500 рублей на «черном рынке».
Согласно официальному сайту Федеральной таможенной службы Российской Федерации, в 2017 году было возбуждено около 15000 уголовных дел, связанных с поставками аналогов синтетических наркотиков, закрыто свыше пяти миллионов счетов и более пятисот сайтов. Было задержано 36000 лиц, подозреваемых в совершении соответствующих преступлений.
Другая тенденция — постепенная замена «традиционных» наркотиков (героин, гашиш, марихуана и т.п.) синтетическими. При этом основным поставщиком синтетических наркотиков в Россию является Китай: «синтетические средства» китайского производства составляют около тридцати процентов от общего количества указанных средств, ежегодно потребляемых в нашей стране.
В 2017 году по материалам, направленным отделом по борьбе с контрабандой наркотиков Саратовской таможни в подразделение дознания, возбуждено четыре уголовных дела: три по ч. 3 ст. 229.1 УК РФ одно — по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. Факты контрабанды психотропных и сильнодействующих веществ выявлены на канале перемещения в МПО из Канады, Германии и Республики Беларусь
Из незаконного оборота было изъято 56,8 граммов психотропных веществ и 1,8 грамма сильнодействующего вещества (два стереоизомера вещества 4-фторметилфенидат (4F-MPH) в виде соли-гидрохлорида, которое относится к производным метилфенидата (риталин), амфетамин, N-формиламфетамин).
В 2018 году эффективность работы Саратовской таможни по борьбе с незаконным оборотом наркотиков выросла более чем вдвое. Было возбуждено десять уголовных дел по статьям 226.1 и 229.1 УК РФ (два ‑ по ч. 3 ст. 229.1 УК РФ и восемь ‑ по ч.1 ст. 226.1 УК РФ[5]).
Факты контрабанды наркотических средств и психотропных веществ были выявлены в МПО из Германии и Нидерландов, при этом были выявлены восемь фактов ввоза сильнодействующих веществ из Республики Беларусь.
Из незаконного оборота изъято 446,26 грамм подконтрольных веществ, что в восемь раз больше аналогичного показателя 2017 года, из них 10,09 грамм наркотических средств, 115,75 грамм психотропных веществ и 320,42 грамм сильнодействующих веществ (за аналогичный период 2017 года – 56,8 граммов психотропных веществ и 1,8 грамма сильнодействующего вещества). В отношении семи лиц в судебном порядке вынесены обвинительные приговоры.
За девять месяцев 2019 года по линии борьбы с контрабандой наркотиков и сильнодействующих веществ возбуждено пять уголовных дел по части 1 статьи 226.1 УК РФ, из которых все в отношении установленных лиц (за аналогичный период 2018 года – восемь уголовных дел из которых шесть ‑ в отношении установленных лиц). Уголовные дела были переданы в следственные органы МВД России для дальнейшего расследования. В настоящее время по всем пяти уголовным делам вынесены обвинительные приговоры в виде лишения свободы сроком на три года условно каждому, а также в отношении одного из осужденных принята дополнительная мера наказания в виде штрафа на 100000 руб.
За девять месяцев 2019 года из незаконного оборота изъято 232,556 грамма контролируемых веществ, что превышает аналогичный показатель 2018 года, когда за аналогичный период прошлого года было изъято 176,65 грамма сильнодействующих веществ.
К сожалению, невозможно полностью заблокировать ввоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территорию Российской Федерации. Большинство из них содержатся в медицинских препаратах и не всегда легко поддается определению.
Расследование подобных преступлений также затрудняется тем, что факт обнаружения наркотических или психотропных веществ еще не означает, что соответствующее лицо имеет умысел на их распространение. Доказывание наличия указанного умысла ‑ весьма непростая задача.
В случае обнаружения наркотических средств или сильнодействующих веществ неизбежно возникает вопрос о способе и месте их изготовления. Лицо, может уверять, что наркотики были изготовлены самостоятельно либо найдены на улице. Соответственно, требуется проведение экспертизы, подтверждающей или опровергающей данную версию. Если результаты указанной экспертизы опровергают выдвинутую подозреваемым версию, задача расследования ‑ выявить каналы сбыта и места производства наркотиков. Бывает так, что лицо пытается специально запутать органы, переезжая из одной страны в другую, тем самым «заметая следы» совершенного преступления.
Следует также отметить наличие «проблемы коммуникации». К сожалению, уровень развития технических средств оперативного взаимодействия таможенных органов, особенно на межгосударственном уровне, вряд ли может быть признан удовлетворительным. Также следует отметить известные сложности в оперативном просмотре сообщений, которыми причастные к совершению таможенных преступлений лица обмениваются в программах-мессенджерах, что явно не способствует повышению эффективности расследования.
Наконец, решение вопроса о признании обнаруженных веществ наркотическими или сильнодействующими также может представлять собой определенную сложность. Поскольку единая классификация наркотических средств отсутствует, во многих случаях оказывается необходимым привлечение специалистов и проведение дополнительных экспертиз, что предполагает дополнительные затраты времени и средств.
Итак, как показывает статистика, Саратовская таможня успешно выполняет свои обязанности по борьбе с контрабандой наркотических средств и сильнодействующих веществ. В то же время, имеются определенные резервы, использование которых позволит обеспечить более высокую эффективность работы в рассматриваемой сфере. Один из них ‑ организация совместных мероприятий уполномоченными органами заинтересованных стран. Другой резерв — возможность сокращения бюрократических формальностей в сфере взаимного информирования о предстоящих преступлениях уполномоченных органов заинтересованных стран. В этих целях таможенным органам можно рекомендовать переход на прямое электронное сообщение с использованием защищенных каналов связи.
Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является одной из наиболее значительных глобальных проблем современного общества. Основным условием ее успешного решения и минимизации ущерба от соответствующей преступной деятельности является взаимовыгодное сотрудничество в данной сфере всех государств.
Список литературы
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: URL: http://customs.ru/ (дата обращения: 01.12.2019).
- Официальный сайт Приволжского таможенного управления. Саратовская таможня [Электронный ресурс]: URL: http://ptu.customs.ru/folder/12088 (дата обращения: 01.12.2019).
- Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2018 год (E/INCB/2018/1) [Электронный ресурс]: URL: https://www.incb.org/documents/Publications/Annual_Report_2018_R.pdf (дата обращения: 01.12.2019).
- Алферов, Л.В. Борьба с контрабандой как направление правоохранительной деятельности таможенной службы (на примере Уральской таможенной службы) / Л.В. Алферов, Е.С. Якименко // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – – № 4 (15). – С. 3.
- Корчагин, О.Н. Синтетические наркотики в России как реальная угроза национальной безопасности / О.Н. Корчагин, Д.К.Чирков, А.С. Литвиненко // Актуальные проблемы экономики и права. – – № 1. – С. 249.
- Рогатых, Л.Ф. Борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ / Л.Ф. Рогатых, Э.Г. Стрельченко, С.Б. Топоров. – М.: Специальная литература, 2016. – 256 c.
REFERENCES
- Oficial’nyj sajt Federal’noj tamozhennoj sluzhby [Jelektronnyj resurs]: URL: http://customs.ru/ (data obrashhenija: 01.12.2019).
- Oficial’nyj sajt Privolzhskogo tamozhennogo upravlenija. Saratovskaja tamozhnja [Jelektronnyj resurs]: URL: http://ptu.customs.ru/folder/12088 (data obrashhenija: 01.12.2019).
- Doklad Mezhdunarodnogo komiteta po kontrolju nad narkotikami za 2018 god (E/INCB/2018/1) [Jelektronnyj resurs]: URL: https://www.incb.org/documents/Publications/Annual_Report_2018_R.pdf (data obrashhenija: 01.12.2019).
- Alferov, L.V. Bor’ba s kontrabandoj kak napravlenie pravoohranitel’noj dejatel’nosti tamozhennoj sluzhby (na primere Ural’skoj tamozhennoj sluzhby) / L.V. Alferov, E.S. Jakimenko // Vestnik Soveta molodyh uchjonyh i specialistov Cheljabinskoj oblasti. – 2016. – № 4 (15). – P. 3.
- Korchagin, O.N. Sinteticheskie narkotiki v Rossii kak real’naja ugroza nacional’noj bezopasnosti / O.N. Korchagin, D.K. Chirkov, A.S. Litvinenko // Aktual’nye problemy jekonomiki i prava. – 2015. – № 1. – P. 249.
- Rogatyh, L.F. Bor’ba s kontrabandoj narkoticheskih sredstv, psihotropnyh i sil’nodejstvujushhih veshhestv / L.F. Rogatyh, Je.G. Strel’chenko, S.B. Toporov. – M.: Special’naja literatura, 2016. – 256 p.
[1] См.: Алферов Л.В. Борьба с контрабандой как направление правоохранительной деятельности таможенной службы (на примере Уральской таможенной службы) / Л.В. Алферов, Е.С. Якименко // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016. – № 4 (15). – С. 3.
[2] См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2018 год (E/INCB/2018/1) [Электронный ресурс]: URL: https://www.incb.org/documents/Publications/Annual_Report_2018_R.pdf (дата обращения: 01.12.2019).
[3] См.: Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: URL: http://customs.ru/ (дата обращения: 01.12.2019).
[4] См.: Корчагин, О.Н. Синтетические наркотики в России как реальная угроза национальной безопасности / О.Н. Корчагин, Д.К. Чирков, А.С. Литвиненко // Актуальные проблемы экономики и права. – 2015. – № 1. – С. 249.
[5] См.: Официальный сайт Приволжского таможенного управления. Саратовская таможня [Электронный ресурс]: URL: http://ptu.customs.ru/folder/12088 (дата обращения: 01.12.2019).