Стратегия педагогической концепции – это коррекция, укрепление и развитие всех компонентов здоровья младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях открытого образования. Под открытым образованием предполагается система педагогических и информационных технологий.
Тактикой реализации концепции стали задачи, направленные на адаптацию элементов технологии открытости в модель жизнедеятельности специального (коррекционного) класса. В ходе тактических решений, (в которых участвовали родители и администрация учреждения) были реализованы следующие составляющие технологии открытого образования:
- В классе реализуется открытый тип социальных отношений в системе: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – ученики», «учитель-родитель». Отношения строятся на духовно-нравственных условиях: деятельная атмосфера, уверенность в успехе, доброжелательность, раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).
- Открытость образовательного процесса родителям.
- Условия для использования ИКТ как открытости в окружающий мир.
Для эффективной реализации технологии здоровьесбережения средствами образования экспериментирую по апробации элементов открытого образования в своем классе. Эксперимент заключается в использовании принципа открытости, а именно:
- Созданы условия для свободного, открытого поведения детей, выбор сенсомоторного поведения на уроке.
- Созданы условия для универсальной формы обучения. Использую элемент открытости образования и интегрирую в классе детей с различной формой обучения. Есть ребенок, который находится на дистанционном обучении, но интегрируется в жизнь класса на уроках музыки, ритмики, внеклассных мероприятиях и т.д. То есть, созданы условия для свободного выбора индивидуального образовательного маршрута и равных возможностей получения образования независимо от состояния здоровья.
Таким образом, новизна авторской концепции состоит в адаптации элементов технологии открытого образования для эффективной реализации здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в образовательном процессе класса.
Для меня важно, что бы мои уроки не только формировали интеллектуальный компонент здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, но служили основой сохранения и развития физического и духовно-нравственного компонентов здоровья.
И последним элементом технологии формирования здоровья, который, на мой взгляд, способствует развитию духовно-нравственного компонента здоровья — это создание условий для овладения свободой рукотворчества. Другими словами деятельность руками это деятельностно-трудовые и конструктивно-рукотворческие принципы обучения. В процессе освоения имеющегося опыта у ребенка формируется творческая способность к его обогащению собственным вкладом. Известно, что усвоение общественного опыта происходит в процессе деятельности и предполагает совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности. Совершая действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. Я добиваюсь раскрепощения духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных поделок.
В обзорном представлении своей концепции я остановилась лишь на самых ярких элементах технологии Базарного, что даёт сочетание технологий открытости и технологии В.Ф. Базарного.
Внедрение элементов технологии открытости позволили мне добиться открытости среди детского коллектива, открытости для коллектива родителей, создать условия равных возможностей для детей с разным видами нарушения. Я открыта для обучения детей с ЗПР, нарушением зрения, нарушением речи, ДЦП. В открытом образовании я должна научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Список использованной литературы
- Указ Президента РФ «О национальной стратегии действия в интересах детей на 2012 — 2017 годы» от 01.06.2012 № 761.
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. М.: АРКТИ, 2005. 176
References
- Presidental Decree “On the National Action Strategy for Children for 2012-2017” from 01.06.2012 N 761.
- Order of the Russian Ministry of Education and Science of 28 December 2010 N 2106 “On approval of the federal requirements to educational institutions in terms of the health of students and pupils”.
- Bazarnyi V.F.Health and child development: Express-control in school and at home.M .: ARKTI, 2005.