Классно-урочная система обучения, положенная в основу российской школы, регламентирует обучение детей в классах, которые формируются из учащихся одного возраста, и использует урок как основную форму проведения учебных занятий. Внеурочная деятельность, как отмечают методисты [1, 2, 4], предполагает, что учащиеся могут заниматься не только с одноклассниками, но и с ребятами других классов, других возрастов, а педагоги организовывать занятия в разнообразных формах.
В отечественной педагогике интерес к внеклассной работе по математике возник еще в середине прошлого века. Проводя ретроспективный анализ, О.В. Панишева [4, c. 229] отмечает, что в той или иной степени изменились цели, формы, средства и содержание внеклассной работы. Подготовка к олимпиадам сменилась подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, вместо математических газет и сочинений популярными становятся различные формы проведения математического праздника. Подобная трансформация произошла в результате социально-экономических изменений.
Изменилось содержание, но не значимость внеклассной деятельности. О том, что организация внеклассной деятельности по-прежнему популярна у современных учителей, свидетельствует большое количество различных разработок, которые появляются в сети интернет на таких ресурсах, как «Инфоурок», «1 сентября», персональных сайтах учителей и прочее.
В методической литературе [1, 2, 5] выделяются три основных вида внеклассной работы:
- работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала;
- работа с учащимися, проявляющими интерес к математике;
- работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако в любом классе наблюдается расслоение учащихся на тех, кому легко и с интересом дается усвоение программного материала по математике, на тех, кому удается добиться при изучении математики удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом.
В рамках внеклассной работы можно организовать дополнительные занятия по пройденной теме для того, чтобы своевременно устранить (или предупредить) появившиеся у учащихся пробелы в знаниях и умениях по курсу математики. С учащимися, имеющими высокий уровень знаний, на внеклассных занятиях можно рассматривать решение задач повышенной трудности.
Хорошо организованная и систематическая внеклассная деятельность позволяет педагогам углублять приобретенные знания, улучшать навыки анализа, расширять математические горизонты учащихся, формировать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, а также знакомить их с теми математическими фактами, которые не преподаются в классе.
В 5-6 классах основной целью внеклассной работы является привитие интереса к предмету, который поддерживается занимательностью математических задач, вопросов, заданий. Занимательность в этом смысле на внеклассных занятиях всегда несет элементы остроумия, игрового настроя, праздничности. На самих занятиях, как считают Э.Г. Мухамедьянова и Н.Ф. Усынина [5, с. 166], постоянно должны возникать небольшие и доступные для понимания вопросы, загадки, возбуждающие активную мысль учащихся.
Однако устойчивый интерес к внеклассной работе по математике и к самой математике формируется только в том случае, если эта работа проводится систематически и учитывает особенности организации:
- методы и приемы, используемые в этой работе должны быть разнообразными;
- формы внеклассной работы по математике должны выбираться в соответствие с возрастными особенностями учащихся;
- организация внеклассной работы по математике должна отличаться от форм проведения уроков и не должна дублировать материал, изученный на уроке математики;
- на внеклассной работе по математике учащимся всегда должен преподноситься новый, посильный для них материал, необходимо показывать применение знаний математики в жизни.
В 5-6 классах можно применять следующие формы внеклассной работы по математике, выделенные В.В. Дундиной [3, с.144]:
- интеллектуально-познавательные игры: аукцион (для «выкупа» предмета необходимо ответить на определённое количество вопросов); викторина в форме КВН, «Что? Где? Когда?» (решение нестандартных задач), интеллектуальный тир (правильные ответы – попадание в цель);
- познавательные мероприятия: устный журнал (страничка представляет собой устной выступление учащегося, сопровождаемое презентацией или наглядными пособиями), говорящая газета (серию коротких выступлений (рубрик) на различные математические темы), заочная викторина (долгосрочная форма проведения подобного вида конкурсов);
- математические смотрины, как форма проведения олимпиады. Смотрины проводятся в два этапа. Первый этап предполагает решение участниками определённого количества математических задач за отведённый промежуток времени. Второй – демонстрацию доказательства одного из решений;
- математические вечера, праздники – проведение занятия по определенному сценарию и на конкретную тему;
- математический кружок – добровольное объединение учащихся под руководством учителя для проведения систематических и регулярных занятий.
По мнению Г.Х Воистиновой, М.Ю. Солощенко [2, с.15] необходимо соблюдать основное требование: по своему характеру и содержанию эти задачи должны несколько отличаться от обычных задач учебника, так как конкурс служит не для контроля знаний, а для выявления математических способностей и повышения интереса к математике. Например, можно использовать олимпиадные задачи, логические задания, ребусы, задачи на раскраски и разрезания, задачи на переливание и взвешивание, комбинаторные задачи и т.д.
Таким образом, внеклассная работа проходит в менее строгой, неформальной обстановке, и подразумевает добровольность участия учащихся. Правильная организация внеклассной деятельности позволяет повысить уровень математического образования, прививать интерес к математике и учебному процессу, а также установить и поддерживать доверительные отношения с учениками. Играя важную роль в образовательном процессе, внеклассная деятельность становится его необходимым элементом.
Список литературы:
- Балк М.Б. Внеурочная работа по методике. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.
- Воистинова Г.Х., Солощенко М.Ю. Избранные вопросы методики обучения математике: внеурочная работа. Учебное пособие для студентов направления «педагогическое образование», профилей «Математика», «Математика, Информатика», «Математика, Физика» // Отв. ред. С.С. Салаватова. –Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. – 83с.
- Дундина В. В. Система внеклассной и внеурочной работы по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 141–145.
- Кучурин В.В., Рогозина Т.В., Фирсова Н.В. Организация внеурочной деятельность в школе : учеб.-метод. пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2016. –108 с.
- Мухамедьянова Э.Г., Усынина Н.Ф. Особенности организации внеклассной работы по математике // Стратегии подготовки бакалавров и магистров в научном и образовательном пространстве: сб. тр. конф. – Курган: КурГУ, 2019. – С. 162-167.
- Панишева О.В., Овчинникова М.В. Ретроспективный анализ форм внеклассной работы по математике в средней школе (со второй половины ХХ века до начала ХХI века) // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №54-2. – С. 227-235.