Между тем в последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детского чтения. Специалисты говорят об активном внедрении в жизнь ребенка компьютерно-информационных технологий, снижение статуса литературы, о резком сокращении доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленном вхождении в книжную культуру и замещении ее культурой визуальной. Серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы уделяется в контексте школьного образования. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления.
Мы в исследовании преследовали следующие цели:
- Способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям;
- Воспитание будущих книголюбов;
- Развитие устойчивого интереса к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы;
- Знакомство с библиотекой;
- Воспитывать бережное отношение к книгам;
- Реставрация книг в школьной библиотеке.
В анкетировании принимали участие учащиеся 4 классов 7 и 17 школ. Попросили детей принести из дома свою любимую книгу и рассказать о ее содержании. Позже просмотрели с учащимися книги в классе, определить, какие из них нуждаются в ремонте. Организовали мастерскую по ремонту книг. Игра-занятие «Книжкина больница»
Анкета состояла из следующих вопросов:
- Как часто вы читаете книги внеурочно?
- Какин книги ты любишь читать ?
- Какую библиотеку посещаете? Как часто?
- Есть ли у вас дома своя домашняя библиотека?
- Какую книгу ты последний раз прочитал? О чем она была?
- Ваша любимая книга?
- Обмениваетесь ли книгами с друзьями?
- С кем вы любите читать?
На вопрос «Какие книги ты любишь читать?» мальчики ответили, что они больше любят читать энциклопедии – 36%. На второе место мальчики поставили сказки (фентэзи) – 32%. Чуть меньше их интересуют книги по истории – 27%.
Анализ анкет мальчиков. (рис 1.).
При изучении анкет девочек сложилось совершенно другая картина.
На первом месте, книги о природе – 48% , второе место разделили три жанра- это сказки, стихи, и приключения – 29%. Исторические книги лишь на третьем месте – 24%.
Анализ анкет девочек. (рис 2).
Также мы провели анализ читательских формуляров им можно сделать следующие выводы выяснилось, что процент посетивших библиотеку мальчиков и девочек одинаково – 50%.
Таким образом, после проведения исследования оказалось, что девочки читают больше мальчиков. Но посещают библиотеку одинаково.
Этап № 2. Выбор идей, поиск путей решения проблемы
- Посетить с учащимися школьную библиотеку.
- Провести беседу о необходимости переустройства книжного уголка в классе.
- Цикл познавательных занятий, продуктивная деятельность.
- «История книги»
- «Какие бывают книги»
- «Как рождается книга»
- Совместная работа с классным руководителем, библиотекарем по ремонту книг.
Литература
- Методика обучения творческому чтению: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Светловская - Москва : Юрайт, 2018. .
- Комплект "Библиотечка младшего школьника. Книга, здравствуй!" и основные принципы работы с ним Н. Н. Светловская. Нач. шк. : науч. - метод. журн. -
- Methods of teaching creative reading: studies. manual for universities / N. N. Svetlovskaya - Moscow: Yurayt, 2018..
- Set "Library of a junior schoolboy. Book, hello!" and the basic principles of working with him N. N. Svetlovskaya. Early wk : scientific - method. journals - 2010.