УДК 332.14 (57)
Введение Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства, важнейшим фактором эффективного развития экономики. Становление рыночных экономических отношений усиливает эту роль транспорта, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки. Главная задача транспорта – ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей [2]. Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный транспорт. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов. В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. В настоящее время без использования логистического подхода к организации грузоперевозок и оказанию транспортных услуг [1] невозможно ни одно транспортное производства. Особенно остро эта проблема стоит в РС(Я), где на данным момент не разработаны основные механизмы логистических приемов в организации грузовых перевозок. Создание круглогодичной, связанной с общероссийской и межрегиональной сетями, надежно и эффективно функционирующей транспортной системы железных и автомобильных дорог играет ключевую роль для Республики Саха (Якутия) и является основополагающим фактором ее устойчивого социально-экономического развития [1]. Все это будет способствовать доведении круглогодичной транспортной доступности населения с 12,3% в 2016 году до 73% в 2020 году, при этом транспортная подвижность населения должна возрасти в 3 раза (Программа «Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) на период до 2025 и основные направления до 2030 года) [1]. Целью данной работы является рассмотрение перспективы развития транспортной инфраструктуры в РС(Я) на примере центральной Якутии Задачи- Рассмотреть логистические основы организации грузоперевозок;
- Изучить особенности транспортного комплекса РС(Я) и состояние грузовых и пассажирских перевозок в регионе.
- Наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, анализ литературных источников, анализ материалов сети интернет.
- Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года
Показатели | 2014 | 2015 | 2016 | |||
Факт | % | Факт | % | Факт | % | |
Перевезено грузов всего, тыс. т | 41084,6 | 100 | 34770,2 | 100 | 32071,8 | 100 |
Железнодорожным | 2282,6 | 5,6 | 1828,3 | 5,3 | 1629,3 | 5,1 |
Автомобильным | 34965,4 | 85,1 | 29078,3 | 83,6 | 27330,7 | 85,2 |
Внутренним водным | 3567,8 | 8,7 | 3791,5 | 10,9 | 3042,6 | 9,5 |
Морским | 224,1 | 0,5 | 27,1 | 0,08 | 34,4 | 0,1 |
Воздушным | 44,7 | 0,1 | 45,0 | 0,12 | 34,8 | 0,1 |
Перевезено пассажиров, тыс. чел. | 87018,1 | 100 | 89325,2 | 100 | 87840,3 | 100 |
Железнодорожным | 103,3 | 0,1 | 111,9 | 0,1 | 130,2 | 0,1 |
Автомобильным | 85659,9 | 98,4 | 87797,3 | 98,4 | 86258,6 | 98,3 |
Внутренним водным | 271,4 | 0,3 | 310,1 | 0,3 | 297,3 | 0,3 |
Воздушным | 983,5 | 1,2 | 1105,9 | 1,2 | 1154,2 | 1,3 |
- сезонность работы, вследствие чего вынужденно отвлекаются средства на сезонный завоз и хранение топлива, потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения, что ведет к повышению издержек производства [3];
- естественные изменения возрастной структуры, выбытие работников транспорта, острый недостаток специалистов высшего и среднего звена по техническим специальностям. Потребность системной подготовки специалистов транспорта в связи с необходимостью освоения новых транспортных средств, повышения качества обслуживания пассажиров, управления технологическими процессами взаимодействия видов транспорта при доставке пассажиров и грузов;
- сложное финансовое состояние предприятий транспортного комплекса. Транспортные предприятия не располагают достаточными собственными средствами для осуществления программ обновления и модернизации основных средств;
- низкий уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия видов транспорта с отраслями экономики;
- несоизмеримость высоких тарифов на пассажирские авиационные и речные перевозки с уровнем денежных доходов населения, вследствие чего значительные расходы республиканских средств, направленные на доступность пассажирских перевозок;
- сложности технического и финансово-экономического состояния транспортной системы республики рождают проблему безопасности перевозочных процессов.

- ликвидация разрывов и очевидных «узких мест», одним из которых является переправа Якутск –Нижний Бестях, особенно в период межсезонья;
- увязка формирования опорной сети с учетом развития и размещения производительных сил; т.е. где будут у нас масштабные развития
- модернизация и развитие уже имеющихся мощностей по сравнению с новым строительством;
- скоординированное развитие инфраструктуры всех видов транспорта;
- ликвидация отставания в развитии материально-технической базы автомобильного, речного и воздушного транспорта;
- модернизация производственной и ремонтной базы АТП, предприятий воздушного транспорта;
- внедрение современных технологических схем перевозок грузов и пассажиров, повышение уровня взаимодействия отдельных видов транспорта для сокращения транспортных издержек и повышения качества перевозок;
- развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей Республики Саха (Якутия) со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с использованием создаваемых транспортных путей постоянного действия для обеспечения устойчивого развития региона в перспективе;
- завершение строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск; продолжение строительства железнодорожной линии до г. Якутска с совмещенным автомобильно– железнодорожным мостовым переходом через реку Лену у города Якутска[1];
- завершение строительства и реконструкции сети федеральных автодорог «Колыма», «Лена», «Вилюй», строительства региональных автодорог «Амга» (участок Амга – Усть-Мая), «Кобяй» (участок Асыма – Кобяй), «Алдан» (участок Хандыга – Джебарики-Хая), продолжение строительства автодорог «Умнас» и «Яна» и развитие местных дорог[1];
- повышение технического состояния сети дорог общего пользования до нормативного уровня[1];
- постепенное принятие в сеть дорог общего пользования бесхозных автомобильных дорог, соединяющих сельские населенные пункты между собой и центрами районов[1];
- развитие дорожного сервиса, повышение безопасности дорожного движения[1];
- обновление парка пассажирского автомобильного транспорта[1];
- внедрение спутниковой навигации ГЛОНАСС на транспортные средства [1].
- Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года [Электронный ресурс]: сайт – Режим доступа https://mineconomic.sakha.gov.ru/Strategiya-2030
- Курганов В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В. М. Курганов. – М.: Книжный мир, 2009. – 512 с.
- Государственная программа республики Саха (Якутия) "Развитие транспортного комплекса республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" [Электронный ресурс]: сайт – Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/473509579