СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

В современном мире учитель, который учит и воспитывает учеников, сталкивается со многими проблемами, о которых мы не подозревали 15-20 лет назад. Однако само образовательное пространство, к которому мы так привыкли, претерпело существенные изменениями следит такая наука, как методика обучения. Его можно определить как систему правил и методов преподавания определенной дисциплины; она изучает способы передачи и овладения конкретными знаниями, умениями и навыками. Применительно к экономическим дисциплинам методика является своеобразным мостом между педагогической подготовкой преподавателей и экономической сферой деятельности, поэтому преподавать экономические дисциплины могут как лица, имеющие педагогическое образование, так и лица, имеющие экономическое образование. Методика преподавания общественных наук призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала. Как совокупность определенных приемов, методы обучения неразрывно связаны с содержанием изучаемой науки и ее методологией.  Также целесообразно в образовательном процессе учитывать взаимосвязь между формальным и неформальным образованием. Эта связь имеет линейную и вертикальную траекторию. Современный рынок труда диктует необходимость наведения этих траекторий.

  Что отличает методику преподавания экономических дисциплин? Дело в том, что обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Наиболее эффективной экономикой сегодня считается та экономика, в которой знания и информация становятся основным производственным ресурсом, т. е. «экономика, основанная на знаниях». Истинное знание — это знание экономических законов. Прикладной аспект позволяет выстроить теорию, расширить понятийный аппарат, выявить новые принципы и законы. Однако чрезмерная сосредоточенность на частностях может привести к поверхностным, упрощенным знаниям и выводам. Здесь важна «золотая середина», сочетание теории и практики экономического развития. И если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям в силу динамики общественной жизни, то экономическое образование наиболее непосредственно откликается на изменения в общественном развитии.

     Поэтому проблема совершенствования методов обучения экономике становится весьма актуальной. Преподаватель всегда должен быть в курсе событий в своей профессиональной сфере, недостаток знаний негативно скажется на атмосфере урока, снизит уровень усвоения материала. Не зная структуры своего предмета, невозможно правильно выбрать цели и содержание обучения. Развитие экономики знаний как основного источника устойчивого экономического роста в развитых странах способствует росту ВВП, увеличению экономического потенциала, снижению себестоимости продукции, что обеспечивает не только развитие отраслей экономики, но и качественное преобразование всего общества. Научные основы методики пронизывают все стороны воспитательной работы. В вузовской образовательной практике полностью оправдали себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции, самостоятельная работа студентов, семинары, консультации, зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной работы. Эффективность обучения и уровень подготовки по любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена «преподаватель-ученик». Экономика в этом плане не исключение. Метод одной формы работы оказывает существенное влияние на другую. Особое внимание следует уделить интегрированным урокам и самостоятельной работе учащихся. Самостоятельная работа требует формирования учебных/метакогнитивных/интеллектуальных умений, которые развиваются в процессе учебной деятельности и могут трансформироваться из одной дисциплины в другую. Это обеспечивает интеллектуальную интеграцию128. Интегрированные уроки предусматривают смену видов деятельности учащихся, использование технических средств (слайд-шоу, фильмы), заданий на закрепление изученного материала. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала по другим предметам. Предметом анализа на интегрированном уроке являются многогранные объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это приводит к возникновению качественно нового типа знаний, который выражается в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

   Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: во-первых, предельной наглядностью, компактностью учебного материала; во-вторых, логическая взаимозависимость, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; и, наконец, большая информативность используемого на уроке учебного материала.

В учебной деятельности учащимся приходится иметь дело с разным количеством жанров: учебниками, учебными пособиями, монографиями, статьями (журнальными или из сборников). Студентов следует научить использовать все эти жанры в самостоятельной работе. Основным источником информации и основой деятельности студента являются учебные пособия и учебники. Существуют устные и письменные методы контроля самостоятельной деятельности учащихся. При чтении монографий и статей часто возникает необходимость понять и описать параграфическую визуализацию, представленную графиками, схемами, таблицами и т. д. Грамотная интерпретация этого вида визуализации позволяет более полно понять изучаемый материал.

   Таким образом, эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных методик и переход к исключительно письменному контролю за усвоением учащимися учебных предметов формально снижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости о взаимодействии учителя и ученика. В процессе обучения обе стороны должны играть творческую роль. Важно избегать так называемого трафаретного обучения, когда обучающихся обучают решению определенного типа задач, развитию у них экономического мышления. приносится в жертву количеству рассмотренных задач.. Студент должен научиться понимать не только моделируемые, но и реальные экономические процессы. Важную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других научно-исследовательских работ. Здесь значение деятельности ведомств трудно переоценить.

 

Литература

 

  1. Иванов С.И. Преподавание курса «Основы экономической теории»: пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. СПб: Вита-Пресс, 2018 г. - 320 с.
  2. Кайзер Ф.-Й. Методика преподавания экономических дисциплин. Книга для учителя. СПб: Вита-Пресс, 208 г. - 184 с.
  3. Хвесеня Н.П., Сакович М. В. Методика преподавания экономических дисциплин. - Минск: БГУ, 2019 г. - 116 с.
  4. Чуканова М.М. Введение в экономику. Учебно-методическое планирование. Книга для учителя. СПб: Вита-Пресс, 2018. - 32 с.
  5. Узунова Н.С. Методика преподавания экономики: Учебное пособие. - Симферополь, 2019 - 200 с.