СОВЕРШЕНСТВАНИЕ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

IMPROVING THE TRAINING OF HEADS OF ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE, PROTECTION FROM EMERGENCIES, FIRE SAFETY AND INDUSTRIAL SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Одним из важных моментов в обеспечении безопасности жизнедеятельности на объектах защиты является обучения руководителей данных объектов в области гражданской обороны (далее – ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) и пожарной безопасности (далее – ПБ). Зачастую этим видам обучения не уделяется должное внимание или вообще обучение осуществляется формально. Ежегодно на территории Российской Федерации происходят техногенные аварии и катастрофы, актуальными примером является действия или бездействие руководителя организации, которое привело в ноябре 2021 года к взрыву на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области [1].

Напримере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры хотим показать, сколько руководителей организаций прошли обучение области ГО, защиты от ЧС и ПБ. Исходя из докладов территориального органа МЧС России данного субъекта Российской Федерации, обучено руководителей организаций (Диаг. 1) [2,3]:

- в 2020 году: области ГО – 10 чел., области защиты от ЧС – 255 чел., области ПБ – 268 чел.;

- в 2021 году: области ГО – 35 чел., области защиты от ЧС – 67 чел., области ПБ – 305 чел.

 

Диаг. 1. - Количество руководителей организаций, прошедших обучение в области ГО, защиты от ЧС и ПБ.

На данной диаграмме видно количество руководителей организаций, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) в области ГО, защиты от ЧС и ПБ. Указанный вид обучения является основным для руководителей организаций.

Обучение руководителей организаций в области ГО осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. №841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны» [4] и предусматривает следующие моменты:

- самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по ГО;

- ДПО предусматривается для руководителей организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, а также организаций, продолжающих работу в военное время, впервые назначенных на должность, в течение первого года работы, а затем не реже одного раза в 5 лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, в том числе в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, а также на курсах ГО;

- участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО.

Обучение руководителей организаций в области защиты от ЧС осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [5] и предусматривает следующие моменты:

- самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от ЧС,

- ДПО предусматривается для руководителей организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, впервые назначенных на должность, в течение первого года работы, а затем не реже одного раза в 5 лет в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации;

- участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.

Обучение руководителей организаций в области ПБ до 28 февраля 2022 года осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» [6] и предусматривает следующие моменты:

- ДПО предусматривается для руководителей организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам ПБ.

В 2021 года приняты новые нормативные правовые акты в данном виде обучения:

- приказ МЧС России от 05 сентября 2021 г. № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности».

 - приказ МЧС России от 18 ноября 2021 г. № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».

Данные приказы вступили в действие с 1 марта 2022 года взамен приказа МЧС России от 12 декабря 2007 г. №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Обучение руководителей организаций в области ПБ, согласно новым приказам предусматривает следующие моменты:

- проводятся по ДПО, а именно для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица [7];

- периодичность обучения по ДПО в области ПБ не предусмотрена (Повторного обучения по указанной программе не требуется), так как в соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации [8]. 

Таким образом, мы видим, что руководители организаций по всем областям проходят дополнительное профессиональное образование с отрывом от производства.

Вместе с тем, сроки проведения ДПО в области ГО и защиты от ЧС едины: для лиц, впервые назначенных на должность, в течение первого года работы, а затем не реже одного раза в 5 лет.

А вот, ДПО в области ПБ согласно новым приказам проводится с руководителями эксплуатирующие и управляющие организациями, осуществляющие хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица, что дает право руководителю не проходить ДПО в области ПБ и назначить другое ответственное лицо.

Таким образом, следуют привести к логическому соответствию и нормативно объединить подготовку руководители организаций в области ГО, защиты от ЧС и ПБ, исключив дублирование требований к ним, что позволит:

- обеспечить качественную подготовку;

- сократить количество документов, содержащих требования;

- снять существующие противоречия в нормативных правовых актах;

- исключить дублирование функций и полномочий;

- снизить нагрузку на бюджеты разных уровней.

В связи с этим при подготовке руководителей организаций в области ПБ целесообразно включить в единую систему подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, а также создать единые сроки подготовки.

Кроме того, в области ПБ, ГО и защиты от ЧС существует разграничения организаций по уровню риска, такой подход называется риск – ориентированный подход.

В области ПБ присваиваются следующие категории риска [9]: 

  1. Чрезвычайно высокий риск, например, к таким объектам относятся объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей с круглосуточным пребыванием детей;
  2. Высокий риск, например, к таким объектам относятся объекты начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  3. Значительный риск, например, к таким объектам относятся объекты, отнесенные к категориям повышенной взрывопожароопасности и взрывопожароопасности.
  4. Средний риск, например, к таким объектам относятся многоквартирные жилые дома, а также объекты иного функционального назначения высотой 28 метров и более, за исключением объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;
  5. Умеренный риск, например, к таким объектам относятся объекты, предназначенные для проживания и временного пребывания более 50 человек одновременно, а также объектов, отнесенных к категории чрезвычайно-высокого, высокого, значительного и среднего риска.
  6. Низкий риск, к таким объектам относится объекты, не отнесенные к категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного риска.

В области ГО присваиваются следующие категории риска [10]: 

  1. Высокий риск, к таким объектам относятся организации, отнесенные в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне, эксплуатирующие потенциально опасные объекты 1, 2 категории опасности, эксплуатирующие критически важные объекты федерального уровня значимости;
  2. Значительный риск, к таким объектам относятся организации, отнесенные в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне, эксплуатирующие потенциально опасные объекты 3, 4 категории опасности, эксплуатирующие критически важные объекты регионального уровня значимости, а также эксплуатирующие объекты, отнесенные в установленном порядке к объектам оборонно-промышленного комплекса;
  3. Средний риск, например, к таким объектам относятся организации, отнесенные в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне, эксплуатирующие потенциально опасные объекты 5, 6 категории опасности, эксплуатирующие критически важные объекты муниципального уровня значимости;
  4. Низкий риск, к таким организациям относятся все остальные организации.

В области защиты от ЧС присваиваются следующие категории риска [11]: 

  1. Высокий риск, к таким объектам относятся организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты 1, 2 категории опасности, эксплуатирующие критически важные объекты федерального уровня значимости, государственные корпораций, создающие в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  2. Значительный риск, к таким объектам относятся организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты 3, 4 категории опасности, эксплуатирующие критически важные объекты регионального уровня значимости и если эти организации (их структурные подразделения) или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  3. Средний риск, к таким объектам относятся организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты 5, 6 категории опасности, эксплуатирующие критически важные объекты муниципального уровня значимости;
  4. Низкий риск, к таким организациям относятся все остальные юридические лица и индивидуальные предприниматели.

На основании данных рисков предлагаю разграничить сроки обучения руководителей организаций в зависимости от категории риска.

Модель интеграция со сроками обучения приведена в рис. 2.

Подготовка руководителей организаций является одним из основных факторов, обеспечение эффективной защиты населения и территорий на территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Интеграция подготовки в области ГО, защиты от ЧС и ПБ позволит создать условия для максимально эффективного получения знаний с данных областях.

 

Рис. 2. - Модель, интеграции по подготовки руководителей организации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и мерам пожарной безопасности.

Литература

  1. https:// ru.wikipedia.org/ wiki/ Взрыв_на_шахте_«Листвяжная» (2021).
  2. Доклад об организации и итогах подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденный Приказом МЧС России от 27.03.2020 №216-ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (план гражданской обороны)».
  3. Сведения по осуществлению противопожарной пропаганды, информационного обеспечения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, профилактики (предупреждения) чрезвычайных ситуаций, пожаров, утвержденные приказом МЧС России от 22.12.2021 №900 «О предоставлении отчетности по деятельности, осуществляемой органами государственного пожарного надзора МЧС России».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. №841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901774785/ titles/UD0COP.
  5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Текст приказа опубликован на официальном интернет-портал правовой информации 21.09.2020 г. № 0001202009210005 URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/ View/0001202009210005.
  6. Приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902079274.
  7. Приказ МЧС России от 18 ноября 2021 г. № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» // Текст приказа опубликован на официальном интернет-портал правовой информации 25.11.2021 г. № 0001202111250020 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202111250020.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902341612.
  10. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1007 «О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/607124047.
  11. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1013 «О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/607132677.