РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОДВИЖЕНИИ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

THE ROLE OF SOCIAL NETWORKS IN PROMOTING THE UNIVERSITY IN THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET

С развитием интернет-технологий возрастает роль коммуникаций через онлайн-площадки, и в частности через социальные сети. В связи с этим технологии Social media marketing (SMM) активно внедряются во все сферы жизнедеятельности и становятся одной из наиболее актуальных тем в продвижении товаров и услуг.  

Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг вынуждает вузы искать новые пути повышения своей привлекательности.  В целях продвижения своих образовательных услуг и формирования внешнего имиджа вузы используют традиционные средства маркетинговых коммуникаций, такие как реклама, связи с общественностью, стимулирование сбыта, прямой маркетинг, event-маркетинг (участие в образовательных выставках, проведение дней открытых дверей) и др. Кроме этого, в настоящее время одним из приоритетных направлений маркетинговой деятельности в вузе является продвижение образовательных услуг через различные интернет-каналы. Среди уже существующего разнообразия средств и методов продвижения в Интернете все большую популярность приобретает продвижение услуг через социальные медиа (SMM) [3].

В сфере образования Social media marketing (SMM) представляет собой инструмент интернет-маркетинга, направленный на продвижение образовательных услуг и бренда вуза в социальных сетях, а также способ его взаимодействия с целевой аудиторией на социальных платформах, форумах, сообществах. Социальные сети преимущественно выполняют коммуникативную функцию, и в связи с этим становятся основной площадкой для взаимодействия вуза со своей целевой аудиторией.

Социальные сети (social networking service) представляют собой многопользовательский интернет-ресурс, который постоянно пополняется контентом, размещаемым посетителями сайта. По-другому социальные сети можно назвать онлайн-сервисом или веб-сайтом, которые используются для организации, построения и дальнейшего осуществления взаимоотношений между пользователями сети [4].

Социальная сеть – это многопользовательская система (веб-сайт, платформа, онлайн-ресурс), представляющая собой сетевую социальную структуру, включающую социальные объекты (люди, группы, сообщества) и социальные связи между ними, на основе которых выстраиваются взаимоотношения между пользователями [5].

Сегодня социальные сети – важный коммуникационный инструмент высшего учебного заведения с целевой аудиторией – абитуриентами, студентами, выпускниками, сотрудниками и преподавателями.

К приоритетным целям продвижения образовательных услуг в социальных сетях следует отнести привлечение новых студентов, формирование устойчивых коммуникационных связей с целевой аудиторией, брендинг вуза [1].

Ведение социальных сетей вуза должно быть основано на принципах оперативности, доступности, актуальности, достоверности и непрерывности. Данные принципы подразумевают, что информация, которую вуз доносит до разных целевых сегментов, должна быть актуальной и максимально достоверной [2].

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» имеет аккаунты во всех популярных социальных сетях – от новостных (Вконтакте, Телеграм) до развлекательных (TikTok, Одноклассники, Rutube). Сообщество НГУЭУ (Новосибирская область) в социальной сети Вконтакте – самое большое по количеству подписчиков среди вузов Сибири.

Следует отметить, что работа с социальными сетями направлена на разные целевые сегменты. Так, например, в официальном сообществе Вконтакте публикуется новостная повестка, которая интересна абитуриентам, студентам и преподавателям, Телеграм-канал с экспертными мнениями преподавателей и сотрудников университета на актуальные темы ориентирован на внешнюю аудиторию – бизнес-сообщество, партнеры, выпускники, СМИ. Потребителями развлекательного и ознакомительного контента в TikTok и Instagram, преимущественно, являются выпускники школ и колледжей – будущие абитуриенты, а также студенты вуза. В социальной сети Вконтакте более взрослая аудитория, поэтому публикации преимущественно ориентированы на выпускников университета, сотрудников и преподавателей, а также родителей потенциальных абитуриентов.

Социальные сети с помощью «умных» алгоритмов предоставляют множество возможностей для продвижения организации и ее услуг. Например, согласно статистики официального сообщества НГУЭУ Вконтакте, интересы подписчиков сосредоточены на таких сферах, как образование, красота и мода, кино, культура и искусство, литература. Ценность и польза данных статистики заключается в ее использовании при составлении контент-плана публикаций, анализе целевой аудитории, настройке и запуске рекламных кампаний [6].  

Одной из ключевых задач НГУЭУ в области рекламно-маркетинговой деятельности университета является проведение анкетирования первокурсников, целью которого является изучение мнения о вузе и выбранном направлении подготовки, доступности медиа-ресурсов, об образовательном процессе и адаптации к учебе в вузе. Результаты исследования позволяют оценить эффективность существующей коммуникационной политики и применяемых инструментов, а также учитывать особенности в дальнейшем продвижении образовательных услуг.  

В ходе ежегодного анкетирования было опрошено 650 первокурсников, поступивших на программы высшего и среднего профессионального образования. По результатам опроса, проводимого в сентябре 2021 года, самым популярным медиа-ресурсом среди первокурсников является официальный сайт вуза, его отметили 93,6% респондентов. Дале страница вуза в социальной сети Вконтакте (91,5% от общего числа респондентов) и официальный аккаунт в Instagram (78,6% респондентов).

Рисунок 1. Где вы встречали информацию об НГУЭУ?

Следует отметить, по результатам опроса более половины респондентов (81,4%) признали социальные сети наиболее действенным ресурсом для получения информации, далее следует сайт НГУЭУ (59,3%), и на третьем месте интернет-реклама (18,6%). Роль социальных сетей в процессе адаптации к обучению в университете отметили лишь 11,6 % опрошенных первокурсников. По мнению автора статьи, разработка и включение мероприятий по адаптации первокурсников в стратегию продвижения вуза в социальных сетях является одним из возможных и перспективных направлений работы. Опираясь на результаты анкетирования, можно предположить, что в качестве потенциальных площадок для работы могут быть страницы вуза в социальных сетях Вконтакте и Телеграм, а также же TikTok, которые позволяет использовать в работе инструменты вовлечения и интерактива. Следует отметить, что для успешной реализации этого направления необходим грамотно составленный контент-план и эффективное взаимодействие с другими подразделениями университета, которые отвечают за организацию воспитательной работы и адаптации первокурсников.

Высокая популярность социальных сетей в качестве информационного ресурса объясняется тем, что социальные сети являются комфортной интернет-средой для молодого поколения, они привыкли получать всю необходимую информацию оттуда, пользуясь интерактивными возможностями быстрого обмена сообщениями, чат-ботов, подписок на обновления сообществ по интересам, сохранения важной информации на своей странице или закладках [2].

Несмотря на то, что работа в социальных сетях является достаточно трудоемкой, требует практически круглосуточного внимания, результаты ее позволяют сформировать лояльную аудиторию и оказывают положительное влияние на формировании имиджа вуза и его репутацию, что является конкурентным преимуществом на современном рынке образовательных услуг. В современных реалиях высшим учебным заведениям необходимо уделять внимание активному взаимодействию с аудиторией в социальных сетях, выявлять и анализировать вкусы и предпочтения, и на основе полученных данных формировать подходы к построению эффективной коммуникационной политики. 

Список использованной литературы

[1] Белоусенко, Д. В. Использование социальных сетей в продвижении образовательных услуг / Д. В. Белоусенко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2018. -  № 45 (231). -  С. 55-58.

[2] Голодова А.А. Социальные сети как инструмент профориентационной работы вуза на рынке образовательных услуг / А.А. Голодова // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. №3 (31). - C. 31-34.

[3] Иванов П. Э. Продвижение вуза в социальных сетях: технология SMM / П. Э. Иванов // Исследования человеческого капитала как стратегического ресурса социально-экономического развития: теория, методы, практика: сборник материалов Всероссийской молодежной научной конференции. Екатеринбург, 24–25 апреля 2014 г. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — С. 366-368.

[4] Корчагова Л. А. Анализ продвижения вузов в социальных сетях / Л.А. Корчагова // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-prodvizheniya-vuzov-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 27.03.2022).

[5] Муратова Е.А. Социальные сети как способ коммуникаций и продвижения образовательных услуг / Е.А. Муратова // Московский экономический журнал. 2019. №9. – C. 1-8.

[6] Сервис статистики и аналитики контента сообществ социальных сетей https://popsters.ru/app/ Электронный ресурс (дата обращения 27.03.2022)

References

[1] Belousenko, D. V. Ispol'zovanie social'nyh setej v prodvizhenii obrazovatel'nyh uslug / D. V. Belousenko. - Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. 2018. -  № 45 (231). -  S. 55-58.

[2] Golodova A.A. Social'nye seti kak instrument proforientacionnoj raboty vuza na rynke obrazovatel'nyh uslug / A.A. Golodova // Problemy jekonomiki i menedzhmenta. 2014. №3 (31). - C. 31-34.

[3] Ivanov P. Je. Prodvizhenie vuza v social'nyh setjah: tehnologija SMM / P. Je. Ivanov // Issledovanija chelovecheskogo kapitala kak strategicheskogo resursa social'no-jekonomicheskogo razvitija: teorija, metody, praktika: sbornik materialov Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj konferencii. Ekaterinburg, 24–25 aprelja 2014 g. — Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2014. — S. 366-368.

[4] Korchagova L. A. Analiz prodvizhenija vuzov v social'nyh setjah / L.A. Korchagova // Vestnik RGGU. Serija «Jekonomika. Upravlenie. Pravo». 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-prodvizheniya-vuzov-v-sotsialnyh-setyah (data obrashhenija: 27.03.2022).

[5] Muratova E.A. Social'nye seti kak sposob kommunikaciĭ i prodvizhenija obrazovatel'nyh uslug / E.A. Muratova // Moskovskij jekonomicheskij zhurnal. 2019. №9. – C. 1-8.

[6] Servis statistiki i analitiki kontenta soobshhestv social'nyh setej https://popsters.ru/app/ Jelektronnyj resurs (data obrashhenija 27.03.2022)