Оценка состояния законности в деятельности органов внутренних дел Республики Марий Эл при обеспечении конституционных прав граждан


 

В ст. 2 Конституции Российской Федерации говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [1].

Проблема обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных дел актуальна, поскольку правоохранительные органы действуют от лица государства. Соответственно, нарушения прав человека, допускаемые ими в связи с выполнением своих функций, не стоят в одном ряду с правонарушениями, совершаемыми рядовыми гражданами. Они значительно более существенным образом подрывают авторитет закона и государственной власти.

Несмотря на большое количество правоохранительных органов и правозащитных организаций, достижение должного уровня правопорядка и законности в обеспечении своих прав и свобод граждане связывают с деятельностью именно органов внутренних дел. 

«В Российской Федерации принцип законности является в качестве основного в деятельности полиции, а широкие полномочия, предоставленные сотрудникам полиции, делают этот принцип краеугольным» [9, с. 253].

Вместе с тем, как отмечают Л.А. Алексеева и С.А. Майорова, достижение законности в самих органах внутренних дел находится в зависимости от выполнения ими следующих основных условий:

- органы внутренних дел должны использовать норму в пределах своей компетенции и подведомственности в соответствии с ее смыслом;

- недопустимо подменять одних должностных лиц другими;

- вся деятельность органов внутренних дел должна строиться с учетом соблюдения и на основе процессуальных требований, изложенных как в процессуальных законах, так и в различных подзаконных актах, постановлениях и регламентах [3, с. 85].

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», «деятельность сотрудников органов внутренних дел направлена на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [2].

Как отмечал Я.Л. Алиев, обеспечению законности в органах внутренних дел уделяется большое внимание, актуальность данной проблемы трудно переоценить, исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия и правопорядка; основываясь на фундаментальных общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга; олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности МВД России со стороны граждан [4, с. 56].

Одно из самых ключевых и трудных направлений деятельности правоохранительных органов Республики Марий Эл сегодня — борьба с преступностью. В 2020 году в республике зарегистрировано 7597 преступлений (-2%). Снижение регистрируемых преступлений отмечено в г. Йошкар-Оле, Килемарском, Мари-Турекском, Медведевском, Моркинском, Параньгинском и Сернурском районах, рост – в 8 районах. Их раскрываемость составила 53,8% [8].

В 2020 году сотрудники органов внутренних дел Республики Марий Эл во взаимодействии с другими правоохранительными органами раскрыли почти 3900 преступлений, из них более 800 – тяжких и особо тяжких. В совершении преступлений изобличены почти 3300 лиц.

Особое внимание было уделено работе по профилактике распространения наркомании и борьбе с наркобизнесом. Выявлено 513 преступлений и 660 административных правонарушения, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Пресечена деятельность двух нарколабораторий. В совершении преступлений изобличено 137 лиц, в том числе более 50 сбытчиков запрещенного вещества. Из незаконного оборота изъято более 75 килограмм наркотических средств.

Сотрудниками органов внутренних дел пресечено 48 преступлений коррупционной направленности, из них 15 фактов взяточничества.

В целях стабилизации оперативной обстановки в подростковой среде, реализованы адресные меры в отношении более 1400 подростков и 1300 родителей, состоящих на учетах в подразделениях по делам несовершеннолетних. Пресечено более 3200 административных правонарушений по фактам ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

Значительное внимание уделялось профилактике вовлечения детей в антиобщественную деятельность. Пресечено 4 факта вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, 93 работника торговли привлечены к ответственности за продажу несовершеннолетним спиртных напитков [8].

Полицейские обеспечили безопасность граждан при проведении 60 различных массовых мероприятий. Ответственные задачи решались в период подготовки и празднования 75-летия годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в ходе проведения общероссийского голосования по поправкам в Конституцию России. Обеспечен правопорядок во время визита в республику Председателя Правительства Российской Федерации и торжественных мероприятий, посвященных 100-летию Республики Марий Эл. Нарушений общественного порядка при их проведении не допущено [8].

Тем не менее, как и в России, так и в Республике Марий Эл сотрудниками правоохранительных органов регулярно нарушается принцип законности при обеспечении конституционных прав граждан.

Нарушениями законности в органах внутренних дел, по нашему мнению, можно считать виновное нарушение норм как материального, так и процессуального права сотрудниками в процессе исполнения своих служебных обязанностей, влекущее за собой юридическую ответственность.

Так, например, согласно результатам опроса, проведенного в октябре 2019 г., 47% россиян относятся к полиции с доверием, при этом 14% доверяют ей полностью, а 33% — лишь в определенной степени. В начале 2018 г. результаты опроса показали, что полиции доверяли всего 46% респондентов, а в 2017 г. доверие к правоохранителям выражали всего 35% участников опроса, в 2016 г. — только 32%. Части опрошенных приходилось сталкиваться с теми или иными противоправными действиями полицейских. Каждый десятый был свидетелем случаев грубого и бестактного обращения (11%), использования служебного положения в личных целях (8%). Также отмечаются случаи искажения фактов (7%), взяток (6%) [11].

Чуть менее четверти респондентов (21%) дали положительную оценку деятельности сотрудников правоохранительных органов в оказании помощи гражданам. Еще 58% опрошенных считают помощь полиции в решении проблем несущественной, а 13% и вовсе уверены, что полицейские приносят людям больше вреда» [11].

Несмотря на некоторые положительные тенденции, данная статистика наглядно показывает, что принцип законности в деятельности правоохранительных органах не реализуется в полном объеме. Нарушения, выявляющиеся в ходе деятельности правоохранительных органов, существенно подрывают общественно мнение.

Как отмечает О.В. Беляева, в целом все нарушения законности, совершаемые сотрудниками ОВД, можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют дисциплинарные проступки, занимающие примерно 98% в общей структуре нарушений законности сотрудниками ОВД, а вторую — преступления, составляющие примерно 2% в общей структуре нарушений. Несмотря на столь незначительную долю, именно преступления, обладают большей общественной опасностью и, как правило, вызывают больший общественный резонанс [6, с. 11].

К самыми распространенным нарушениям со стороны сотрудников ОВД относятся отказ в приеме заявлений о преступлении; несвоевременная регистрация сообщений о преступлениях; несоблюдение законодательных условий продления срока проверки сообщений о преступлениях; отказ в возбуждении уголовного дела; фальсификации объяснений потерпевших и свидетелей; искажение истинной картины происшествий; неуведомление заявителей о результатах разрешения их сообщений и, соответственно, неразъяснение им права обжалования принятого решения и порядка обжалования; ряд других нарушений.

Например, за 9 месяцев 2020 года прокурорами Республики Марий Эл выявлено более 10000 нарушений законов, допущенных правоохранительными органами на досудебной стадии уголовного судопроизводства, для их устранения руководителям органов следствия и дознания направлено 2850 требований, 283 представлений и информации, привлечены к дисциплинарной ответственности 1175 сотрудников правоохранительных органов. Восстановлено в учете 346 преступлений, укрытых сотрудниками правоохранительных органов.

Прокурорами признаны незаконными свыше 6 000 тысяч решений органов следствия и дознания об отказе в возбуждении уголовного дела.

По результатам изучения более 3500 уголовных дел, приостановленных и прекращенных производством, признано несоответствующими закону более 700 процессуальных решений, вынесенных по итогам расследования, возвращено для дополнительного расследования 6,2% уголовных дел, которые планировались органами расследования к направлению в суд [10].

Наибольшее количество нарушений служебной дисциплины допускают сотрудники таких служб, как уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД.

Самым распространенным преступлением является взяточничество. В общей структуре преступности сотрудников ОВД по данным ГИАЦ МВД РФ в 2020 году оно составило — 22,8%; злоупотребление должностными полномочиями — 8,9%; превышение должностных полномочий — 16,3%; служебный подлог — 10,9%; привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности — 0,05%; заведомо незаконный арест или задержание — 0,03%; принуждение к даче показаний — 0,03%.

Говоря об общеуголовных преступления, ГИАЦ МВД РФ выделяет следующие составы, образующие структуру преступности сотрудников ОВД: убийство — 0,36%; кража — 1,9%; мошенничество — 17,7%; грабеж — 0,4%; разбой — 0,4%; преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (ст. 228—234 УК РФ) — 3,17%; присвоение или растрата — 1,7% [7].

Все эти нарушения законности в итоге приводят к подрыву авторитета ОВД, неверию в силу закона, негативному отношению граждан к ОВД и в целом к государству, которое представляют правоохранительные органы. Как отмечала Т.В. Раскина, негативное влияние на состояние законности в органах внутренних дел оказывают распространенные практически повсеместно коррупционные нарушения. Из года в год более 70% зарегистрированных преступлений коррупционной направленности составляют превышение должностных полномочий, получение взятки и мошенничество [12, с. 43].

Можно констатировать, что в основе нарушения принципа законности среди сотрудников ОВД лежат: слабая воспитательная работа подразделений по воспитательной работе, недостаточная профессиональная подготовка сотрудников, профессиональная деформация, ложно понятые интересы службы, сложившаяся в ряде подразделений практика игнорирования правовых норм, личная недисциплинированность и ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. Недостаток профессионализма, отсутствие должного контроля со стороны непосредственных руководителей как за поведением подчиненных при исполнении ими служебных обязанностей, так и за принимаемыми ими решениями приводит к необоснованному применению физической силы, специальных средств, нарушениям административного и уголовно-процессуального законодательства.

В области обеспечения конституционных прав и свобод гражданина правоохранительными органами должны быть решены следующие основные задачи:

укрепление материальной и кадровой базы правоохранительных органов, социальной защищенности их сотрудников;

принятие достаточных мер по моральному и материальному стимулированию труда;

укрепление материально-технической базы оперативных и следственных подразделений всех уровней;

четкое разграничение компетенции правоохранительных органов и служб, участвующих в борьбе с организованной преступностью;

укрепление сотрудничества и кооперации с правоохранительными органами других государств.

Таким образом, надлежащее обеспечение прав человека и гражданина сотрудниками правоохранительных органов дел важно потому, что именно они являются активными участниками правотворческих и правоприменительных процессов; от них во многом зависит состояние законности и правопорядка, а в конечном счете — развитие Российского государства как демократического, правового и социального.

Нарушения законности и дисциплины сотрудниками органов внутренних дел при обеспечении конституционных прав граждан представляют серьёзную опасность для эффективности оперативно-служебной и боевой деятельности всего личного состава, дискредитируют в глазах населения Министерство внутренних дел Российской Федерации как институт государственной власти.

Основными причинами, способствующими нарушениям законности со стороны сотрудников органов внутренних дел, выступают, как правило, ненадлежащий контроль за деятельность подчиненных со стороны руководящего состава, недостаточная организующая роль руководителей по профилактике правонарушений, проявляемый ими формализм и бездеятельность, а также личная недисциплинированность и низкий уровень правового сознания сотрудников. Внешние формы проявления такой деформации могут быть самыми различными, начиная от внутреннего несогласия с действующим законодательством до совершения умышленных преступлений. Это может быть и формальное отношение к выполнению возложенных обязанностей, подмена делового подхода псевдоактивностью, произвольное толкование законов, подмена правовых норм корпоративными, несоблюдение правовых предписаний, нарушение прав человека.

Признавая законность базовым свойством системы и всего процесса функционирования органов внутренних дел, поскольку именно она обеспечивает единство законодательства и практики по его применению, необходимо отметить, что формирование законности в органах внутренних дел Республики Марий Эл должно достигаться посредством следующих мероприятий:

проведения подготовки, переподготовки, повышения квалификации; 

организации и проведения различного рода научных конференций; 

организации правовой пропаганды, оздоровления межличностных отношений в рабочем коллективе; 

совершенствования взаимодействия сотрудников органов внутренних дел со средствами массовой информации, дальнейшего развития принципа открытости деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Список литературы

  1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014  №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ; от 14.03.2020 № 1-ФКЗ). – М.: Проспект, 2010. – 32 с.
  2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. (01 марта 2021 г.) № 3-ФЗ «О полиции». – [Электронный ресурс]. – URL: СПС КонсультантПлюс. 2021.
  3. Алексеева Л.А., Майорова С.А. Законность как базовый принцип деятельности органов внутренних дел // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 2A. С. 84-91. 
  4. Алиев Я. Л. Соблюдение законности в контексте предупреждения преступности сотрудников органов внутренних дел : монография. - СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. 114 с.
  5. Алиев Я.Л., Клишков В.Б. Правонарушения сотрудников органов внутренних дел //  Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. №3. С. 1-3
  6. Беляева О.В. К вопросу о нарушениях законности в деятельности органов внутренних дел в современной России // Юридические науки. 2020.  № 6.  С. 9-14
  7. Данные ГИАЦ МВД РФ. – [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen (дата обращения: 11.03.2021)
  8. Краткая характеристика состояния преступности в Республике Марий Эл за январь-сентябрь 2020 года. – [Электронный ресурс]. – URL:  https://12.xn--b1aew.xn--p1ai/document/21947224 (дата обращения: 05.03.2021)
  9. Мишина Ю. В. К вопросу об обеспечении законности при применении мер административного принуждения сотрудниками Госавтоинспекции // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования): сборник материалов XI международной научно-практической конференции 20-21 апреля 2017 года. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. С. 253.  
  10. О состоянии законности в сфере процессуальной деятельности органов следствия Марий Эл. – [Электронный ресурс]. – URL:   https://www.vpgazeta.ru/article/114998 (дата обращения: 10.03.2021)
  11.  Работа полиции: доверие и оценки. – [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.wciom.ru (дата обращения: 10.03.2021)
  12.  Раскина Т.В. Состояние коррупционной преступности в органах внутренних дел Российской Федерации и перспективные направления противодействия ей // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 11. С. 40-43.