Обеспечение конституционных прав и свобод человека правоохранительными органами


 

Развитие общественных процессов современного мира уделяет все большее внимание проблеме прав и свобод человека, обеспечение которых является необходимым условием выживания и жизнеобеспечения всех систем мирового сообщества, затрагивает интересы всего человечества. Обеспечение прав и свобод граждан составляет главный смысл современного демократического правового государства. 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации [1], каждому человеку и гражданину гарантируется защита его прав и свобод. Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом и правовом обществе устраняет доминирование авторитарной власти, ограничивает проявление ее отрицательных сторон. Права и свободы человека и гражданина — нравственная основа, фундамент любого общества и государства. В ст. 1—2 Конституции РФ зафиксировано, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. 

Как отмечают правоведы [2, 3], эти положения обязывают государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, способствовать их реализации. Проведение этой многоаспектной деятельности требует наличия в государстве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный контроль и надзор за исполнением законов, иных нормативных актов, а также за соблюдением Конституции РФ. Нельзя не согласиться с тем, что качество и полноценность обеспечения прав и свобод человека и гражданина напрямую зависит от деятельности правоохранительных органов государства.

Участие правоохранительных органов в обеспечении прав человека не является каким-то новым феноменом. Оно должно развиваться на основе тех же ценностей, что и деятельность других государственных органов в этой сфере, должны воплощаться те же подходы, стремление на всех уровнях защитить правду, свободу и справедливость, борьбу против лжи и насилия, искоренение преступности и терроризма.

Деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод человека и гражданина является одной из разновидностей юридической деятельности и имеет достаточно широкий диапазон, закрепленный нормативно-правовыми актами и установленными процессуальными формами. 

В настоящее время правоохранительные органы решают важнейшую социальную задачу, смысл которой — служение человеку, обществу, а не абстрактным государственным интересам. 

Как отмечали Д. А. Воронько, А. А. Суханова, «правоохранительные органы в текущее время испытывают на себе всю полноту действия происходящих в стране кризисных процессов. Одним из наиболее негативных последствий сложившихся социально-экономических противоречий следует признать их прямое влияние на нарушение прав человека правоохранительными органами. Нарушения предписаний закона, влекущих за собой непосредственное попирание прав человека и гражданина, в структуре правоохранительных органов Российской Федерации по своей природе не ограничиваются лишь крайне негативным влиянием на продуктивность охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с различными видами преступлений. Любое отступление от соблюдения требований закона представляет собой фактор, дестабилизирующий не только позитивные правоохранительные тенденции, но и процессы демократизации общества, становления новой Российской государственности, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан» [5, С. 10].

Современное российское государство берет на себя обязательство неукоснительно соблюдать социальную справедливость, быть противником неравноправия, создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. В общепринятом понимании социальное государство — это государство, в котором социальные противоречия преодолеваются эффективно работающими государственными структурами и представленными в них неподкупными и компетентными государственными служащими. При таком подходе компетенция правоохранительных органов объективно приобретает тенденцию к расширению. Многообразные виды деятельности правоохранительных органов включают предупреждение, пресечение, расследование правонарушений, установление порождающих их причин, обеспечение правопорядка, осуществление административного надзора, паспортного режима и т.п.

Одно из самых ключевых и трудных направлений деятельности правоохранительных органов сегодня — борьба с преступностью. В области борьбы с насилием, обеспечения личной безопасности правоохранительными органами определены основные задачи:

укрепление материальной и кадровой базы правоохранительных органов, социальной защищенности их сотрудников;

принятие достаточных мер по моральному и материальному стимулированию труда;

укрепление материально-технической базы оперативных и следственных подразделений всех уровней;

четкое разграничение компетенции правоохранительных органов и служб, участвующих в борьбе с организованной преступностью;

укрепление сотрудничества и кооперации с правоохранительными органами других государств.

Для успешного решения этих задач и повышения эффективности борьбы с преступностью, на наш взгляд, необходимо:

устранение юридических условий, облегчающих совершение экономических преступлений и коррупцию государственных служащих;

ревизия и соответствующая корректировка законодательства и ведомственных актов, с целью исключения всякой возможности коррупции среди сотрудников правоохранительных органов;

наличие отвечающих современным требованиям Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов России.

Принимаемые органами государственной власти решения и меры должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Состояние обстановки в мире в настоящее время порождает ряд внешних и внутренних угроз обеспечению прав человека в России, которые, в частности, имеют следующие проявления:

стремление некоторых государств (коалиций государств) к правовому закреплению своего лидерства или военно-политического доминирования как в целом мире, так и в отдельных регионах, их приверженность решению конфликтных ситуаций не только политическими, но, в случае необходимости, и силовыми методами;

локальные войны и вооруженные конфликты в непосредственной близости от российских границ;

наличие у ряда государств крупных арсеналов ядерного и других видов оружия, которые не учитываются в международно-правовом механизме сокращения вооруженных сил и вооружений;

сохранение угрозы международного ядерного терроризма и шантажа с использованием различных видов оружия массового уничтожения, высокоточных и эффективных в боевом отношении обычных вооружений.

Локальные военные опасности исходят от сопредельных государств на территориальной, экономической, национальной, религиозной и идеологической основе. Оценивая возможные опасности, необходимо учитывать, что система органов обеспечения прав и свобод человека и гражданина, базисом которой являются правоохранительные органы, по-прежнему остается главным аргументом при решении задач, касающихся национальной безопасности. 

Необходимо выработать систему мер по межгосударственному взаимодействию органов государственной власти, в частности правоохранительных, в сфере обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Определение правовых форм и принципов объединения сил правоохранительных органов по обеспечению прав человека должно стать основным направлением правового строительства в Российской Федерации.

В условиях падения авторитета власти и закона сотрудникам правоохранительных органов в ходе их профессиональной деятельности особенно остро приходится ощущать противоречия между декларируемыми правами и свободами человека и гражданина и фактически слабым механизмом их реализации. 

Как указывал В.В. Барбин, «из-за несовпадений нормативных требований с реальными условиями жизни людей, в том числе и самих сотрудников, возникает уверенность в целесообразности попрания прав и свобод личности. Деформация профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, как правило, выражается в нетактичном, грубом поведении. Формирование у сотрудников правоохранительных органов убеждения в том, что применение принуждения допустимо строго в рамках правового закона, дисциплинирует их профессиональную деятельность и повышает уровень правосознания» [4, С. 42].

Несмотря на различные подходы к классификации способов обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов (например, деление на судебные и внесудебные способы, деление в зависимости от направлений и целей использования способов), действующая практика и законодательство показывают, что для всестороннего и полноценного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, должны использоваться вся совокупность предусмотренных способов. Вычленение или отдача приоритета только одному из соответствующих способов негативно скажется непосредственно на работе правоохранительных органов, а также может повлечь за собой ряд существенных нарушений прав и свобод человека и гражданина.

В условиях формирования и изменения правовой основы общества, провозглашения прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью к правоохранительным органам и к их сотрудникам предъявляются повышенные требования. Актуальное значение в рассматриваемом контексте приобретает изучение и осмысление природы правового поведения сотрудников правоохранительных органов, в ходе которого особый смысл заложен в рассмотрении мотивации и мотивов указанного поведения, выявление их особенностей и специфики формирования.

По мнению А.В. Безрукова, «формирование у сотрудников правоохранительных органов мотивов к правомерному поведению является ключевым фактором обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так как без должной мотивации служащие правоохранительных органов будут уклоняться от выполнения поставленных перед ними задач, что приведет к потери общественного доверия к правоохранительной системе, нанесет ущерб обеспечиваемым государством интересам, правам и свободам граждан» [6, С. 68].

Для успешной работы в будущем и для обеспечения поддержки со стороны населения необходимо определить основные направления совершенствования деятельности правоохранительных органов по соблюдению, охране и защите прав человека. Например, состав сотрудников правоохранительных органов должен отражать состав общества. Это значит, что необходимо разработать такие правила приема на работу, которые предусматривают прием женщин, представителей этнических и других меньшинств в пропорции, отражающей состав общества. 

Необходимо постоянно совершенствовать воспитательную работу в правоохранительных органах, укреплять профессионализм сотрудников, прививать глубокое уважение к людям. Руководящие работники должны строжайше следить за соблюдением законности и прав человека, учитывать необходимость соблюдения прав и свобод при подготовке конкретных операций. Все жалобы на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов должны рассматриваться и проверяться, причем быстро и гласно, чтобы не потерять доверие общественности. 

Правоохранительные органы, работающие в атмосфере гласности, являются эффективными и отвечают нуждам общества. Прозрачность и подотчетность — принципы, которые гарантируют механизмы контроля с участием широких слоев населения.

Общая целевая ориентация процесса развития и совершенствования деятельности правоохранительных органов, повышения эффективности ее работы заключается в превращении ее функционирования в социально одобряемую, осуществляемую в соответствии с нормами морали, права и нравственности деятельность, обеспечивающую надежную защиту личности и общества от преступных и иных противоправных посягательств.

Эффективность деятельности правоохранительных органов в целом производна от качества деятельности каждого ее участника, а последняя во многом зависит и определяется тем комплексом правовых знаний и моральных качеств, которыми обладает сотрудник как личность. Очевидно, что в современных условиях необходимо обращать внимание на уровень нравственно-правовой культуры, всячески развивать ее гуманистические начала, что, несомненно, скажется на улучшении нравственных характеристик сотрудников правоохранительных органов.

Таким образом, в обществе должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод. Особое место в этом механизме занимают органы внутренних дел – специально уполномоченные органы государственной власти, деятельность которых непосредственно направлена на охрану и защиту этих прав и свобод.

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Алиев, В.М. Конституционные и уголовно-правовые аспекты защиты прав и свобод человека и гражданина / В.М. Алиев // Российский следователь. - 2017. - № 20. - С. 26-31.
  3. Баглай, М.В. Конституционное право РФ / М.В. Баглай. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 768 с.
  4. Барбин, В.В. Обеспечение законности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутрен­них дел: учебное пособие / В.В. Барбин. – М. : Академия управления МВД России, 2019. – 108 с.
  5. Воронько, Д.А. Актуальные аспекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов Д. А. Воронько, А. А. Суханова / Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право 2019. – Т. 4. вып. 4. – С. 10-16
  6. Безруков, А.В. Конституционно-правовые основы обеспечения правопорядка органами внутренних дел Российской Федерации / А.В. Безруков // Административное право и процесс. - 2017. - № 8. - С. 67 - 70.