ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION

Информация - это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками. Вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами.

Информация возникла с момента возникновения общения, значить практически с момента возникновение человечества или по простоту «человека разумного». Информация сама по себе не может быть отдельной материей, информация обретает облик, суть, если где, то хранится или зафиксирована.

Например, носителем информации может быть наскальный рисунок, текст или человек. Одним из главных составляющих, без которого информация не может существовать, это носитель информации. Носителем информации может быть, как сам человек, либо какой-либо предмет или исторический артефакт.

Наравне с развитием человечества и развивались способы передачи и хранения информации, т.е. информационные технологии.

В современной формулировке, информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов[1].

Таким образом, понятия слова «информация» короткая, но в то же время объемная, практически необъятная. К информации можно отнести все что нас окружает, начиная от практических материалом заканчивая нематериальными ценностями, интеллектуальными и др.

В отличие от понятия информации, понятия носителей информации и информационные технологии можно как-то классифицировать, описать.

Развитие информационных технологий в зависимости от особенностей, исторического этапа можно определить на несколько этапов:

  1. Ручной – основным носителем выступала бумага, содержащая определенную информацию. Основу информационных технологий на этом этапе составляло перо, чернильница и бумага. Связь осуществлялась путем направления рукописных текстов получателю. Обмен информацией происходил в основном передачей рукописного текста, содержащей информации.
  2. Механический – на данном этапе, наряду с рукописным тексом стали применять механические машинки - для обработки информации использовались пишущие машинки. Связь осуществлялась по специализированные службы, например, общественной почте.
  3. Электрическая обработка информации – для ее обработки использовались электрические автоматизированные инструменты, ксероксы, факс и др. На данном этапе происходит минимизация механического участия человека, вместе с тем основным источником информации все же остается человек, который формирует носитель информации, а автоматизированные инструменты выступают как вспомогательные средства.
  4. Компьютерные технологии. На данном этапе происходит эволюционный переход. Для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ), затем происходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительному потенциалу и новым информационным технологиям, основу которых составляют: распределенная компьютерная техника, программное обеспечение и развитые коммуникации. В отличии от предыдущих этапов, на данном этапе компьютерные технологии не только являются носителем информации, а выступают уже в качестве источников информации.
  5. С развитием компьютерных технологий, по этапу эволюции, происходит переход от компьютерных технологий к сетевым технологиям - обработка, хранение и обмен информации осуществляется в сети. Данный этап ознаменуется с развитием информационных технологий, в том числе с созданием и запуском всемирной сети «Интернет».

Если посмотреть в исторической хронологии, самыми продолжительными являются этапы ручной обработки информации, потом определенное время занимают механические информационные технологии, которые лишь частично заменяют ручную обработку информации. Начиная с первой половины 20 века идет стремительное развитие информационных технологий.

Сегодня, в современном мире, человек практически не может представлять себя без информационных технологий. Информационные технологии выступают не только как инструмент, с помощью технологий создается информация. Информационные технологии используются в повседневной жизни граждан, применяются промышленными предприятиями, корпорациями, государствами, как и в части обмена информацией, так и создания нового.

Область применения информационных технологий охватывает практически все, если посмотреть со стороны повседневной жизни – то это привычные нам электронная почта, смартфоны, компьютеры и также услуги государства.

На уровне государства информационные технологии в первую очередь широко применяются в военной сфере, именно разработки в военной сфере, в области вооружений стали стимулятором развития технологий.

Сейчас, в современном гражданском обществе, идет стремительный переход или внедрение информационных технологий в деятельности государства, в части реализации функций государства к гражданам, обществу.

Информационные технологии в современном обществе вошли во все сферы общественной жизни. Государственное управление, т.е. деятельность органов государственной власти является уникальной сферой деятельности, в которой задачи применения и развития информационных технологий закреплены законодательно на уровне государственных программ и федеральных законов.

Основы использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти заложены в Конституции Российской Федерации. Государство при реализации своих полномочий в отношении граждан, имеет право использовать информационные технологии в рамках законодательства и нормативных правовых актов.

Основной целью использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

Государственная политика в сфере использования информационных технологий в государственном управлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов государственной власти по созданию государственных информационных систем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере.

В результате реализации государственной политики ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий.

 

Между тем, использование информационных технологий определяется уровнем развития и техническими возможностями их применения в государстве. Информационные технологии в данном случае выступают как инструмент, который помогает государству реализовывать свои полномочия.

Использование информационных технологий органами государственной власти реализуется следующими принципами:

а) обеспечение прав граждан на доступ к информации;

б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;

в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;

г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;

д) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;

е) обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.

Между тем, главным фактором использования информационных технологий являются:

Первое, как уже указано, это уровень развития технологий, технические возможности на уровне государства, позволяющие реализовывать функции государства в отношении граждан, юридических лиц и д.р.;

Вторым фактором является, формирование информационного общества в Российской Федерации в целом. Формирование информационного общества положило начало и является главным фактором использования органами государственной власти Российской Федерации, бизнесом и гражданами информационных и коммуникационных технологий.

В России информационное общество характеризуется широким распространением и доступностью мобильных устройств (в среднем на одного россиянина приходится два абонентских номера мобильной связи), а также беспроводных технологий, сетей связи. Создана система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к которой подключились более 34 млн. россиян. Граждане имеют возможность направить в электронной форме индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Электронные средства массовой информации, информационные системы, социальные сети, доступ к которым осуществляется с использованием сети «Интернет», стали частью повседневной жизни россиян. Пользователями подвижной радиотелефонной связи, использующие услуги доступа к сети Интернет с заявленной скоростью более 256 кБит/сек., в конце 2021 года составляли более 155 млн. человек.

В рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» продолжилось совершенствование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». На портал Госуслуг выведено более 40 новых электронных услуг.

В 2020 году на портале предоставлено 234,6 млн услуг и сервисов и произведено 84,3 млн платежей в доход бюджета на общую сумму 84 млрд рублей. Среднее число посетителей в день составило 5 млн чел. При этом количество авторизаций на портале Госуслуг составило 3,59 млрд за 2020 год, примерно 10,5 млн в сутки. Количество зарегистрированных пользователей на портале Госуслуг достигло 131 млн человек.

Доля федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов и субъектов Российской Федерации, использующих единый электронный сервис системы межведомственного электронного взаимодействия при межведомственном электронном взаимодействии, в общем числе участников межведомственного электронного взаимодействия по итогам 2020 года составляла 96,91%. Данный показатель является подтверждением уровня использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в соответствии с оценками, переданными в автоматизированную информационную систему «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг» составляет 96,6%. Данный показатель показывает эффективность использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти.

Доля взаимодействий граждан и коммерческих организаций с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями, осуществляемых в цифровом виде, в общем количестве взаимодействий граждан и коммерческих организаций с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями составляет 30,2%.

Современный этап развития характеризуется массовым внедрением информационных технологий во все сферы деятельности человека, внедрение и совершенствование информационных технологий является одним из стратегических задач государства.

Основная цель использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой или обществом и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

 

______


 

Список литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"// Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 (ред. от 31.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  6. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 №О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года№ // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.

 

[1] Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)