ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

SOURCES OF LEGAL REGULATION OF LAND AND PROPERTY RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

В цивилизованном правовом пространстве, в котором функционируют разные исторически сложившиеся системы права, могут сосуществовать различные разновидности источников права: нормативные правовые акты, нормативные акты технического и технологического характера (стандарты, правила, инструкции etc.), правовые обычаи, судебные и административные прецеденты, договоры, идеи, принципы и доктрины теории права, религиозные установления и т.д. Для российского права характерно главенствование нормативных актов, однако и другие источники права оказывают определенное влияние на правовое регулирование общественных отношений в различных сферах. Так и в земельно-имущественных отношениях все более заметное значение приобретают такие источники права, как общие принципы права и юридические доктрины, договоры, обычаи и судебные прецеденты.

Относительно последних распространено мнение, что судебный прецедент неизвестен российскому праву ввиду отсутствия в нем принципа обязательности судебных решений одного суда для прочих судов. Такая точка зрения верна лишь отчасти, поскольку, хотя прецедентное право в общепринятом смысле в России действительно не принято, но существует авторитет судебных решений одних судов для других. Помимо того, могут быть обязательными к исполнению постановления Пленумов и определения Коллегий Высшего Арбитражного и Верховного Судов РФ, окончательными и обязательными к исполнению являются постановления Конституционного Суда РФ. Таким образом, судебный прецедент в системе источников российского права занимает хотя и ограниченное, но вполне определенное место [21].

Нормативные правые акты являются первичными элементами законодательства и основными источниками правового регулирования в законодательстве Российской Федерации. Отправным нормативным правовым актом для всех отраслей законодательства является Конституция РФ [1], имеющая наивысшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституция содержит как нормы непосредственно посвященные земельным и земельно-имущественным отношениям, так и участвующие в их регулировании опосредованно.

К первой группе следует отнести ст. 9 (общие положения о земле и иных природных ресурсах), ст. 36 (о частной собственности на землю и регулировании порядка и условий пользования землей), ст. 42 (о праве каждого на благоприятную окружающую среду), ст. 58 (об обязанности каждого сохранять природу и природные ресурсы), ст. 72 (об отнесении земельного, лесного, водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и о недрах к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов).

Ко второй группе можно отнести ст.ст. 2, 17, 18 (о человеке, его правах и свободах как защищаемой государством высшей ценности), ст.ст. 1, 7 (о характере Российского государства как демократического, социального, правового), ст. 8 (о гарантиях свободы экономической деятельности, поддержки конкуренции, единства экономического пространства), ст.ст. 25, 40 (о праве на жилище и поощрении жилищного строительства), ст.ст. 45 – 48 (о государственной защите прав и свобод человека и, в частности, о гарантировании судебной защиты) и ряд других.

Отправной точкой земельного законодательства РФ, его квинтэссенцией, служит ст. 9 Конституции РФ. Часть 1 ст. 9 устанавливает, что земля вместе с другими природными ресурсами подлежит использованию и охране как основа жизни и деятельности проживающих на соответствующей территории народов. Частью 2 статьи 9 Конституции РФ устанавливается, что земля и иные природные ресурсы могут находится в государственной, частной и других формах собственности. В целом ст. 9 характеризует землю в единстве и неразрывности трех её основных функций: природного ресурса, природного объекта и объекта имущественных отношений и устанавливает особый статус земли во всех её трех ипостасях.

Статья 36 Конституции развивает положения ч. 2 ст. 9, устанавливая, что граждане РФ и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Этой же нормой вводятся ограничения указанного права – устанавливается, что владение, распоряжение и пользование землей осуществляется собственниками свободно, только если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и интересов других лиц. Здесь же особо оговаривается, что порядок и условия пользования землей устанавливаются федеральным законом.

Вопрос о свободе владения, распоряжения и пользования землей и её ограничениях, затронутый ст. 36,  должен рассматриваться во взаимосвязи с положениями статьи 42 (декларирующей право каждого на благоприятную окружающую среду) и ст. 58 (устанавливающей обязанность каждого бережно относиться к природе и её богатствам). Исходя из этих конституционных норм Конституционным Судом РФ сформулирована позиция [17], согласно которой в контексте решения вопросов обеспечения благополучия ныне живущих и будущих поколений указанными нормами Конституции РФ выражен основной принцип регулирования правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды и экологической безопасности – принцип приоритета публичных интересов над частными. Ввиду того, что земля является составной и основной частью окружающий среды данный принцип полностью распространяется на отрасль земельных правовых отношений, в т.ч. вопросы, касающиеся реализации прав по владению, распоряжению и пользованию землей.

Существенное значение имеет также ст. 72 Конституции, относящая земельное законодательство, вопросы владения, распоряжения и пользования земельными ресурсами, разграничение государственной собственности охрану окружающей среды и природопользование к совместному ведению РФ и её субъектов.

Конституция РФ, будучи основополагающим нормативным актом российского законодательства, содержит фундаментальные пролегомены правового регулирования земельно-имущественных отношений. «Ядром» земельного законодательства (как и любого другого) служат федеральные законы Российской Федерации.

Федеральные законы, являющиеся источниками правового регулирования земельно-имущественных отношений в Российской Федерации условно можно разделить на три группы: относящиеся к земельному законодательству, к гражданскому законодательству и входящие в иные отрасли законодательного регулирования, но предусматривающие соответствующие нормы.

Основным нормативным правовым актом земельного законодательства служит Земельный кодекс [5], определяющий основы земельных отношений. Земельно-имущественные отношения тесно связаны с вопросами территориального развития и планировки территорий, что определяет роль в их регулировании Градостроительного кодекса [9]. «Стволовую» часть земельного законодательства составляет ряд федеральных законов, среди которых особо следует выделить Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» [6] и  Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» [11].

Гражданское законодательство, важное в регулировании земельно-имущественных отношений,  поскольку земля среди прочего характеризуется как недвижимое имущество, включенное в гражданский оборот, представлено, в первую очередь, Гражданским Кодексом РФ [3]. В эту же группу с некоторым основанием относится также и Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [12] и Жилищный кодекс Российской Федерации [8].

Из нормативных правовых актов, не относящихся к земельному или гражданскому законодательству наибольшее влияние в регулировании земельно-имущественных отношений имеют законы т.н. «природноресурсного» блока, что определено значением земли в качестве базового природного объекта, пространственного базиса и геобиологической основы экосистем. В данной группе можно отметить Лесной кодекс [10], Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» [2],  Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [4] и мн. др.

Исполнение норм, закрепленных в Конституции РФ и федеральных законах, обеспечивается подзаконными актами, принимаемыми органами исполнительной власти – Президентом РФ, Правительством РФ,  исполнительными органами субъектов РФ и др.

Указы Президента Российской Федерации, являющегося, в соответствии со ст. 90 Конституции РФ, главой российского государства, занимают особое место в системе российского законодательства. Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции, президентские указы не должны противоречить Конституции и федеральным законам, и в этом смысле они являются подзаконными нормативными актами. Однако de facto они не носят исключительно исполнительного характера, поскольку по сложившейся практике Указами президента осуществляется правовое регулирование вопросов, не нашедших должного отражения в законе.

Такая практика сложилась в период начала 1990-х гг., когда правовая система нового российского государства находилась в состоянии раннего развития и во многих отраслях органам государственной власти приходилось прибегать к «ручному управлению». В известной степени такая практик сохранилась до настоящего времени и легитимность её подтверждена Конституционным судом РФ, определившим место президентских указов, как «восполняющих пробелы в правовом регулировании вопросов, требующих законодательного решения» [20]. При этом отметим, что для отмены или прекращения действия Указа президента требуется его решение, оформленное в виде отдельного Указа, либо решение суда, а до принятия таких решений может возникать и сохраняться правовая неопределенность, в случае если федеральный закон по предмету регулирования президентского указа все же был принят.

Подробное рассмотрение всего массива Указов Президента РФ, так или иначе регулирующих земельно-имущественные не входит в задачи настоящего исследования, однако следует упомянуть некоторые из них, чтобы составить представление о их роли и влиянии в данной сфере правового регулирования: «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией…» [13], «О регулировании земельных отношений …» [14], «О налогообложении продажи земельных участков…» [15], «О реализации конституционных прав граждан на землю» [16] и мн. др. Постановления Правительства Российской Федерации, прямо или косвенно относящиеся к регулированию земельно-имущественных отношений, также составляют значительный корпус документов.

Непосредственная реализация норм, установленных высшими ступенями законодательства происходит на уровне ведомственных актов и нормативных актов организаций.

Ведомственные акты формально регулируют отношения в системе своего ведомства, однако поскольку на деле каждое из ведомств наделено неведомственными и(или) координационными функциями, то в результате ведомственные акты зачастую являются источниками права, имеющими общегражданское значение [24].

Нормативные акты организаций, предприятий и учреждений могут также быть источниками права, если они носят общий, неперсонифицированный характер и сориентированы на неоднократное число применений. Они могут носить как внутренний, т.е. направленный на сотрудников предприятия, так и внешний, ориентированный на взаимодействующих с организацией граждан, характер. Впрочем, четкая граница здесь не всегда проводима, так, например, правила внутреннего распорядка организации не могут не учитываться обращающимися в нее гражданами и т.п. Нормативные акты организаций занимают низший уровень в иерархии нормативных актов, однако они же являются наиболее массовыми, регулирующими наибольшее число прав и обязанностей граждан и конкретных отношений.

Конституция, федеральные законы, подзаконные акты, ведомственные нормативные акты и нормативные правовые акты в совокупности образуют нормативно-правовой источник регулирования земельно-имущественных отношений. Однако, как говорилось выше, на их регулирование оказывают влияние и другие источники права: общие принципы, судебные и административные прецеденты, договоры, обычаи и т.п.

Особенно высока роль в регулировании земельно-имущественных отношений правового обычая [22]. Это, по видимости, связано, с одной стороны, с высокой актуальностью земельных отношений для всех граждан, их исторической длительностью, а с другой стороны – неурегулированностью на государственном уровне на протяжении большего времени существования. Правовой обычай или обычай делового оборота предусматривается, в частности, ст. 5 ГК РФ, как не отраженное в законодательстве, но сложившееся и широко применяемое правило. Правовой обычай может также закрепляться законодательно, см., например, Федеральный закон от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [7].

В современной правоведческой литературе принято уделять большое внимание внезаконодательным источникам земельного права, как имеющим существенное влияние на регулирование отношений в этой отрасли.  Авторами широко исследуется и обсуждается роль в порождении земельных отношений судебного прецедента [19, 23], административного прецедента [23], нормативно-правового договора [18] и т.д.

Заключим, таким образом, что характер земельно-имущественных отношений обуславливает особенности их правовой регламентации и, в первую очередь, нормативно-правового регулирования, как основного источника права в Российской Федерации. Данная отрасль включает в себя как нормы гражданского и земельного законодательства, так и других отраслей, в первую очередь градостроительной и экологической.  Специфика земли как основы всех видов хозяйственной деятельности человека обуславливает влияние на земельно-имущественные отношения норм и других отраслей законодательства. Таким образом, данная сфера нормативно-правового регулирования характеризуется выраженным комплексным характером, что, в свою очередь, обуславливает существование многочисленных коллизий норм и иных сложностей правоприменения.

Наиболее противоречивыми являются отношения норм гражданского и земельного законодательств, выражающих две разнонаправленные тенденции по поводу правового регулирования земельно-имущественных отношений – рассмотрение земли (и, как следствие, связанных с ней объектов) как недвижимого имущества и предмета гражданского оборота или как природного объекта, подлежащего охране и рациональному использованию. Несмотря на то, что данное противоречие формально  разрешено провозглашением примата в земельных и земельно-имущественных отношениях публичных интересов над частными, представляется рациональным консолидировать нормы земельного и земельно-имущественного права в одном нормативном правовом акте – Земельном кодексе Российской Федерации.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 11.06.2021) «О недрах» // «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, № 10, ст. 823
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301
  4. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об особо охраняемых природных территориях» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.1995, № 12, ст. 1024
  5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4147
  6. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О землеустройстве» // «Собрание законодательства РФ», 25.06.2001, № 26, ст. 2582.
  7. Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 2001, № 20, Ст. 1972.
  8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14
  9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16
  10. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006, № 50, ст. 5278
  11. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О кадастровой деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, № 31, ст. 4017
  12. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021) // «Собрание законодательства РФ», 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4344.
  13. Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.12.1993, № 52, ст. 5085
  14. Указ Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 01.11.1993, № 44, ст. 4191.
  15. Указ Президента РФ от 07.12.1993 № 2118 «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 13.12.1993, № 50, ст. 4861. / Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 03.04.2002 № 311.
  16. Указ Президента РФ от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» // «Собрание Законодательства РФ», 11.03.1996, № 11, ст. 1026. / Утратил силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250
  17. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан» // «Собрание законодательства РФ», 01.06.2009, № 22, ст. 2752.
  18. Агансон Г. И. Нормативно-правовой договор как источник права в российской федерации //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2011. – №. 7. – С. 53-54.
  19. Белякова А. В. «Судебный прецедент» – источник права в современной России? //Черные дыры в Российском законодательстве. – 2021. – №. 1. – С. 12-16.
  20. Герцев А. Ю. Виды правовых актов президента Российской Федерации и их соотношение друг с другом //Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – №. 6. – С. 480-485.
  21. Демидова В. К. Прецедент в российской правовой системе: правовой анализ //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – №. 2 (54).
  22. Караваева Я. Н. Обычай как источник правового регулирования отношений собственности в Российской Федерации //Актуальные проблемы российского права. – 2021. – №. 6 (127). – С. 114-122.
  23. Макарова Ю. А. Проблема определения места и роли юридического прецедента в системе источников права (на примере Российской Федерации) //Проблемы становления гражданского общества. – 2020. – С. 27-30.
  24. Чупрова А. Ю. От Конституции РФ к приказу: особенности ведомственного нормотворчества в здравоохранении //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2021. – №. 2 (90). – С. 70-76.

References

  1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 №6-FKZ, ot 30.12.2008 №7-FKZ, ot 05.02.2014 №2-FKZ, ot 21.07.2014 №11-FKZ) (s izmenenijami, odobrennymi v hode obshherossijskogo golosovanija 01.07.2020) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Zakon RF ot 21.02.1992 № 2395-1 (red. ot 11.06.2021) «O nedrah» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 06.03.1995, № 10, st. 823
  3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 28.06.2021, s izm. ot 08.07.2021) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 05.12.1994, № 32, st. 3301
  4. Federal'nyj zakon ot 14.03.1995 № 33-FZ (red. ot 11.06.2021) «Ob osobo ohranjaemyh prirodnyh territorijah» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 20.03.1995, № 12, st. 1024
  5. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 № 136-FZ (red. ot 02.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 29.10.2001, № 44, st. 4147
  6. Federal'nyj zakon ot 18.06.2001 № 78-FZ (red. ot 03.08.2018) «O zemleustrojstve» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 25.06.2001, № 26, st. 2582.
  7. Federal'nyj zakon ot 07.05.2001 № 49-FZ (red. ot 08.12.2020) «O territorijah tradicionnogo prirodopol'zovanija korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 2001, № 20, St. 1972.
  8. Zhilishhnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 188-FZ (red. ot 28.06.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.07.2021) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 03.01.2005, № 1 (chast' 1), st. 14
  9. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 190-FZ (red. ot 02.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2021) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 03.01.2005, № 1 (chast' 1), st. 16
  10. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 04.12.2006 № 200-FZ (red. ot 02.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 11.12.2006, № 50, st. 5278
  11. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 № 221-FZ (red. ot 11.06.2021) «O kadastrovoj dejatel'nosti» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 30.07.2007, № 31, st. 4017
  12. Federal'nyj zakon ot 13.07.2015 № 218-FZ (red. ot 02.07.2021) «O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti» (s izm. i dop., vstup. v silu s 10.01.2021) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 20.07.2015, № 29 (chast' I), st. 4344.
  13. Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.1993 № 2287 «O privedenii zemel'nogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii v sootvetstvie s Konstituciej Rossijskoj Federacii» // «Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF», 27.12.1993, № 52, st. 5085
  14. Ukaz Prezidenta RF ot 27.10.1993 № 1767 «O regulirovanii zemel'nyh otnoshenij i razvitii agrarnoj reformy v Rossii» // «Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF», 01.11.1993, № 44, st. 4191.
  15. Ukaz Prezidenta RF ot 07.12.1993 № 2118 «O nalogooblozhenii prodazhi zemel'nyh uchastkov i drugih operacij s zemlej» // «Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF», 13.12.1993, № 50, st. 4861. / Utratil silu v svjazi s izdaniem Ukaza Prezidenta RF ot 03.04.2002 № 311.
  16. Ukaz Prezidenta RF ot 07.03.1996 № 337 «O realizacii konstitucionnyh prav grazhdan na zemlju» // «Sobranie Zakonodatel'stva  RF», 11.03.1996, № 11, st. 1026. / Utratil silu s 25 fevralja 2003 goda v svjazi s izdaniem Ukaza Prezidenta RF ot 25.02.2003 № 250
  17. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 14 maja 2009 g. № 8-P «Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenija podpunkta «b» punkta 4 Postanovlenija Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Porjadka opredelenija platy i ee predel'nyh razmerov za zagrjaznenie okruzhajushhej prirodnoj sredy, razmeshhenie othodov, drugie vidy vrednogo vozdejstvija» v svjazi s zaprosom Verhovnogo suda Respubliki Tatarstan» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 01.06.2009, № 22, st. 2752.
  18. Aganson G. I. Normativno-pravovoj dogovor kak istochnik prava v rossijskoj federacii //Nauka i obrazovanie: hozjajstvo i jekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. – 2011. – №. 7. – S. 53-54.
  19. Beljakova A. V. «Sudebnyj precedent» – istochnik prava v sovremennoj Rossii? //Chernye dyry v Rossijskom zakonodatel'stve. – 2021. – №. 1. – S. 12-16.
  20. Gercev A. Ju. Vidy pravovyh aktov prezidenta Rossijskoj Federacii i ih sootnoshenie drug s drugom //Alleja nauki. – 2019. – T. 1. – №. 6. – S. 480-485.
  21. Demidova V. K. Precedent v rossijskoj pravovoj sisteme: pravovoj analiz //Skif. Voprosy studencheskoj nauki. – 2021. – №. 2 (54).
  22. Karavaeva Ja. N. Obychaj kak istochnik pravovogo regulirovanija otnoshenij sobstvennosti v Rossijskoj Federacii //Aktual'nye problemy rossijskogo prava. – 2021. – №. 6 (127). – S. 114-122.
  23. Makarova Ju. A. Problema opredelenija mesta i roli juridicheskogo precedenta v sisteme istochnikov prava (na primere Rossijskoj Federacii) //Problemy stanovlenija grazhdanskogo obshhestva. – 2020. – S. 27-30.
  24. Chuprova A. Ju. Ot Konstitucii RF k prikazu: osobennosti vedomstvennogo normotvorchestva v zdravoohranenii //Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. – 2021. – №. 2 (90). – S. 70-76.