ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

HISTORICAL ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF LAND AND PROPERTY RELATIONS IN RUSSIA

Земля, являясь компонентом окружающей среды, служит также базовым природным ресурсом, который на протяжении всей истории человечества использовался людьми для удовлетворения различных потребностей, таких как ведение сельского хозяйства или возведение строений для жилых и производственных нужд, а также для доступа к другим природным ресурсам, в некотором роде производным от земли – лесам, недрам и пр.

При этом в древнейших обществах, насколько мы можем судить, не было сформировано отношение к земле как к имуществу или товару, скорее земля была чем-то не имеющим стоимости, как воздух, вода, дикие животные и прочие объекты природы. Человеческие поселения хотя и ассоциировались с определенной территорией, но земля при этом составляла единое целое с её населением, вопрос продажи или передачи земли другому племени даже не мог быть вообразим, как в нынешнее время не стоит вопрос о торговле территориями между государствами (за исключением отдельных исторических прецедентов, потому столь широко и известных, что они на общем фоне выглядят исключениями) [11].

 Формирование зачатков земельных отношений закономерно совпадает по времени с началом сельскохозяйственной деятельности человека. Даже при низкой плотности населения, характерной для древней истории человечества, когда земли, казалось бы, хватало на всех, происходили военные столкновения за обладание землями лучшего качества, чему сохранились исторические свидетельства. Фактически на данном этапе происходило формирование отношения к земле как к ценному имуществу, а не неисчерпаемому природному ресурсу.

На определенном этапе исторического развития общества возникла необходимость в учете и оценке земли. Возникновение частной собственности на средства производства и формирование института государства значительно повысили требования к организации учета земельных ресурсов, поскольку земля стала восприниматься как первоисточник материальных благ, важнейшее средство производства и, что очень важно, как источник государственных доходов и объект налогообложения. В связи с этим возникает институт, впоследствии получивший название кадастра.

По всей видимости, первые в истории кадастровые съемки проведены в Древнем Египте около 3000 г до н.э. для учета обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения [8]. При проведении кадастровых работ устанавливались подробные сведения о земле (качестве почвенного слоя), границах участков, собственниках. Еще более подробная съемка Египта датируется примерно 1700 г до н.э.

В Древнем Риме систематическое описание земель началось в VI веке до н.э. и связано с именем Сервия Тулия. Для установленного последним ценза граждане были обязаны подавать сведения о размере и доходности своего имущества, эти сведения подвергались проверке и регистрировались в tabulae censuales, которые, в результате, содержали данные о площади земель, способе их использования, доходности и владельце или управляющем [18]. Эти данные подлежали долговременному хранению в архивах и служили основанием для регистрации землепользований и землевладений, что, в свою очередь, обеспечивало защиту и реализацию соответствующих прав их обладателей, а равно и эффективный сбор земельной ренты или налога.

Римская кадастровая система оставалась верхом совершенства на протяжении более чем полутора тысяч лет последующей истории, поскольку в средние века кадастровые работы, буде таковые вообще предпринимались, сводились к лишь приблизительной оценке количества земли и определении её доходности по какому-нибудь, вполне произвольно взятому, внешнему признаку [13].

Старейшие известные описания земель России относятся к IX веку. Это были перечни земельных угодий, принадлежащих церкви и монастырям. Примерно к этому же времени относятся некоторые элементы земельного учета, внедренные русскими князьями на захваченных им землях с целью взимания податей (дани).

К XI веку относятся первые попытки упрощенного учета земель по их качественным характеристикам. Свод законов «Русская Правда» Ярослава Мудрого вводит элементарную классификацию земель по типу использования (дворовые, пустопорожние, пахотные земли, охотничьи угодья) [7]. В XII веке учет некоторых земель велся с использованием более точных количественных и качественных (введено понятие «добротности» земли) характеристик, однако сбор этих разрозненных, в общем, сведений, сложно назвать кадастровыми работами.

Фактически старейшими кадастровыми документами России являются результаты описания земель, составленного во время вхождения Руси в состав Золотой Орды. Первая повсеместная перепись русских земель произведена именно в этот период, в 1273 г. Интересно, что наряду с татарами в это же время ведут кадастровые документы – «писцовые книги» – и русские князья [10]. Составление этих реестров преследовало целью установления порядка взимания податей с населения и выплаты дани ордынцам.

Начало централизованной государственной деятельности по землеописанию естественным образом совпало с периодом преодоления феодальной раздробленности и централизацией государства в XVI веке. Ориентировочно в 1551 г был разработан т.н. «писцовый наказ», содержащий порядок и принципы землеописания [16]. В нем же впервые вводилась стандартизированная единица земельного налогообложения – «соха», размер которой исчислялся от базового, составлявшего 800 четвертей, и мог изменяться в зависимости от качества земель и социального статуса владельца.

В соответствии с принципами, закрепленными в «писцовым наказе» в 1581 – 1592 гг. была проведена общегосударственная поземельная перепись, которую, впрочем, не вполне можно приравнять к полноценному кадастровому обследованию, поскольку основной целью этого мероприятия была не столько перепись земельных угодий, сколько перепись крестьян, на них находящихся, с целью дальнейшего закрепления их за землей.

Писцовые книги служили юридическими документами и выполняли, в том числе, функции, родственные тем, которые возлагаются на современные нам реестры. При их составлении проверялись права землевладельца на описываемые участки земли, запись в писцовых книгах признавалась органами государственной власти как важнейшее доказательство права на земельные угодья. Соответственно, сделки с землей также отражались в писцовых книгах. Кроме того, писцовые книги затрагивали также вопросы оценки имущества и обложения его податями, классификации земель по качественным характеристикам, даже статистики населения.

В 1713 г Петром I была проведена значительная реформа в области земельных отношений, существовавшая ранее поместная система была упразднена, а кроме того повсеместно была введена подушная подать, что сделало учет и оценку земель по качественным признакам неактуальными [15]. Соответственно, возрос вес количественного показателя в оценке стоимости земельного владения.

При этом, благодаря достижениям современной тому времени науки, появлению новых геометрических методов и геодезических инструментов, существенно возросла точность полевых измерений, особенно с учетом того, что ранее геодезические работы заключались в измерении «мерной вервью» границ участков. Это не могло не навести падкого на научные новинки царя на мысль о необходимости нового сплошного межевания земель России, однако сам он поучаствовать в осуществлении этого замысла не успел, генеральное межевание началось только в 1765 г. Оно охватило 35 российских губерний, 188264 владения общей площадью свыше 300 млн. га. [20]

19 февраля 1861 г произошло событие, в очередной раз существенно изменившее парадигму земельных отношений в стране – был подписан и обнародован Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости [12]. Крепостное право полностью и навсегда отменялось, крестьянам же предоставлялись права «сельских обывателей». Помещики сохраняли право собственности на все свои земельные угодья, но обременялись обязанностью предоставить крестьянам «усадебную оседлость» и земельный надел, крестьянам же вменялось в обязанность оплачивать пользование земельным наделом барщиной или арендной платой (оброком). При этом крестьянин получал право, по договоренности с землевладельцем, выкупить землю, причем со стороны государства ему предоставлялось для это цели пособие в виде ссуды. Важно заметить, что земля могла быть выкуплена как индивидуальным земледельцем, так и крестьянской общиной, в последнем случае земельные угодья попадали в категорию т.н. «мирской земли». Покинув общину, крестьянин терял право на долю общинной земли.

Отмена крепостного права повлекла за собою также переход исчисления земельного налога с подушевого на поземельный, что потребовало, в очередной раз, проведения работ по кадастровой оценке земли исходя из качественных характеристик. При этом в оценке крестьянских землевладений был использован принцип определения его стоимости исходя из величины выкупного платежа. Новая кадастровая оценка земель продолжалась, с переменным успехом, вплоть до 1917 г.

Декларативно отмененное крепостное право после 1861 в каком-то продолжило существовать в скрытой форме. Оставить помещика крестьянин мог не ранее, чем через 9 лет после обнародования Манифеста, да и в этом случае он оставался без средств к существованию, если только не мог выкупить землю. Выкупной же платеж за земельный надел устанавливался помещиком вполне произвольно, то же касалось объемов барщины и размеров оброка. В ряде случаев годовой оброк существенно превышал выкупной платеж, но после его выплаты у крестьянина не было средств выкупить земельный участок. Помещики также поощряли общинное земледелие, охотнее уступая землю общинам, покинуть которые крестьянин не мог, не лишившись своей части «мирской земли», чем индивидуальным земледельцам. Фактически, крестьянство по-прежнему оставалось прикованным, «прикрепленным» к земле, пусть формально и обладая личной свободой.

Сложившееся положение изменила т.н. «столыпинская» реформа [9] землевладения и землепользования, инициированная в 1906 г тогдашним председателем Совета Министров России, П. А. Столыпиным. Реформа преследовала целью разрушение общины, развитие частной собственности крестьян на землю и повышение мобильности крестьян. Указом императора Николая II от 6 ноября 1906 г разрешалась продажа и купля наделов,  с 1907 года было отменено взимание выкупного платежа за надел, а с 1910 введена передача соответствующей части «мирской земли» крестьянину, отошедшему от общины.

Отмена выкупного платежа за надел и изменение законодательства в отношении общинной земли способствовали переходу земель в частное владение крестьян. Большую роль в этом процессе сыграла политика Крестьянского банка, который выдавал ссуды на выкуп земельных наделов. Если до 1906 года условия ссуды стимулировали приобретение земель в общинную собственность, то с 1906 г стало выгоднее покупать землю в единоличное владение.

Таким образом, к 1917 г государственная политика и законодательство в сфере земельных отношений стимулировало перераспределение земельной собственности в пользу единоличного крестьянского землевладения и сокращения земельных угодий, принадлежащих дворянству и казне.

Земельно-правовой строй, просуществовавший в Советской России и СССР с 1917 до 1990 г, восходит к Декрету «О земле» от 8 ноября 1917 г, основанному на документе, известном как Крестьянский наказ о земле, который, в свою очередь, базируется на аграрной программе партии эсеров, наиболее популярной среди крестьянства.

В соответствии с Декретом, право частной собственности на землю отменялось полностью и навсегда, земля не могла быть объектом купли-продажи, сдачи в аренду или залог, или отчуждена иным образом [17]. Право пользования землей получали все граждане, имеющие желание обрабатывать её самостоятельным трудом с привлечением семьи или товарищей, но без использования наемного труда. Распределение земли между такими желающими передавалось под заведование органов местного и центрального самоуправления, при этом форма пользования (общинная, артельная, хуторская и т.д.) не ограничивалась и оставлялась на усмотрение все того же местного самоуправления. При окончании использования земли предусматривалось её возвращение в земельный фонд.

Декрет «О земле» и наследующий ему Закон о социализации земли от 27 января 1918 г определяли порядок использования и распоряжения преимущественно сельскохозяйственных земель, Декрет же ВЦИК от 20 августа 1918 г «Об отмене частной собственности в городах» отменял право частной собственности на все земельные участки, находящиеся в пределах городских поселений [14].

Принятое в 1919 г Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» расширяло упомянутые законодательные акты и закрепляло две основные формы собственности на землю: коллективную и государственную.

Итого, главные преобразования в сфере земельных отношений, произошедшие в период после революции сводятся к следующим: отмена права частной собственности; объявление земли всенародным достоянием, что впоследствии стало тождественным исключительному праву государства на владение землей;  изъятие земли из гражданского оборота; включение земельных участков в сугубо административный оборот путем перераспределения между гражданами и организациями на основе решений уполномоченных органов; закрепление в законодательстве права временного пользования землей как единственного субъективного права [14].

Впоследствии, с принятием общесоюзного закона от 15 декабря 1928 г «Общие начала землепользования и землеустройства», были упразднены немногие сохранившиеся организационные формы единоличного землепользования, а основными субъектами права в отношении земель сельхозназначения стали колхозы и совхозы.

Следующий этап развития советского земельного права относится к послевоенному периоду, когда решением Совета Министров СССР возобновилась прерванная войной работа по разработке проекта Основ землепользования СССР. Этот проект был закончен и вынесен на обсуждение уже в 1948 г, но в силу ряда причин он не выносился на рассмотрение законодательных органов, зато началась работа по подготовке Основ земельного законодательства СССР и союзных республик, вчерне законченная к 1957 г. В окончательном виде этот закон был представлен только в 1968 г, в котором и был принят Верховным Советом СССР.

Несмотря на впечатляющие сроки, которые потребовались для его подготовки и принятия, он не содержал концептуальных отличий от Закона 1928 г. На базе Основ земельного законодательства Союза СССР и союзных республик в 1970 – 1971 гг. были приняты Земельные кодексы всех союзных республик, в т.ч. и РСФСР.

Земельный кодекс РСФСР от 1970 г практически в неизменном виде действовал до начала 1990 г, когда проводимые в стране масштабные экономические реформы потребовали изменения законодательства, в том числе и земельного.

В 1990 г были приняты «Основы законодательства СССР и союзных республик о земле» [19]. Изменения, внесенные этим законом в земельно-правовую систему, не были радикальными, но все же некоторые из них существенно пошатнули старую парадигму. Важные изменения, причем скорее идеологического, чем экономического характера, коснулись, в первую очередь, правового статуса колхозов и совхозов. Согласно Основам члены (работники) колхозов (совхозов) получили право при наличии желания создать крестьянское (фермерское) хозяйство получить земельный участок из состава земель организации, т.е. фактически было законодательно закреплено право «выйти из колхоза». Другое принципиально новое положение касалось введения института платного землепользования и особой формы вещного права на землю для граждан – права пожизненного наследуемого владения. Практически речь шла о возвращении в законодательство права частной собственности на землю «в мягкой форме».

Дальнейшее развитие законодательства РФ в области земельного права шло, как это нередко было в период непредсказуемых и лавинообразно протекающих реформ 90-х гг., несколько эклектичным путем, направляясь Указами Президента и Постановлениями Правительства РФ, часто вносившими в действующее законодательство существенные изменения, которым основные Законы с трудом успевали соответствовать.

Уже в конце 1991 г Президент РФ издал Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» [3], который разрешал продажу или передачу в собственность земельных участков колхозников и работников совхозов в случаях: выхода на пенсию;        переселения в иную местность; передачи земельного участка (доли) по наследству; использования вырученных от продажи средств в качестве инвестиций в местную перерабатывающую промышленность; передачи или продажи участка другим участникам (работникам) колхоза (совхоза), а также лицам, вступающим (поступающим на работу) в колхоз (совхоз).

Этот Указ значительно расширял права отдельных категорий граждан на распоряжение землей по сравнению с Конституцией и Земельным кодексом РФ, то есть, выражаясь менее обтекаемо, противоречил им.

За упомянутым Указом 29 декабря 1991 г последовало базирующееся на его положениях постановление Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» [4], предписывающее указанным хозяйствам перерегистрироваться в новые хозяйственные формы – акционерные общества, кооперативы, товарищества etc. Это постановление также входило в противоречие с Конституцией и ЗК, и также не вызвало реакции Конституционного суда.

Делались, разумеется, попытки привести основное законодательство в соответствие с бурно протекающими реформами. В частности, в ст. 12 Конституции РФ были внесены изменения, которыми устанавливалось разрешение на свободную покупку-продажу гражданами земельных участков в ряде случаев.

Тем не менее, изменения в Конституции и Земельном кодексе не успевали за ходом реформы и не позволяли регулировать земельные правоотношения с учетом её требований, поэтому ход реформ продолжал управляться Президентом РФ в указном порядке.

Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы» [5] устанавливалось, что земля является недвижимым имуществом, все сделки с которым должны осуществляться в гражданском правовом поле с учетом положений земельного и экологического законодательства.

Положения Указа Президента РФ «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» [2] продолжали и ускоряли приватизацию земельных угодий и включали в сферу земельно-правовых отношений органы Госкомимущества.

Указ Президента РФ от 07 марта 1996 г «О реализации конституционных прав граждан на землю» [6] является логическим завершением основного этапа описываемой земельной реформы. Он предписывает меры по закреплению гражданских прав на земельные участки и доли и беспрепятственное распоряжение ими в различных формах для различных целей.

В результате поспешно проводимых реформ (нельзя, однако, не заметить, что в подобной поспешности была определенная необходимость) в середине 90-х гг. в РФ сложилась эклектичная многоуровневая система земельного права. Земельно-правовые отношения подчинялись российским законам, президентским указам и постановлениям Правительства, которые часто противоречили друг другу, Основам гражданского законодательства СССР 1991 года, Гражданскому кодексу СССР от 1964 (!) года, который продолжал действовать до 1994 года, пусть и только в частях, не противоречащих упомянутым Основам, а также последующим указам и постановлениям; другим законам и подзаконным актам.

Такое положение затрудняло как текущую правоприменительную практику, так и проведение дальнейших реформ. В связи с этим началась разработка нового Земельного кодекса РФ [1]. В первой редакции этот документ был принят 25 октября 2001 г, и с изменениями и дополнениями действует до настоящего дня.

Таким образом, рассматривая историю земельно-правовых отношений легко заметить, что на протяжении значительной части истории мирового и отечественного права и государственного управления, регулирование отношений по поводу земли фактически ограничивалось одним только кадастровым учетом, т.е земля воспринималась законодателем только как налогооблагаемая база. Собственно же регулирование земельных отношений осуществлялось на основании обычаев. Заметим, что такая особенность развития земельного права привела к тому, что правовой обычай и в настоящее время играет большую роль в регулировании земельных отношений.

Понятие об особом значении земельных ресурсов в жизни отдельного гражданина, общества и государства в целом в начало формироваться в середине-конце XIX в., что не в последнюю очередь связано с началом бурного роста населения и, с одной стороны, возникновением дефицита земельных ресурсов, а с другой – с усилением влияния человека на природу и землю в частности. На этом фоне и формируются представления о необходимости правового регулирования земельных отношений и охраны земель.

В России начало развития земельного права, как полноценной отрасли, связано с отменой крепостного права и земельной реформой 1861 г. Начиная с этого времени российское законодательство в сфере земельных отношений  прошло сложный и непоследовательный путь развития, от урегулирования  сложившихся отношений государством к отмене частной собственности на землю и государственной монополии на распоряжение землей, а затем вновь к возвращению института частной собственности и возвращению земли в гражданский оборот.

 

 

Список использованной литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
  2. Указ Президента РФ от 22.07.1994 № 1535 (ред. от 07.12.2016) «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.1994, № 13, ст. 1478.
  3. Указ Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 02.01.1992, № 1, ст. 53 / Утратил силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250
  4. Постановление Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 (с изм. от 06.03.1992) «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» // «СП РФ», 1992, № 1-2, ст. 9 / Утратил силу с 27 января 2003 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.12.2002 № 912.
  5. Указ Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 (ред. от 25.01.1999) «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» // Собрание актов Президента и Правительства РФ», 01.11.1993, № 44, ст. 4191. / Утратил силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250.
  6. Указ Президента РФ от 07.03.1996 № 337 (ред. от 25.01.1999) «О реализации конституционных прав граждан на землю» // «Собрание законодательства РФ», 11.03.1996, № 11, ст. 1026 / Утратил силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250
  7. Быкова Е. Н. Ретроспективы и современное развитие массовой оценки земель России //Вестник факультета землеустройства Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2018. – №. 4. – С. 13-17.
  8. Валиев Д. С., Хабарова И. А. История развития государственного кадастрового учета //Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2018. – №. 4.
  9. Ведренцов М. С. Итоги и значение столыпинской аграрной реформы //Инновационное развитие современной науки. – 2021. – С. 85-88.
  10. Воронин Б. А., Шалгина Ю. Е. Сельскохозяйственные переписи в России: история, современные задачи //Аграрное образование и наука. – 2016. – №. 2. – С. 19-19.
  11. Жаворонкова Н. Г., Зиновьева О. А. История развития земельного, природоресурсного и экологического права //Вестник университета имени О.Е. Кутафина. – 2016. – №. 1 (17).
  12. Иванников И. А. Значение земельной реформы 1861 г. в истории России //Журнал юридических исследований. – 2021. – Т. 6. – №. 2. – С. 25-27..
  13. Казакова З. А., Карашаева А. С. История возникновения земельного кадастра в европейских странах //Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты. – 2016. – С. 395-397.
  14. Козлов А. П. Аграрная политика большевиков в 1917 г. и в первые годы советской власти //Символ науки. – 2019. – №. 9.
  15. Козлов Д. В. Правовое регулирование земельных участков и иных природных ресурсов в Российской Империи //Вопросы российского и международного права. – 2017. – Т. 7. – №. 2B. – С. 261-270.
  16. Косинский В. Земельные реформы в Российской Империи //Baltic surveying. – 2017. – С. 46.
  17. Кундрюкова Е. А. Исторический аспект регулирования земельных отношений в России //Человеческий капитал как фактор инновационного развития общества. – 2020. – С. 121-127.
  18. Пчелинцева А. С. Особенности развития кадастрово-оценочных работ в Древнем Риме //Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2018. – С. 152.
  19. Упоров И. В. Восстановление частной собственности на землю в завершающий период Советской России: правовой аспект //Российское крестьянство и сельское хозяйство в контексте региональной истории. – 2018. – С. 605-613.
  20. Ялбулганов А., Савенко Г. Земельные участки. Образование, межевание и земельные иски (вторая половина XVIII-начало XXI в.). – Litres, 2019.

 

References

  1. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 № 136-FZ (red. ot 02.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 29.10.2001, № 44, st. 4147.
  2. Ukaz Prezidenta RF ot 22.07.1994 № 1535 (red. ot 07.12.2016) «Ob Osnovnyh polozhenijah Gosudarstvennoj programmy privatizacii gosudarstvennyh i municipal'nyh predprijatij v Rossijskoj Federacii posle 1 ijulja 1994 goda» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 25.07.1994, № 13, st. 1478.
  3. Ukaz Prezidenta RF ot 27.12.1991 № 323 «O neotlozhnyh merah po osushhestvleniju zemel'noj reformy v RSFSR» // «Vedomosti SND i VS RSFSR», 02.01.1992, № 1, st. 53 / Utratil silu s 25 fevralja 2003 goda v svjazi s izdaniem Ukaza Prezidenta RF ot 25.02.2003 № 250
  4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.1991 № 86 (s izm. ot 06.03.1992) «O porjadke reorganizacii kolhozov i sovhozov» // «SP RF», 1992, № 1-2, st. 9 / Utratil silu s 27 janvarja 2003 goda v svjazi s izdaniem Postanovlenija Pravitel'stva RF ot 20.12.2002 № 912.
  5. Ukaz Prezidenta RF ot 27.10.1993 № 1767 (red. ot 25.01.1999) «O regulirovanii zemel'nyh otnoshenij i razvitii agrarnoj reformy v Rossii» // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF», 01.11.1993, № 44, st. 4191. / Utratil silu s 25 fevralja 2003 goda v svjazi s izdaniem Ukaza Prezidenta RF ot 25.02.2003 № 250.
  6. Ukaz Prezidenta RF ot 07.03.1996 № 337 (red. ot 25.01.1999) «O realizacii konstitucionnyh prav grazhdan na zemlju» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 11.03.1996, № 11, st. 1026 / Utratil silu s 25 fevralja 2003 goda v svjazi s izdaniem Ukaza Prezidenta RF ot 25.02.2003 № 250
  7. Bykova E. N. Retrospektivy i sovremennoe razvitie massovoj ocenki zemel' Rossii //Vestnik fakul'teta zemleustrojstva Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2018. – №. 4. – S. 13-17.
  8. Valiev D. S., Habarova I. A. Istorija razvitija gosudarstvennogo kadastrovogo ucheta //Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh nauk i tehnologij «Integral». – 2018. – №. 4.
  9. Vedrencov M. S. Itogi i znachenie stolypinskoj agrarnoj reformy //Innovacionnoe razvitie sovremennoj nauki. – 2021. – S. 85-88.
  10. Voronin B. A., Shalgina Ju. E. Sel'skohozjajstvennye perepisi v Rossii: istorija, sovremennye zadachi //Agrarnoe obrazovanie i nauka. – 2016. – №. 2. – S. 19-19.
  11. Zhavoronkova N. G., Zinov'eva O. A. Istorija razvitija zemel'nogo, prirodoresursnogo i jekologicheskogo prava //Vestnik universiteta imeni O.E. Kutafina. – 2016. – №. 1 (17).
  12. Ivannikov I. A. Znachenie zemel'noj reformy 1861 g. v istorii Rossii //Zhurnal juridicheskih issledovanij. – 2021. – T. 6. – №. 2. – S. 25-27..
  13. Kazakova Z. A., Karashaeva A. S. Istorija vozniknovenija zemel'nogo kadastra v evropejskih stranah //Fundamental'nye nauchnye issledovanija: teoreticheskie i prakticheskie aspekty. – 2016. – S. 395-397.
  14. Kozlov A. P. Agrarnaja politika bol'shevikov v 1917 g. i v pervye gody sovetskoj vlasti //Simvol nauki. – 2019. – №. 9.
  15. Kozlov D. V. Pravovoe regulirovanie zemel'nyh uchastkov i inyh prirodnyh resursov v Rossijskoj Imperii //Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. – 2017. – T. 7. – №. 2B. – S. 261-270.
  16. Kosinskij V. Zemel'nye reformy v Rossijskoj Imperii //Baltic surveying. – 2017. – S. 46.
  17. Kundrjukova E. A. Istoricheskij aspekt regulirovanija zemel'nyh otnoshenij v Rossii //Chelovecheskij kapital kak faktor innovacionnogo razvitija obshhestva. – 2020. – S. 121-127.
  18. Pchelinceva A. S. Osobennosti razvitija kadastrovo-ocenochnyh rabot v Drevnem Rime //Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. – 2018. – S. 152.
  19. Uporov I. V. Vosstanovlenie chastnoj sobstvennosti na zemlju v zavershajushhij period Sovetskoj Rossii: pravovoj aspekt //Rossijskoe krest'janstvo i sel'skoe hozjajstvo v kontekste regional'noj istorii. – 2018. – S. 605-613.
  20. Jalbulganov A., Savenko G. Zemel'nye uchastki. Obrazovanie, mezhevanie i zemel'nye iski (vtoraja polovina XVIII-nachalo XXI v.). – Litres, 2019.