РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF STATE AUTHORITIES

Информационные технологии - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [1].

Современный этап развития общества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Развитие и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Использование информационных технологий имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности экономики и повышения эффективности работы органов государственного управления. Поэтому информатизация органов государственной власти сегодня является одной из приоритетных задач.

Информационно-управляющие системы бизнес-структур и государственных органов являются одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений информатизации. Подобные системы ориентируются, прежде всего, на решение задач реагирования, прогнозирования и предупреждения кризисных и других нештатных ситуаций. Однако на практике сфера применения таких систем гораздо шире и позволяет рассматривать их в качестве центров стратегического и оперативного управления. В последнее время проявляется тенденция создания информационно - управленческих систем, обеспечивающих процессы подготовки и принятия сложных решений. Эти системы функционируют как центры: мониторинга и принятия стратегических решений с отслеживанием в реальном масштабе времени большого количества показателей и параметров экономических, политических, социальных и других сложных объектов. Значительную долю занимают также обеспечивающие сервисы.

Многие юридические действия и операции, функции государства, работа с персональными данными граждан и иные операции производятся с использованием информационных технологий. Вместе с тем, правовое поле использования информационных технологий так на государственном уровне, так и гражданами не в полной мере регулировано. Практически каждый день создаются, открываются новые электронные сервисы, расширяются возможности действующих государственных информационных систем, которые находят практическое применение в обществе.

В течение всей истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. В настоящее время ситуация изменилась, человечество вступило в новый этап своего развития. Современное общество принято именовать информационным. Это - показатель значимости информации в нашу эпоху, ее новой роли и новых возможностей и соответственно показатель значимости информационных технологий.

Современный этап развития характеризуется массовым внедрением информационных технологий во все сферы деятельности человека, внедрение и совершенствование информационных технологий является одним из стратегических задач государства.

Основная цель использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой или обществом и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

Учитывая роль информационных технологий в развитии В Российской Федерации приняты ряд стратегических документов в области информационных технологий.

Основным стратегическим документов в сфере информационных технологий, определяющим отношения государства и общества является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная президентом в 2017 году. Стратегия в целях реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов. Является одним из основных документов, определяющих взаимодействие и развития государства и общества в области информационных технологий.

Документом определены основные принципы, закрепленные Конституцией Российской Федерации, такие как обеспечение прав граждан на доступ к информации, обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией, сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг, приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий, обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях, обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.

Целью стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний, данная цель затрагивает такие национальные интересы, как развитие человеческого потенциала, обеспечение безопасности граждан и государства, повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве, развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы, формирование цифровой экономики [2].

Документ определил направления взаимодействия государства и общества в области информационных технологий, при этом в нем заложены основы развития сферы, при этом учтены конституционные права граждан, определена грань взаимодействия между государством и обществом.

Следующим стратегическим документом является Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, принятая Правительством Российской Федерации в 2013 году. Стратегия разработана для формирования единого системного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий, которая позволит заложить основы дальнейшей деятельности государства в области комплексного развития отрасли, в том числе за счет взаимодействия ее участников.

Стратегией определены 13 направлений, которые практически полностью охватывают развитие отрасли информационных технологий, это развитие кадрового потенциала и образования отрасли информационных технологий, стимулирование работы высококвалифицированных специалистов отрасли информационных технологий в России, популяризация информационных технологий как сферы деятельности, улучшение институциональных условий развития отрасли информационных технологий, международное сотрудничество и поддержка экспорта, исследовательская деятельность в области информационных технологий, приоритетные направления исследований и разработок в области информационных технологий, поддержка развития малого бизнеса, стимулирование появления лидеров отрасли информационных технологий мирового масштаба, информатизация экономики и долгосрочный заказ на информационные технологии со стороны государства, обеспечение информационной безопасности, повышение грамотности населения в области информационных технологий, статистическое обеспечение и актуализация классификаторов отрасли информационных технологий [3].

Стратегическим программным документом, призванным повысить качество жизни и работы граждан, улучшить условия деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий является государственная программа Российской Федерации «Информационное общество», принятая Правительством Российской Федерации в 2014 году.

Программой предусмотрено:

-создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи данных, в том числе на основе отечественных разработок;

-развитие информационной среды и обеспечение равного доступа граждан к медиасреде;

-предупреждение угроз в информационном обществе, обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;

-обеспечение за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти, в том числе полномочий по предоставлению гражданам и организациям государственных (муниципальных) и иных социально значимых услуг (исполнению функций), а также повышение качества государственного управления и оперативности взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и организаций [4].

Данная программа реализуется в 3 этапа. 1 и 2 этапы реализованы в 2011 - 2018 годы, в настоящее время идет реализация 3 этапа (2019 - 2024 годы).

Немаловажным программным документом, призванным обеспечить развитие и информационных технологий является национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», целями которой являются:

-создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;

-создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;

-обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;

-обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;

-создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;

-внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей [5].

Немаловажно отметить то, что в национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2020 года, в число национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года включена «цифровая трансформация». Без развития информационных технологий цифровая трансформация практически не возможна.

К 2030 году Российская Федерация должна достигнуть «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; увеличить долю массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов; обеспечить рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 97 процентов; увеличить вложения в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года [6].

Указ Президента Российской Федерации 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который принят президентом страны в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека до 2024 года.

В рамках реализации указа принята национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», призванная обеспечить в 2024 году достижение следующих целей и целевых показателей:

-увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом;

-создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;

-использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями [7].

Достижение данных показателей возложено на Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Таким образом, анализ стратегических документов Российской Федерации, принятых в сфере информационных технологий, показывает роль информационных технологий в России. Принятые стратегические документы, определяют направления развития информационных технологий во взаимосвязи государства и общества. При этом в документах прослеживается придерживаются принципы разграничения закрепленные Конституцией Российской Федерации, такие как обеспечение прав граждан на доступ к информации, обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией, сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг, приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий, обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях, обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.

Принятые стратегические программные документы нацелены на реализацию постулатов, определенных стратегиями в области информационных технологий.

Данные документы показывают высокую роль информационных технологий не только в государственном управлении, но и реализации полномочий государства, органов государственной власти во взаимодействии с обществом в целом, нацелены на развитие государства, повышение потенциала государства на международной арене. Роль информационных технологий несомненно является одним из ключевых в государственном управлении.


 

Список литературы: 

  1. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"// Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 (ред. от 31.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  6. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 №О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года№ // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.