Проблемы формирования и развития правовой грамотности и правосознания школьной молодежи в РС(Я)

Социальные нормы современной России были утверждены и приняты еще в 1993 году, где согласно идеологической доктрине закреплено основное понятие, что Россия – демократическое, федеративное, правовое государство (ст.1 Конституции РФ). Для формирования правового гражданского общества, необходимо знать законодательство и вместе с тем уметь его применять в повседневной жизни, также осознавать последствия при его нарушении как для личности в частности, так и для общества в целом [1].

Основной первенства права в цивилизованном социуме является именно развитость правосознания и правовой активности граждан. Основополагающим методом предварительного пресечения противозаконной деятельности является именно воспитания правового сознания каждого гражданина. Определить ценность юридического образования в современном социуме, а также отследить пути развития правосознания и найти общие точки соприкосновения этих двух тезисов с правовой культурой очень важно на данном этапе развития системы образования. Процесс повышения правовой грамотности и правовой осведомленности молодежи школьного возраста и школьное обучение молодежи являются главными объектами исследования многих экспертов по данному вопросу. Значимость этого направления заключается в том, что в нем реализован значительный комплекс исследовательских мероприятий, позволивших получить новые знания о формировании и развитии правовой грамотности и правосознания школьной молодежи Республики Саха (Якутия). Главная цель правового образования – полное формирование правовой грамотности, а также определение четкой гражданской позиции студента и повышение его социальной активности. (2, с.66)

В настоящее время все нормы преподавания, подачи материала и определение методик полностью стабилизировались и стали документально закреплены в соответствующих инстанциях. В настоящее время разработаны региональные концепции правового просвещения студентов и населения в целом. Также были усовершенствованы программы юридического образования и профессиональной подготовки, которые были предназначены для повышения качества преподавания и повышения квалификации педагогов.

Основные идеи современной системы образования определены в Концепции структуры и содержания юридического образования в общеобразовательных учреждениях. В рамках единого учебно-методического комплекса подготовлены учебно-методические материалы для каждого этапа юридического образования. Они включают учебники и книги с методическим содержанием для учителя, практические задания, сборники юридических задач, хрестоматии, а также аудио- и видеоматериалы. Согласно проекту Российского фонда правовых реформ "Правовое образование в школе" предлагается целая серия книг, предназначенных для учителя юридического образования. С их помощью преподаватель может самостоятельно разработать полноценный курс юридического образования, основанный на аналитике своей аудитории, а именно: проблем, больше всего беспокоящих школьников и их родителей в этой сфере, менталитета региона. Успешная реализация данной концепции обусловлена тем, что основные цели и задачи правового воспитания современных студентов практически идентичны цели и задачам концепции. Система юридического образования позволяет студентам полностью осваивать все базовые понятия права. Его цель – освоить навыки правильного восприятия законов и их трактовки. Также студентам предоставляется возможность получить эмпирический опыт участия в законотворческом процессе, а также поучаствовать в создании проектов по внесению корректировок в действующее школьное право и законы, попробовать свои силы в роли правозащитника, проанализировать юридические тексты и дать им конструктивную критику, поучаствовать в дебатах и дискуссиях на тему актуальных проблем современного социума (4, с. 78)

Как показывает статистика, для среднестатистического несовершеннолетнего гражданина РФ характерно отрицание правовой культуры и низкий уровень знаний в этой сфере. В связи с этим, количество противозаконных поступков среди молодежи не становится меньше с течением времени. Причина возникновения данной проблемы очевидна – недостаток качественного юридического образования среди школьников и студентов. Именно в общеобразовательной школе ребенок получает первичные навыки общения и поведения в социуме, но ему не дают знаний об основах построения гражданского общества. Как правило, этому уделяется не более 45 минут на уроках обществознания, где предложенный выше материал излагается в максимально поверхностной форме. Согласно учебной программе, на занятия по обществознанию отводится только 34 часа в год, из-за этого учитель не успевает подробно объяснить юридические основы построения общества детям. Данное положение дел является очень странным, поскольку с первого дня обучения в общеобразовательной школе ребенок уже вступает в определенные правовые отношения. А как гражданин РФ, согласно Конституции РФ, ребенок приобретает "основные права и свободы" с рождения (пункт 2 статьи 17 Конституции РФ). Таким образом, вся последующая жизнь и даже подростковый возраст проходят в определенном правовом пространстве, системе, среде и регулируются определенными отраслями права или конкретными законами и правилами. К ним также относятся акты международных организаций, законодательство Российской Федерации и некоторые нормативные акты. По данной теме проводились соответствующие исследования, результаты которых были неутешительными. Превалирующая часть студентов была абсолютно не знакома с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами и их содержанием. Что не менее важно, эта же часть детей не имела представления об устройстве правовой системы современного государства. Как следствие, если молодежь не знает о своих правах, свободах и обязанностях, значит она не может ими грамотно пользоваться как субъект правоотношений современного общества. Многие подростки не понимают, как должен вести себя законопослушный гражданин. В их жизнях могут случаться ситуации, когда максимально правильным решением будет совершение поступка в рамках закона, но из-за недостатка знаний, им приходится полагаться на собственную интуицию, модели поведения ближайших родственников и советы абсолютно некомпетентных в данной сфере людей. В таком случае, первостепенной задачей государства является обеспечение школ компетентными учителями, которые станут авторитетом для детей и заложат в них правильные базы поведения и принятия решений в рамках гражданско-правового общества. Однако, реалии таковы, что такой опции нет почти во всех школах страны.

    Правовое просвещение молодежи оказывает положительное влияние на борьбу с преступниками и предотвращение противоправных действий, а значит, и на борьбу с юридическим нигилизмом. В юриспруденции "юридическим нигилизмом" называют форму деформации правосознания, отрицающую важность права. Что касается принятых в этой связи мер и решений, то курс "Основы советского государства и права" действует уже два десятилетия, и с 1993 года правительство Российской Федерации рекомендовало ввести курс "Права человека" в учебный процесс, а с 1994 года правительство санкционировало углубленное изучение права, экономики и других дисциплин в учебных заведениях. К сожалению, все эти попытки не системны, разрозненны, непоследовательны и импульсивны.

    В рамках борьбы с юридической неграмотностью реализуется ряд общественных проектов, а с 2019 года в школах и колледжах проходит Всероссийский общественный совет МВД России "Проверь все". Кроме того, в 2019 году был создан проект "Школа правозащитников" с участием экспертов Управления омбудсмена, который является платформой для дистанционного и игривого обучения ювенальному праву. В Москве Департамент образования в 2019 году создал проект "Субботники правовой грамотности", в рамках этого проекта для детей школьного возраста проводятся различные мероприятия (лекции, миссии и т.д.), способствующие повышению уровня правосознания. Несмотря на это, всех этих событий недостаточно, они рассчитаны на очень узкую аудиторию или о них никто не знает, и найти их не так-то просто, так как о них никто не пишет.

Правовое образование считается условием формирования индивидуальных навыков правильного позиционирования ребенка как гражданина в рамках отдельного субъекта и умения правильно функционировать с социуме. Педагог при организации дошкольного юридического образования должен знать, что в старших классах (10-11) предмет права может преподаваться по различным направлениям, это зависит от профиля конкретного учебного заведения, класса ученика и индивидуальной учебной программы ученика: Основы права, Права, права и экономики, Права и демократии, Личности, общества, права.

В рамках системы дошкольного образования постоянно ощущается потребность в правовом поведении, продвинутом уровне юридических знаний в различных отраслях права, в отдельных законах, в сферах сравнительной юриспруденции, в умении теоретически анализировать правовые ситуации, в умении осуществлять свои права в социальной и широкой правовой сферах.

Задачи образовательной школе разрешаются при наличии условий, необходимых для реализации этих задач: образовательной среды школы, что обеспечивает активное участие в освоении правил и норм, регулирующих правовые отношения в Учреждении образования, создание и деятельность общественных организаций, различных социальных проектах и учебных курсов, которые расширяют и углубляют осознание и понимание права как социального Института важно, принципов и явление культуры, основные отрасли права, особенности регулирования различных форм общественных отношений в политике и экономике.

Право довольно сложное, но со всей необходимой наукой. Наличие юридической компетенции не только полезно, но и важно для решения многих проблем. Невозможно самостоятельно собрать пакет документов, обратиться в суд, зарегистрировать компанию, наследовать, составить договор и предпринять другие юридические действия без специальных юридических знаний.

Основной принцип, которым должны руководствоваться учителя при преподавании дошкольного правового образования – отказ от перегрузки учеников и распределения права по отраслям. Важно дать детям фундаментальный базис в легкоусвояемой форме об устройстве гражданского общества, нормах поведения в социуме и о важности дальнейшего юридического образования. Педагогу следует пробудить интерес среди своих учеников, а также подтолкнуть его к самостоятельному выводу о важности юридического образования. Грамотный педагог должен излагать материал, с опорой на актуальность темы для возраста целевой аудитории. Ключевые рычаги – жизненный опыт, близкие проблемы, легкость подачи. Из-за недостатка эмпирического опыта в преподавании основ юриспруденции дошкольникам, правильным решением будет постепенная и коллективная модернизация учебной программы.

Чтобы сохранить интерес студента к юриспруденции, необходимо использовать различные виды групповой работы, командной работы и индивидуального подхода; также важны игры и бизнес-симуляции правовой ситуации, воображаемой, ролевые и другие игры, о правовых отношениях между людьми, а также качество работы с Источниками юридических Наук, творческих проектов, коллективных договоров, мозговой штурм и многие другие интересные подходы, которые позволяют мотивация серьезной и активирует на дальнейшее развитие правового сознания учащихся.

Организация предварительного специализированного юридического обучения состоит из отдельных вопросов. Этот процесс может осуществляться преподавателем самостоятельно, с учетом уровня подготовки учащихся и наличия специализированной подготовки в общеобразовательной школе. Также необходимо учитывать особенности работы отдельного учебного заведения, его традиции и ценности, уровень профессионального и педагогического мастерства педагогов, коллектив учебно-методической литературы.

В школьной программе нет единой концепции юридического образования и обучения, но существует несколько научных теорий. Некоторые считают, что правовое воспитание и воспитание должны проходить по курсу "Советское государство и право", предлагая внедрить подготовку высококвалифицированных педагогических кадров в рамках психологических и педагогических дисциплин. Кроме того, по мнению остальных экспертов, основной дисциплиной должен стать курс"Права и свободы граждан". Но, исходя из их оптимистических ожиданий, каждому из этих мнений есть место в реализации школьных программ, отметим, что это не освобождает их от ошибок, и они не свободны от односторонности. Правовое образование и образование школьной молодежи не должны ограничиваться изучением их прав и свобод. Существуют "Основы советского государства и права", которые нуждаются в тщательной обработке в связи с определенными временными, политическими, экономическими и социальными изменениями, происходящими в государстве.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу поделиться своей точкой зрения на эту концепцию правового воспитания и воспитания школьной молодежи в общеобразовательной школе. На мой взгляд, эта концепция не отражает всю систему ценностей, которая должна быть отражена в ней. Образование и подготовка в области права должны быть введены в рамках курса "право", который формирует первоначальное гражданство и законопослушное правосознание у школьной молодежи. Задачи курса-помочь студенту адаптироваться Moderna к современным условиям действительности, воспитать законопослушного гражданина своей страны, в самореализации студента в жизни, в предотвращении мелких правонарушений, научиться прогнозировать правовые последствия.

Обучение и образование должны быть непрерывными и осуществляться в течение всего школьного периода. Каждый год процесс обучения должен соответствовать уровню юридических знаний, необходимых студентам в это время их возрастного развития. Теоретический и прикладной характер обучения несет в себе множество теоретических знаний, и ученик приобретает навыки для их реализации в жизни.

Учителя и преподаватели, занимающиеся преподаванием права в школах, должны быть учителями права и преподавателями с юридическим образованием, прошедшими подготовку на уровне высшего образования. На самом деле, на самом деле, в школах есть учителя, которые просто не имеют базового педагогического образования. Что уж говорить о высшем праве. Но в идеале подготовка будущих учителей должна осуществляться в рамках основного юридического факультета по направлению "юридическая педагогика". Все это связано с отсутствием достаточного количества профессоров права и профессоров права и подготовкой квалифицированных преподавателей, методикой преподавания права в школах и педагогических вузах, слабым правовым регулированием.

Факультет педагогики и права может стать ведущей организацией по образованию и правовому воспитанию студентов, а также создать соответствующие образовательные программы в информационной системе педагогических работников. Образовательный процесс правового воспитания и воспитания учащейся молодежи должен быть адаптирован ко всем уровням школьного образования: начальному общему образованию, основному общему образованию, среднему общему образованию.

Эта тема помогает достичь целей, поставленных в курсе, но обучение по этой программе не должно полностью совпадать с обучением в юридической школе, а должно соответствовать соответствующему уровню учащихся.

Различные виды обучения в учебных заведениях включают лекции, семинары, практические занятия, диспуты, экскурсии с правоохранительными органами, деловые игры и дебаты по актуальным темам.

При межведомственном контроле в области обучения и воспитания прав учащихся вопросы сдачи экзамена рассматриваются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и "основами государственного права". Эти юридические предметы должны занимать особое место в учебных программах. Поскольку система юридического образования и воспитания подрастающего поколения требует статуса государственной программы со всеми политическими, экономическими, социальными и правовыми последствиями.

Единая или модифицированная концепция должна быть разработана во всех переводах (за исключением юридических колледжей).

В настоящее время проблемы правосознания и правовой грамотности особенно актуальны для общества нашей страны, что касается всех категорий граждан, а не только молодежи. В частности, не во всех учебных заведениях преподаются такие предметы, как "Юриспруденция" и "Основы права", все зависит от того, какую программу выбирает и разрабатывает школа или конкретный завуч. Если дипломированный юрист решит связать свою жизнь с преподаванием, то у него просто не будет соответствующих навыков для изложения и подачи учебного материала, что будет довольно рискованно и крайне непрофессионально. Учебные материалы юридического характера часто включаются в "Гражданское право" и "Обществознание", которые преподаются учителями истории в школе. В специализированных школах и классах естественнонаучной или физико-математической направленности эта проблема в первую очередь подпадает под аббревиатуру.

Старшеклассники, прошедшие высококачественную подготовку, безусловно, могут оказать важную помощь в правовом просвещении учащихся младших, средних и даже старших (непрофильных) классов, а также населения. Хотя слишком ранняя специализация и профориентация могут не совпадать с талантами и желаниями детей. Организация учебного процесса также может сопровождаться сокращением часов и изъятием из общеобразовательной программы ряда дисциплин, с материалами которых у студента даже нет возможности ознакомиться.

В учебных заведениях статус "Прав" может быть нарушен в пользу специализированных предметов. Но за счет включения соответствующих дисциплин и их проблем в другие гуманитарные науки и добавления специальных курсов в правовой сфере был решен вопрос о полном исключении из программы. В таких случаях обучение юридическим дисциплинам ложится на плечи учителей-предметников, не имеющих специальной квалифицированной подготовки в этой области. Но экономически и организационно это не несет никаких потерь и проблем с персоналом.

"Юриспруденция" всегда входила в число обязательных дисциплин блока ГСЭ ("Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины") второго поколения Государственных образовательных стандартов высшего образования. И обязательная необходимость такого предмета в университетах никогда не подвергалась сомнению, поэтому он всегда присутствовал в учебных планах. Но после введения ФГОС по специальности эти предметы вообще стремятся изъять из всего блока дисциплин ГСЭ, за исключением иностранного языка. Таким образом, полностью лишают высшее образование курса "Юриспруденция". При переходе на двухуровневую систему высшего образования большой проблемой является максимальное сокращение дисциплин гуманитарного блока, неоправданное увеличение иностранного языка и экономических дисциплин, сохраняются только такие предметы, как "История" и "Философия", а "Юриспруденция" нигде не упоминается.

    Что касается юридического образования, то здесь ситуация аналогичная. Большинство юристов не против двухуровневой образовательной подготовки, но они хотели бы сохранить в полном объеме специальную и предметную составляющие юридического и юридического образования и вполне спокойно могут отказаться от других направлений современной юридической подготовки специалистов. Очень трудно представить себе профессионального юриста, у которого проблемы с коммуникативными навыками, у которого нет грамотной, логичной, специализированной речи, у которого проблемы с культурным развитием и крайне недостаточно широкий кругозор. Наиболее актуальной проблемой в современном обществе, в сфере высшего юридического образования является проблема подготовки компетентных профессорско-преподавательских кадров. Но, к сожалению, в нынешней существующей практике вопросу высшего юридического образования уделяется недостаточно внимания. Студент юридического факультета получает элементарные педагогические навыки только по программе магистратуры и только в качестве стажера на педагогической практике. В федеральных стандартах образования второго поколения не упоминается курс "Педагогика", а "Юридическая психология" входит в число предметных дисциплин без курса базовой основы "Общая психология". В результате "юрист" - сертифицированный специалист с квалификацией, решивший начать преподавать, не будет иметь никакой соответствующей подготовки для этой работы. Педагогическая практика также не предусмотрена по окончании программы бакалавриата. Новоиспеченные преподаватели права, приходя на работу в класс, чувствуют себя, мягко говоря, неловко. “Новую профессию" придется осваивать методом проб и ошибок непосредственно в процессе обучения и преподавания. Мало кому удается сделать это с самого начала, многие не выдерживают и прекращают на этом свою преподавательскую деятельность. И они отказываются проводить такие курсы общего назначения, как "Юриспруденция" и "Юриспруденция", или проводят их с большим трудом. Ведь учитель должен в первую очередь знать методику преподавания и уметь создавать необходимый учебный материал. В современных реалиях и переходе на двухуровневую систему образования, что вызвано сокращением аудиторной работы и тем самым увеличением самостоятельной работы учащихся, соответственно, потребность в дидактических и электронных материалах и разработках становится очень актуальной.

    Юридическое образование - это сложный и длительный процесс, оказывающий всестороннее влияние на общественную жизнь. Средства правового просвещения: пропаганда прав среди населения и студентов, развитие правового сознания граждан, укрепление практической законности, наличие стабильной юридической науки, совершенствование системы нормативных правовых актов.

  Необходимым условием сознательного формирования правового сознания гражданином является правовое воспитание, которое заключается в выполнении гражданином своего долга перед обществом, преодолении консервативных взглядов, асоциального поведения граждан, предотвращении случаев произвола и насилия в отношении личности. Укрепление верховенства закона и правопорядка обусловлено правовыми представлениями граждан, без этого невозможно построить правовое гражданское общество и правовое государство. В современном мире существует множество проблем в формировании правовой культуры. Основная причина кроется в правовой безграмотности населения, в сложном и постоянно меняющемся процессе законотворчества, противоречии нормативных правовых актов реальной жизни, что порождает правовой нигилизм и полное отрицание моральных принципов. Для решения этих проблем необходима целенаправленная политика государства по повышению уровня правосознания общества посредством процессов правоотношений и законодательного процесса.

     Каждый современный студент, несмотря ни на что, должен иметь представление об основном законе нашей страны - Конституции Российской Федерации, о системе государственной власти Российской Федерации, о системе конституционных прав и свобод в Российской Федерации, об институте гражданства в Российской Федерации, а также о понятии избирательного права и его процессе. Человек, живущий в правовом государстве, должен знать структуру и значение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также то, как они функционируют и взаимодействуют друг с другом. Ну а самое необходимое для старшеклассника в этом вопросе - уметь работать со специальной справочной литературой и с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Старшеклассники должны знать все это, потому что именно они должны будут строить правовое государство в будущем. Знания, навыки и навыки в отношении этих прав могут служить основой для принятия правильных решений в различных ситуациях.

Области права, такие как труд и налоги, будут полезны для любого студента в будущем. Они влияют на повседневную жизнь, с которой студенту придется столкнуться после тренировки или даже во время тренировки. Любая работа в будущем должна соответствовать Трудовому кодексу, а если ее не выполнять, человек должен уметь отстаивать свои права, но это, к сожалению, редко.

Знание основ административного и уголовного права среди детей школьного возраста могло бы способствовать сокращению преступности среди молодежи и оказать еще одно позитивное воздействие на общество.

Также, например, закон о защите прав потребителей является одним из тех законов, знание которых может быть полезно для нас почти ежедневно. Очень часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что наши права как покупателей нарушаются, именно в таких ситуациях этот закон может нам помочь. Умение отстаивать свои права, писать иск, подавать иск-все это требует определенных знаний и навыков в области права.

Знание вышеуказанных компонентов права и умение применять их на практике позволит нам сказать, что студент обладает достаточным уровнем юридических знаний.

Все это подчеркивает важность того, чтобы дисциплина способствовала повышению правовой грамотности, которая была бы ориентирована не только на теоретические знания, но и на практику.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) М.: Проспект, 2003 - 192 с.
  2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: РЮИД, «Сашко», 2000 - 432 с.
  3. Алексеев С.С. Теория права. - М., 2003 - 312 с
  4. Васильев В.А. Юридическая психология - СП б.: Питер Ком, 2001 - 458 с.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1996. - 544 с.
  6. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993 - 400 с.
  7. Ильясов И.И. Обучение студентов деятельности учения // Формирование учебной деятельности студентов. - М., 1989. - С. 35 - 68.
  8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства, М., Издательство Норма - Инфра ⋅ М.: 1999 - 400 с.
  9. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. - М., 1985. - 112 с.
  10. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? - М.: Просвещение, 1988.
  11. Общая теория права и государства / под редакцией В. В. Лазарева. М.: Юрист, 2003 - 360 с.
  12. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: Изд. группа ИФРА-М - НОРМА, 1998 - 600 с..
  13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: «Дабахов, Ткачёв, Димов», 1999 - 288 с.
  14. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. - М, 1982. - 223 с.
  15. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). - М.: «Издательство ПРИОР», 2004 - 280 с.