К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЖАРНОГО РИСКА В ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ

В настоящее время для оценки обеспечения пожарной безопасности общественных зданий нормативно закреплён подход на основе расчёта индивидуального пожарного риска и его последующего сравнения с допустимым значением. Для уменьшения пожарной опасности общественных зданий разрабатываются определённые мероприятия, однако не для всех мероприятий отмечается количественное влияние на величину индивидуального пожарного риска. [1]

Для количественного учета влияния противопожарных мероприятий на величину индивидуального пожарного рисканеобходимо проанализировать методику его расчета, выявить факторы, от которых зависит его величина. [2]

На величину идивидуального пожарного риска в ощественном здании оказывают влияние три фактора:

1) вероятность q присутствия человека на объекте;

2) вероятность Qп возникновения пожара в здании;

3) условная вероятность Qпор поражения человека при пожаре.

Указанные факторы определяют три направления мероприятий по снижению величины индивидуального пожарного риска. [2]

Первое направление (уменьшение вероятности q присутствия людей на объекте) хотя и может уменьшить величину риска, но для общественных зданий не является экономически обоснованным. Ограничить вероятность присутствия людей в общественных зданиях, а особенно в торговых и зрелищных, не возможно. [2]

Второе направление (уменьшение вероятности Qп возникновения пожара), также не может считаться приоритетным для общественных зданий. Действительно, минимизация вероятности пожара, то есть предотвращение достигается, во-первых, мероприятиями режимного характера, во-вторых, мероприятниями, связанными с повышением безопасности электроустановок, в-третьих, мероприятиями, связанными с уменьшением количества горючих материалов в здании [2]

Третьему направлению (уменьшению условной вероятности Qпор поражения человека при пожаре) посвящено основное количество нормативных требований. Основные мероприятия, позволяющие минимизировать условную вероятность поражения человека, можно определить с помощью структурной схемы (рис. 1) [2]

Как видно из схемы, поражение человека при пожаре произойдет, если одновременно возникнут три события:

1) человек не сможет эвакуироваться из горящего здания,

2) не сработает автоматическая система пожаротушения,

3) человека не спасет противопожарная служба.

Согласно приведенной структурной схеме условную вероятность поражения человека при пожаре можно определить по формуле [2.п.28]:

 

Qпор = (1 - Pэ) · (1 – Rап) · (1 – Pпс),                               (1)

 

где Рэ – вероятность эвакуации людей; Rап – вероятность срабатывания автоматической системы пожаротушения; РПС – вероятность спасения людей силами противопожарной службы.

В соответствии со статьей 5 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности [3] следует, что каждое здание в обязательном порядке должно быть оборудовано такой системой обеспечения пожарной безопасности, которая исключает превышение допустимого пожарного риска. То есть пожарная безопасность людей в здании должна быть обеспечена без учета работы противопожарной службы. Поэтому в формуле (1) величину РПС можно принимать равной нулю.

 

 

 

Рис. 1. Структурная схема возникновения «поражения человека при пожаре»


Снижение вероятности негативного воздействия опасных фактров пожара на человека достигается с помощью следующих способов:

1) применение дополнительных объемно – планировочных решений и средств, обеспечивающих лграничение распространения пожара;

2) устройство дополнительных эвакуационных путей, отвечающих требованиям безопасности эвакуации людей при пожаре;

3) ограничение количества людей в здании до значений, обеспечивающих безопасность их эвакуации из здания;

4) устройство систем оповещения и управления эвакуацией людей повышенного типа;

5) применение систем противодымной защиты от воздействия опасных факторов пожара [3. ст.52].

Наиболее эффективными (для общественных зданий) среди перечисленных решений можно считать следующие решения: устройство противопожарных дверей в пожароопасных помещениях; устройство систем противодымной защиты; оборудование системами автоматического пожаротушения, которые способны своевременно реагировать на возникновение загорания, ликвидировать его на ранней стадии, что является залогом минимизации ущерба от пожара.

Если система пожаротушения спроектирована верно, то есть гарантированно ликвидирует возникший пожар, то ее применение влияет на величину условной вероятности поражения человека достаточно явно: наблюдается прямая пропорциональность, а значит, прямая пропорциональность будет наблюдаться между надежностью системы и величиной индивидуального пожарного риска.

Менее эффективным решением является устройство систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей повышенного типа, что доказывает нам трагический пример в г. Кемерово ТЦ «Зимняя вишня», когда система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей не сработала. Данный факт подтверждается словами охранника ТЦ, сказанными на допросе.

Выдержки из газеты Кемерово: Охранник ТЦ «Зимняя вишня» Сергей Антюшин, который является одним из задержанных по делу о пожаре, пообщался с журналистами в зале суда. Мужчина поведал новые подробности о состоянии системы пожарной безопасности торгового центра [4].

Были проблемы с сигнализацией. Оповещение — это для меня сигнал проходит. Все увидели этот сигнал, но оповещения не было, потому что система неисправна, я считаю [4]. 

— Причина трагедии в том, что неисправна система оповещения была. Не знаю, кто отвечает за систему оповещения. В мои обязанности в случае ЧП входил звонок в 112 и начало эвакуации. Руководство в курсе было, что система неисправна. Действия не предпринимались. Мы указывали всё это в рапорте. Впервые такая неисправность возникла очень давно. Я работал больше трёх лет, по-моему, это было всегда. Постоянно что-то было, — сказал Антюшин [4].

  1. PS. Слова Сергея Антюшина, охранника ТЦ «Зимняя вишня, сказанные в интерьвю Газете 42 по поводу причин возникновения пожара, не являются экспертными.

Таким образом, наиболее эффективными мероприятиями по упралению величиной индивидуального пожарного риска в общественных зданиях можно считать, прежде всего, технические решения, которыми непосредственно оборудованно здание:

1) системы водяного автоматического пожаротушения,

2) обеспечение нормируемых пределов огнестойкости и пониженной пожарной опасности облицовочных материалов помещения вероятного очага пожара, например, устройство противопожарных дверей,

3) системы противодымной защиты.

Отметим, что на указанных решениях базируется противопожарная защита общественных зданий в экономически развитых странах, и их применение связано со значительными финансовыми затратами, что в большинстве случаев оказывается неприемлемым для Российских организаций.

 

Список использованных источников

  1. Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. – Утв. приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382.
  2. Приказ МЧС РФ от 10.07.2009 № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»
  3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Заголовок: ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ. – Принят Государственной Думой 4.07.2008; Одобрен Советом Федерации 11.07.2008.
  4. Газета 42 [Электронный ресурс] https://gazeta.a42.ru/lenta/news/25097-ohrannik-tc-zimnyaya-vishnya-po-moemu-sistema-opovesheniya-b