ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

FOLKLORE DANCE AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения всегда была высока. Независимо от характеристик того или иного периода всегда важными оставались вопросы, связанные с системой ориентиров воспитания, проблемой формирования определенной модели личности. «Проблема ценностей и ценностных ориентаций является одной из вечных проблем в истории человечества … особую актуальность и общественную значимость приобретают вопросы воспитания и обучения будущих поколений» [1, С. 59].

        Народная хореография имеет большое влияние на всестороннее развитие гармонически развитой личности. От младшего школьного возраста, а также в дошкольный период ребенок должен привлекаться к различным видам искусства, особенно хореографического, которое имеет мощный потенциал для полного раскрытия личности. В народных танцах отражены трудовые взаимоотношения среди людей, семейнобытовые отношения, нашли свое проявление патриотические чувства народа. Исследователь И. Дружинин, говоря о прекрасном, отмечал: "Тот, кто имеет в руках цветы, ничего плохого совершить не может..." Ученый этими словами хотел указать на важность добрых дел в жизни человека, раскрыть красоту привлечения личности к миру искусства [1]. Ребенок, который занимается танцами, особенно народными, вырастает чувствительным к прекрасному, понимает преимущество добра над злом.

        Каждый народный танец, источником которого является народное творчество, прошел сложный путь развития и приобрел чрезвычайно богатую палитру средств выразительности. Одним из важных элементов в процессе изучение детьми народного танца является целенаправленное, систематическое, планомерное управление балетмейстером детским хореографическим коллективом. Обновление всех сфер деятельности общества порождает потребность в переоценке мировоззренческих ориентаций, поиска новых форм и методов учебно-воспитательной работы с детьми. В определенной степени наблюдается повышенное внимание к проблеме формирования личности, развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста. Особая роль в этом процессе принадлежит народной хореографии, которая должна способствовать у подрастающего поколения развитию эстетического вкуса, чувства прекрасного и т.п. Это обуславливает актуальность нашего исследования. Изучение народного танца в детских хореографических коллективах является весьма важным аспектом целостного развития танцевального искусства.

         Анализируя основные источники и литературу, следует отметить, что изучением вопросов формирования детского хореографического коллектива, личности руководителей танцевальных кружков, истории развития современного хореографического искусства, педагогических поисков в области хореографического образования занимались такие ученые: Л. Роговик, Н. Гурец, Н. Кирилюк, А. Реброва, А. Мартыненко, Ю. Гончаренко, А. Жиров, Л. Андрощук, Т. Сердюк, Т. Луговенко, П. Фриз и др.

        Анализ, систематизация и обобщения современной научно-педагогической и культурно-художественной литературы свидетельствует, что в педагогике отсутствует комплексное исследование особенностей педагогического потенциала народного хореографического искусства как средства целостного развития детей младшего школьного возраста.

        Целью нашей статьи является анализ психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста, характеристика влияния народного танцевального искусства на развитие их психомоторных способностей и исследование основных тенденций творческого развития личности.

         Научная новизна статьи заключается в том, что в ней определяются особенности педагогического потенциала народного хореографического искусства как средства целостного развития детей младшего школьного возраста в современных условиях.

        Известный якутский хореограф А. Афанасьев подчеркивал, что хореографы должны, взяв народное зерно, распространять и развивать народный танец, создавать на его базе новую, советскую хореографическую классику и в таком усовершенствованном виде возвращать его народу. "Можно с уверенностью сказать, - говорил он, - что отдельные танцы, переходя из одной местности в другую, обогащаются новыми вариантами и манерой исполнения без какого-либо вмешательства чужих, несвойственных им элементов акробатики, трюкачества, чечетки и тому подобное. Даже когда возьмем танцы лишь нескольких областей, то увидим много характерных особенностей и стилевых различий. В процессе развития того или иного танца, исполнители иногда засоряют его подлинную народную основу различными несвойственными ей элементами. Уметь определить эту основу, очистить танец от разных примесей - одна из важнейших задач руководителей танцевальных кружков" [2].

         На наш взгляд, стоит согласиться с мнением А. Афанасьева. Только сделав указанное, можно по-настоящему создавать что-то новое, в контексте развития народного танца. Народный танец требует от руководителя глубокого понимания, внимательного, уважительного отношения к каждой его фигуре, к чистоте рисунка, а также упорного труда, направленного на решение проблемы дальнейшего развития и обогащения. Осуществить такие серьезные задачи, по мнению Г. Березовой, может тот хореограф, который систематически работает над повышением своего общекультурного уровня, сочетает в себе черты постановщика и педагога, умеет метко выбирать народный танец, развивать его технически, усложнять, чтобы он лучше воспринимался и был оценен требовательным зрителем [2].

         Для того, чтобы лучше понять влияние народной хореографии на личность, сделаем небольшую психологическую характеристику ребенка младшего школьного возраста. Этот возрастной период называют вершиной детства. Школьники уже проявляют детскую непосредственность в поведении, у них постепенно появляется другая логика мышления. Обучение в этот период является важнейшей деятельностью. В школе ребенок начальных классов приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются его интересы, ценности, весь уклад жизни [3-5]. Психолог Л. Божович отмечала: "Ребенок 7-8 лет находится словно на рубеже двух возрастных категорий: он еще в плену детских игр и вместе с этим входит в школьную жизнь, что накладывает на него новые обязанности..." [3].

          Танец очень необходим детям для нормального развития организма, четкого руководства движениями, он является средством оздоровления, укрепления школьников. В сочетании с музыкой танец развивает психомоторные способности детей: чувство ритма, такта, времени. Дети, у которых развиты разнообразные мышечные движения, становятся ловкими, выносливыми, настойчивыми. Они более способны к гармоничному развитию. Благодаря поиску вариантов движения танца, способов его выполнения совершенствуются мышление, память, воображение, воля. В ходе воспроизведения движения, через активизацию психомоторных процессов идет построение образа и отражение его в сознании ребенка.

         Движение поддерживает ритм, пространственно-временную структуру, рисунок танца. В танце, как и в игре, эти параметры постоянно меняются, от чего ребенок получает удовольствие, наслаждение, возбуждение, проявляет свою индивидуальность. Ребенок младшего школьного возраста - деятельная личность. Психомоторика ребенка - личная ценность, которая является психологическим эквивалентом сознания. Благодаря развитию психомоторных способностей, через динамику танца, происходит созидание красоты в гармонии. Эта красота выражается в поведении ребенка, в его способе общения. Обучая ребенка танцевать, руководитель должен развивать его психомоторные способности, опираясь на чувственно-эмоциональную сторону деятельности, ее душевное состояние [4].

         Движение танца базируется на слуховом восприятии музыкального ритма, вбирая его в себя, ребенок приводит в деятельное состояние все стороны своего существа. От него ожидается не только восприятие, а и особая сообразительность, которая становится основой развития глубокого мышления. В танце ярко проявляют себя разнообразные механизмы психической регуляции:

- восприятие и оценка заданного ритма и темпа;

- дозирование мышечных усилий;

 - умение интуитивно воспринимать расстояние, пространство, время;

- выделение деталей движений;

- развитие зрительной памяти;

- внимательность;

 - умение выбирать рациональный способ движения, согласно созданного образа;

 - ловкость движений рук, ног, туловища;

- ощущение равновесия;

 - владение мимикой и жестами [4].

         Ритм - это естественное движение жизни. Сердцебиение, дыхание, работа внутренних органов, как правило, проходят ритмично. Ритмичные движения плавно переходят один в другой. Они происходят не за счет воли, интеллекта, а всегда естественно. Ритмичность помогает нервной релаксации. Напевая или наигрывая мелодию, хореографы рекомендуют делать некоторые подготовительные танцевальные движения, которые помогают ребенку привыкнуть к ритму. При этом следует внимательно наблюдать за детьми, когда начинает играть музыка [4].

      Прежде чем ребенок начнет танцевать, педагог должен научить его правильно ходить. Некрасивая походка бывает по таким причинам:

 - напряжение в коленях;

 - недостаточная мышечная сила;

- плохая координация рук и ног;

 - неправильная постановка стоп ног;

- плохое равновесие;

 - согнутая спина [4].

       В процессе исследования для нас встает довольно интересный вопрос особенностей творческого развития личности. Якутский хореограф Афанасий Афанасьев подробно характеризует педагогические условия развития творческой активности младших школьников в процессе кружковой работы. По ее мнению, в этом возрасте у детей происходит изменение всего уклада жизни. Ведущей деятельностью становится учение, которое постепенно вытесняет игру дошкольника, хотя она продолжает занимать значительное место в жизни ребенка, не теряет для него привлекательности. Учебно-познавательная деятельность поднимает ученика на новую ступень развития личности: развивает мышление, умение самостоятельно добывать знания и развивать творческие способности. Ребенок учится управлять своим вниманием, развивает волю, память, воображение. На этом общем "психологическом фоне" происходит развитие творческой активности учащихся младшего школьного возраста [5].

      А. Афанасьев, отмечает, что творческая активность у младших школьников не существует как нечто статичное, она постоянно меняется с развитием ребенка. В этот период особенно интенсивно формируются практические умения и навыки, которые ребенок приобретает во время учебной или внеурочной деятельности. Младшие школьники стремятся к тому, чтобы их работу заметили, оценили, похвалили. Они хотят подражать старшим, быть послушными, выполнять задания, не отклоняясь от образца. Особенностью психики детей этого возраста является то, что они в силу своей импульсивности часто капризничают, вступают в конфликты с окружающими, быстро устают, много переживают. Этот фактор отражается на проявлении ими творческой активности в различных видах деятельности, в частности, танцевальной [5].

       Таким образом, в процессе изучения народной хореографии руководитель должен относиться к младшим школьникам по-особому, бережно и нежно, учитывая все их психологические особенности. Конечно, эти ученики нуждаются в поддержке и поощрении со стороны родителей, учителей и людей, которые их окружают. Народное хореографическое искусство всегда имело мощный педагогический потенциал, и было средством целостного развития младшего школьника. Поэтому чрезвычайно необходимо с раннего возраста привлекать детей к изучению основ народной хореографии, формировать у них интерес к культуре и быту родного народа, развивать физические и творческие способности.

 

Литература

  1. Булатова Н.Д. Традиции ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю.А. Стрельцова // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. – 2014. – № 4 (15). – С. 58–63.
  2. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / [общая ред. и послесл. М. Левина]. – Москва: Искусство, 1964. – 368 с.
  3. Ерошенко Т.И. Перспективы взаимодействия социологии и образования // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. – 2014. – № 4 (15). – С. 21–24.
  4. Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка : метод. пособие / Н.И. Заикин // Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. – М. : Петит, 1991. – 134 с.
  5. Калыгина А.А. Педагогический потенциал русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения // Вестник МГУКИ. – 2016. – №2 (70). – С. 178-179.