ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

PERSONAL ANXIETY OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF TEMPERAMENT

На сегодняшний день тревожность зачастую является сопутствующим явлением в жизни каждого студента, особенно перед сдачей сессии или во время подготовки к семинарским занятиям и другим важнейшим выступлениям, требующих мобилизации всех умственных ресурсов молодого организма. Проблема тревожности занимает особое место в современной науке. Ей посвящено значительное количество исследований не только в психологии, но и в медицине, философии, социологии, физиологии [3].

В психологии тревожность понимается как способность человека испытывать состояние страха, дискомфорта, связанное с возникновением переживаний в различных ситуациях,  зачастую даже самых незначительных. Признаками тревожности, к примеру, могут являться сухость во рту, учащенное дыхание, потоотделение, покраснение или бледность кожных покровов [5]. Причины возникновения тревожности совершенно разные. Зачастую решающую роль здесь играет сочетание врожденных особенностей функционирования нервной системы человека с воздействием социальных и психологических факторов: наследственность, особенности (слабость) нервной системы, неправильное воспитание, неблагополучная семейная обстановка, окружающая человека в детстве, отрицательный жизненный опыт, многочисленные стрессы [4]. В дошкольном и младшем школьном возрасте главной причиной тревожности психологи считают нарушения детско-родительских отношений, а в более взрослом возрасте, включая студенческий, – внутренние конфликты, преимущественно самооценочного характера. Психологи выделяют устойчивую тревожность, которая может быть частной, связанной с определенными событиями (например, экзаменационная сессия, межличностные конфликты) или общей, свободно меняющая объекты тревожности в зависимости от изменения их значимости для человека; адекватную тревожность, отражающую неблагополучие человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы; тревожность неадекватную, или собственно тревожность, возникающую даже в благополучных для человека обстоятельствах [1].

В свою очередь, о темпераменте мы слышим, как правило, с раннего детства.  На сегодняшний день учёные выделяют  четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. По определению  А.В. Батаршего темперамент – это  «индивидуальные свойства психики, способные определять динамику психической  деятельности, степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия и особенности человеческого поведения» [2, c. 5].

Взаимосвязь между тревожностью и темпераментом обуславливается их биологической основой. Особенностью эмоциональной сферы считается именно сфера проявления темперамента. По мнению большинства учёных, повышенная тревожность в большей степени свойственна меланхоликам как слабому  неуравновешенному типу. В более открытом виде эта концепция описана в трудах Д.Н.Узнадзе. Он дает характеристику эмоциональной сферы каждого типа темперамента и приводит типы темперамента в соответствие с классификацией эмоций [6].

Тревожность характеризуется видовыми особенностями. В данной работе речь пойдет о личностной тревожности определенной социальной группы, а именно  студентов. Цель нашего исследования: проанализировать личностную тревожность студентов в зависимости от преобладающего типа темперамента. Анализ научной литературы показал, что личностная тревожность оказывает значительное влияние на успеваемость студентов и их самочувствие. А.В.Савинова и Е.В.Павлова  характеризуют тревожность как определенную черту личности, так и ситуативное её проявление, которое может возникнуть в ответ на действие стрессогенных факторов. Они отметили, что для студентов  характерен в том числе и высокий уровень личностной тревожности.
В результате исследования авторы выявили, что для большинства студентов
(60 %) характерен высокий уровень личностной тревожности. Средний уровень был выявлен только у 30 % респондентов. Низкий – лишь у 10% [4]. Современная наука считает, что преобладание высокого уровня тревожности может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Последние, в свою очередь, делятся на внешние и внутренние.  Внешние социальные факторы напрямую связаны с окружением человека, внутренние – с конфликтом внутри самой личности. Психологическая травма, полученная человеком еще в детстве,  также может сильно повлиять на приобретение высокого уровня тревожности.

М.С. Югова рассматривает тревожность как о особое  психическое  состояние  организма  человека,  оказывающее  сильное  влияние    на  учебную  деятельность  студентов,  вызывающая у  них  застенчивость, неуверенность  в  себе,  и  проявляющаяся,  как  правило,  в  форме  социальной  и личностной тревожности. Автор считает, что тревожность  способна оказывать  значительное  влияние  на  успеваемость  обучающихся, утверждает, что существует тесная взаимосвязь между личностной тревожностью  студентов и  их  учебной  успеваемостью.  Студент с высоким уровнем личностной тревожности часто переживает, беспокоится, даже уклоняется от учебной деятельности. У студентов с низкими показателями успеваемости в учебном процессе показатели личностной тревожности находятся на среднем уровне. У студентов,  имеющих  более  высокие  показатели  учебной  успеваемости,  была  выявлена  тенденция  варьирования  показателей  низкой  и  умеренной  личностной  тревожности . По мнению автора, оптимальный  уровень  тревожности  может способствовать  успешному  протеканию  учебного  процесса [7]. 

 С целью выявления взаимосвязи личностной тревожности студентов и преобладающими типами темперамента нами  было проведено два исследования. Первое - исследование личностной тревожности студентов 3 курса ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Мы выяснили, что большинству студентам (41%) свойственен низкий уровень личностной тревожности. У 35% наблюдается нормальный уровень. Повышенный и высокий уровень личностной тревожности у 2% респондентов. Очень высокий уровень личностной тревожности в ходе не выявлен.

Второе – исследование типов темперамента студентов по результатам которого оказалось, что холериков ( 52%) больше по численности, чем остальные типы темперамента. Меланхолики составляют 29 %, флегматики – 12 %.  Меньше всего оказалось сангвиников, всего один человек, что составляет 6% от общего количества студентов, проходимый данную методику ( 17 человек).

Стоит также сказать про взаимосвязь тревожности студентов с их темпераментом. У большинства холериков нормальный уровень тревожности ( 56%).  44 % холерикам не свойственна тревожность, как и одному сангвинику, проходившему данную методику. Также  оказалось, что у флегматиков либо несколько повышенная тревожность, либо она им вообще не свойственна.  Разный результат также получился у меланхоликов. 40 %  меланхоликам не свойственна тревожность, у одного человека  она несколько повышена. Еще 40 %  меланхоликов испытывают очень высокий уровень тревожности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что личностная тревожность является одной из главных проблем, которые испытывают студенты с разными типами темперамента во время стрессовых ситуаций, будь то экзамены, зачёты или участие в студенческих научных конференциях и соревнованиях. Результаты проведенного нами исследования получились разные.  Поэтому нельзя точно утверждать, что тому или иному типу темперамента свойственна тревожность или  только один  её определенный уровень.

 

Литература

  1. Авилова В.Е., Киселёва О.О. Тревожность и экзаменационные испытания у человека. URL: https://www.bestreferat.ru/referat-55122.html(дата обращения: 11.10.21).
  2. Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 88 с.
  3. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу») (дата обращения: 21.10.21).
  4. Савинова А.В., Павлова Е.В. Изучение уровня личностной тревожности у студентов // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(46). — Новосибирск: СибАК, 2021. — С. 74-78. (дата обращения: 23.10.21).
  5. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/n..(дата обращения: 01.11.21).
  6. Финогентова К.М. Взаимосвязь тревожности и темперамента в подростковом возрасте / К.М. Финогентова . – 2017 – С. 7-8
  7. Югова М.С. Тревожность и её влияние на учебную успеваемость студентов //XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: http://sibac.info/archive/humanities/guman8(11).pdf (дата обращения: 20.11.2021)

 

Literatura

  1. Avilova V.E., Kiseljova O.O. Trevozhnost' i jekzamenacionnye ispytanija u cheloveka. URL: https://www.bestreferat.ru/referat-55122.html (data obrashhenija: 11.10.21).
  2. Batarshev A.V. Temperament i svojstva vysshej nervnoj dejatel'nosti: Psihologicheskaja diagnostika / A.V. Batarshev. – M.: TC Sfera, 2002. – 88 s.
  3. Prihozhan A.M. Psihologija trevozhnosti: doshkol'nyj i shkol'nyj vozrast. 2-e izd. — SPb.: Piter, 2007. — 192 s.: il. — (Serija «Detskomu psihologu») (data obrashhenija: 21.10.21).
  4. Savinova A.V., Pavlova E.V. Izuchenie urovnja lichnostnoj trevozhnosti u studentov // Sovremennaja psihologija i pedagogika: problemy i reshenija: sb. st. po mater. XLVIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 7(46). — Novosibirsk: SibAK, 2021. — S. 74-78. (data obrashhenija: 23.10.21).
  5. Solov'eva S.L. Trevoga i trevozhnost': teorija i praktika. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/n.. (data obrashhenija: 01.11.21).
  6. Finogentova K.M. Vzaimosvjaz' trevozhnosti i temperamenta v podrostkovom vozraste / K.M. Finogentova . – 2017 – S. 7-8
  7. Jugova M.S. Trevozhnost' i ejo vlijanie na uchebnuju uspevaemost' studentov //XIV mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 14. URL: http://sibac.info/archive/humanities/guman8(11).pdf (data obrashhenija: 20.11.2021)