ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

FEATURES OF REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES

Рассмотрим в вначале, что же такое естественная монополия. Это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу природных или технологических особенностей производства, а товары или услуги, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть замещены в потреблении другими товарами.  Такие состояния товарных рынков именуются естественными монополиями, и конкуренция на них объективно невозможна или затруднена, что не исключает ее появление в будущем.

Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) регламентирует сферы деятельности, которые государство считает естественно монопольными. К ним главным образом относятся инфраструктурные отрасли, в частности транспортировка нефти, газа, электроэнергии, тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение и т.д. Перечисленные в Законе о естественных монополиях сферы деятельности естественных монополий являются стратегически важными и социально значимыми для экономической системы государства. Поэтому вопросы регулирования деятельности субъектов естественных монополий имеют важное значение.

Закон о естественных монополиях регламентирует границы государственного регулирования естественных монополий. К методам регулирования закон относит:

  • ценовое регулирование, которое заключается установлением цен и (или) их пределами;
  • определение потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. [1]

Государственным органом, в полномочия которого входят контроль и надзор за соблюдением законодательства о естественных монополиях, принятие и обсуждение нормативно-правовой базы по данной тематике, является Федеральная антимонопольная служба, ранее этими вопросами занималась до своего упразднения Федеральная служба по тарифам.

В области государственного ценообразования политика государства направленна на соблюдение баланса интересов потребителей услуг естественных монополий и самих субъектов естественных монополий. 

В целях эффективной нормативной основы регулирования отношений в сфере естественных монополий ФАС России разработана Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года, которая включает в себя в том числе мероприятия направленные на реформирование правового регулирования деятельности естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифного регулирования путем регулирования уровня тарифов по принципу «инфляция минус»; перехода к регулированию сферах, в которых используются «сетевые активы», к методу эталонных затрат;  внедрения долгосрочного метода регулирования инфраструктурных компаний посредством заключения регуляторного соглашения; исключению тарифной дискриминации; внедрения принципа «давления на издержки» путем развития конкурентных закупок и конкуренции проектов (технологий) при утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий.[3]

 Другое направление государственного регулирования направлено на обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий. Пунктом 1 ст. 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий не вправе отказывать в заключении договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. [1] Проблема возникает в результате данной оговорки: если есть возможность произвести (реализовать) такие товары. В самом Законе о естественных монополиях не определены условия, при которых такая возможность существует или отсутствует. Данные вопросы частично решаются в отраслевом законодательстве. Решением указанной проблемы может являться внесение изменений в п. 3 ст. 10 2 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 № 135-ФЗ, с целью возложить обязанность по обеспечению недискриминационного доступа заинтересованных лиц к их услугам на всех естественных монополистов.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы: сферы деятельности естественных монополий являются стратегически и социально-значимыми, так как затрагивают интересы как государства в целом, так и каждого гражданина.

Регулирование их деятельности ведется государством в двух направлениях, во-первых, это ценовое регулирование, во-вторых определение потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре. Оба направления в настоящий момент находятся в стадии реформирования и процессы по совершенствованию методов регулирования естественных монополий носят перманентный характер.   

 

Список литературы

  1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 № 147-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.
  2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 № 135-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
  3. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6 // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы https://fas.gov.ru/documents/685792
  4. Рубан А.О. Естественные монополии: сущность понятия и характерные признаки// Экономика и бизнес: теория и практика.2020. С.26-30.

List of literature

  1. Federal'nyj zakon «O estestvennyh monopolijah» ot 17 avgusta 1995 № 147-FZ (v aktual'noj redakcii) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1995. № 34. St. 3426.
  2. Federal'nyj zakon «O zashhite konkurencii» ot 26 ijulja 2006 № 135-FZ (v aktual'noj redakcii) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2006. № 31 (1 ch.). St. 3434.
  3. Strategija razvitija konkurencii i antimonopol'nogo regulirovanija v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda, utverzhdennaja protokolom Prezidiuma FAS Rossii ot 03.07.2019 № 6 // Oficial'nyj sajt Federal'noj antimonopol'noj sluzhby https://fas.gov.ru/documents/685792
  4. Ruban A.O. Estestvennye monopolii: sushhnost' ponjatija i harakternye priznaki// Jekonomika i biznes: teorija i praktika.2020. S.26-30.