ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБСУЖДЕНИИ И ПРИНЯТИИ ПОПРАВОК КОНСТИТТУЦИИ РФ

INTERACTION OF THE STATE AND CIVIL SOCIETY IN THE DISCUSSION AND ADOPTION OF AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

В Конституции РФ[1], как это и принято для такого важного документа, предусмотрен особый порядок её изменения, который урегулирован в главе 9 Конституции. Потому что периодически это нужно делать — общество развивается, появляются новые запросы, новые общественные отношения, которые требуют конституционной регламентации.

Конституция не предусматривает референдум по поправкам в главы с 3 по 8. Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. После прохождения проекта закона необходимых стадий законодательного процесса, указанных в ст. 136 Конституции, он будет подписан Президентом. Процедурная часть закона начнет действовать сразу, в соответствии с ней состоится голосование граждан, и только по его результатам предложенные изменения Конституции станут частью Основного закона, то есть вступят в силу. 

Общеизвестно, что Конституция 1993 г. принята по итогам всенародного голосования. Однако всенародное голосование (референдум) или иной вид общественной или гражданской инициативы в Конституции и Федеральном законе не предусмотрены в качестве возможных способов внесения в нее поправок.

Сложившаяся в нашей стране практика внесения в 2008 г. и 2014 г. в Конституцию поправок, к сожалению, не была связана с их широким общественным обсуждением, достаточно часто используемым в последнее время при подготовке к депутатскому рассмотрению социально значимых и важных законодательных актов (к примеру, о полиции, об образовании и др.).

Как нам представляется, определенные «точечные» изменения в Конституцию Российской Федерации и в дальнейшем будут иметь место в силу веления времени и общества. В этой связи действующий в настоящее время Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (ст. 13) необходимо привести в соответствие тексту самой Конституции и устранить имеющиеся в нем пробелы и недостатки.

Постановка вопроса о внесении поправок в Конституцию РФ представляется возможной при наличии убедительных социальных, правовых, политических и иных причин и условий, свидетельствующих о необходимости корректировки, точечной правки Конституции. Поправки позволяют вносить в текст Основного закона изменения, отражающие назревшие текущие потребности общественного развития, делая Конституцию пластичной, оперативно реагирующей на запросы общества[2].

Так 14 января 2020 Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обратился с ежегодным посланием Федеральному Собранию, в котором было предложено не принимать новую Конституцию, а внести в действующий Основной закон поправки. Все перечисленные предложения, безусловно, являются важными для будущего России.

После принятия Госдумой в 23 января  в 1-м чтении законопроекта о поправках в Конституцию, стали звучать вопросы, почему они будут легитимизированы не референдумом, а просто общероссийским голосованием[3].

Как оказалось, оснований для референдума нет, поскольку это не принятие новой Конституции и существующий вариант Основного Закона не претерпит фундаментальных изменений (практически все они касаются уточнения или изменения форм организации и ответственности нынешних органов власти). Вместе с тем, общероссийское голосование будет организовано на самом высоком уровне, с задействованием всех инструментов, в том числе, «мобильного избирателя», голосования за рубежом, в труднодоступных районах и т.д. Обязательное условие - общественное наблюдение за ходом голосования.

С одной стороны взаимодействие между институтами гражданского общества и государством существует, но с другой стороны это взаимодействие можно подкорректировать, так как оно не полностью соответствует всем стандартам и требованиям, которые хотелось бы видеть в их взаимодействии, то есть процесс реализации права граждан на общественные объединения идет не столь эффективно.

Таким образом, изменения в основной, фундаментальный закон страны, просто обязаны быть приняты исключительно на всеобщем референдуме, и никак иначе. Общественные обсуждения являются одной из форм непосредственной демократии, при которой население участвует в осуществлении народовластия посредством активной деятельности, которая, главным образом, устремлена на предложение изменений и дополнений к опубликованным нормативным правовым актам или высказывание своей позиции по поставленному важному вопросу государственной и/или общественной жизни.

Граждане – основные носители полномочий реализации народного суверенитета, однако, как правило, они лишены юридических возможностей и конституционных гарантий реализации учредительной власти в контексте развития и совершенствования конституции страны. С другой стороны, и доступ к гражданству в современных государствах ограничен. Гражданство является локально эксклюзивным. Каждое государство предпринимает усилия для ограничения круга своих граждан. Ограничивается круг лиц, которым предоставляется гражданство по рождению; в такой же степени требования и условия предоставления гражданства (в порядке приема или натурализации) также ограничивают возможности его приобретения в конкретном государстве[4].

Граждане – это социально-политический фундамент любого государства, без которого оно не может существовать. Конституционная модернизация государства и общества может быть успешной, если правовые институты и формы демократического участия вовлекают граждан в процесс оценки предлагаемых изменений и преобразований или в процесс формирования самих предложений о поправках к Конституции или разработки новой конституции страны.

Представляется важным включать граждан (особенно тех, кто приобрел гражданство по рождению) в процесс разработки, обсуждения и принятия поправок к конституции, а также в процесс разработки, обсуждения и принятия проекта новой конституции. Эффект правового и политического участия граждан (особенно прирожденных граждан) в конституционной модернизации страны влияет на формирование и развитие конституционной легитимности в стране, на уровень доверия к действующей и изменяемой конституции..

Для того, чтобы конституции признавались в качестве народных, они должны удовлетворять нескольким требованиям, которые, несомненно, расширяются в условиях информационного общества и использования интернет-пространства:

1) демократическая процедура применяется для их принятия и введения в действие (дееспособные и полноправные граждане, не ограниченные в политических правах, участвуют непосредственно или через своих политических представителей в процедурах принятия современных конституций через общенациональные референдумы, или учредительные собрания, или парламентские ассамблеи, наделенные учредительными полномочиями);

2) демократическое вовлечение граждан используется для обсуждения и принятия поправок к Конституции;

3) динамические возможности конституции и перспективы ее развития обсуждаются в информационном публичном пространстве с применением технологий мониторинга и конституционных общественных инициатив через Интернет и специально созданные информационные ресурсы;

4) допускается возможность использования online технологий для сбора информации о проблемах, пробелах и иных недостатках конституции как акта и как правореализационного процесса[5].

В заключении отметим, что возрождение института общественного обсуждения положительно сказывается на политике и взаимоотношениях государства и общества с помощью привлечения граждан к обсуждению поправок к Конституции, изучения общественного мнения и его учета в законотворческой деятельности в России. Сказанному содействует активное развитие информационных технологий, в том числе активное использование сети Интернет, который существенно упрощает механизм общественных обсуждений.

Основными проблемами взаимодействия гражданского общества и государства является то, что государственные органы нередко не принимают в расчет мнения и обращения, исходящие от институтов гражданского общества. Это касается и мер по реализации права на благоприятную окружающую среду и урегулирования внутренних проблем, вопросов, связанных, к примеру, с постройкой какого-либо здания в пределах парковых зон. То есть иной раз государственные органы не хотят взаимодействовать и слышать гражданское общество, в результате чего появляются конфликтные ситуации, растет напряжение[6].

Таким образом, граждане не могут реализовать свои права и свободы в полной мере, соответственно нарушается их конституционно гарантированное право. Путем выхода, является необходимость поднятия авторитета гражданского общества путем наделения его большими правами, чем те, что оно сейчас имеет. Государство может и должно опираться на общественные институты для более рационального осуществления своих целей, при этом следует исключить всеобъемлющий контроль над функционированием механизмов гражданского общества. Функции государства должны осуществляться в контакте с гражданским обществом, только тогда они будут реализовываться эффективно.

Представляется, что необходимо рассмотреть вопрос и о расширении субъектного состава, обладающих правом инициировать изменения в Конституцию и внесении в нее поправок. Так, согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием.

Вместе с тем, статья 134 Конституции РФ не содержит право населения в форме народной инициативы вносить предложения о поправках и пересмотре Основного Закона.

Получается, что население вправе принимать Конституцию, но инициировать предложения по ее изменению не может. А поэтому полагаем необходимым предусмотреть право населения на данную инициативу, которая должна быть принята народным голосованием не менее ¾ населения каждого субъекта РФ.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Алебастрова И.А. Общественный контроль за публичной властью в России: болезни роста или задержка развития? // Российский юридический журнал. 2018. № 2 (119). С. 10-18
  3. А72 Теория и методология государственного управления: курс лекций. //Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер– 3-е изд., доп. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с. – (Система открытого образования).
  4. Гадисова Э.М. Проблема пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета. Махачкала, 2019. С. 92-94.
  5. Коновалов В.А. Взаимодействие правового государства и гражданского общества // Проблемы становления гражданского общества сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 104-114.
  6. Большой юридический словарь (2003) Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - 2. изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 703 с, ISBN 5-16-000169-7 (в пер.)

Spisok literatury

  1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 04.08.2014. № 31. St. 4398.
  2. Alebastrova I.A. Obshhestvennyj kontrol' za publichnoj vlast'ju v Rossii: bolezni rosta ili zaderzhka razvitija? // Rossijskij juridicheskij zhurnal. 2018. № 2 (119). S. 10-18
  3. A72 Teorija i metodologija gosudarstvennogo upravlenija: kurs lekcij. //N.B. Antonova, L.M. Zaharova, L.S. Vecher– 3-e izd., dop. – Mn.: Akad. upr. pri Prezidente Resp. Belarus', 2005. – 231 s. – (Sistema otkrytogo obrazovanija).
  4. Gadisova Je.M. Problema peresmotra Konstitucii RF i vnesenija v nee popravok // Problemy sovershenstvovanija zakonodatel'stva: sbornik nauchnyh statej studentov juridicheskogo fakul'teta. Mahachkala, 2019. S. 92-94.
  5. Konovalov V.A. Vzaimodejstvie pravovogo gosudarstva i grazhdanskogo obshhestva // Problemy stanovlenija grazhdanskogo obshhestva sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 104-114.
  6. Bol'shoj juridicheskij slovar' (2003) Pod red. A. Ja. Suhareva, V. E. Krutskih. - 2. izd., pererab. i dop. - M. : INFRA-M, 2003 (OAO Mozhajskij poligr. komb.). - 703 s, ISBN 5-16-000169-7 (v per.)

 

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

[2]Гадисова Э.М. Проблема пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета. Махачкала, 2019. С. 92-94.

[3]Алебастрова И.А. Общественный контроль за публичной властью в России: болезни роста или задержка развития? // Российский юридический журнал. 2018. № 2 (119). С. 10-18.

[4] Кравец И.А. Конституционный символизм, модернизация конституции и информационное общество (между учредительным и информационным конституционализмом для России) // Lexrussica (Русский закон). 2020. № 1 (158). С. 43-58.

[5] Меджидов М.М. Порядок пересмотра Конституции РФ и внесение в нее поправок // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета СКИ(ф) ВГУЮ (РПА Минюста России). Махачкала, 2019. С. 236-240.       

 

[6]Коновалов В.А. Взаимодействие правового государства и гражданского общества // Проблемы становления гражданского общества сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 104-114.