ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИЯХ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

PRODUCTION ENVIRONMENTAL CONTROL IN ORGANIZATIONS OF THE OIL AND GAS COMPLEX

Согласно Стратегии экологической безопасности РФ состояние окружающей среды на территории, где сосредоточены большая часть населения страны, оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам [3]. В последнее время проблемы обеспечения экологической безопасности РФ приобретает все большую актуальность. Несмотря на принимаемые меры, направленные на снижение уровней воздействия вредных и опасных факторов на окружающую среду, а также по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, включая аварийные ситуации на опасных производственных объектах, угрозы экологической безопасности продолжают сохраняться.

Вследствие повышенного негативного влияния на экологию планеты зачастую в центре внимания общественности оказываются предприятия нефтегазового комплекса. Особую опасность представляют разливы нефти и нефтепродуктов, которые приводят к значительному и длительному негативному воздействию на окружающую среду. Т. А. Бочкова и С. А. Мамий в статье «Проблемы экологической безопасности России» отмечают следующие экологические проблемы, вызванные антропогенным воздействием в нефтегазопромысловых районах Западной Сибири: загрязнение почв, нарушение земель разработкой месторождений нефти и газа, деградация оленьих пастбищ, истощение рыбных ресурсов, нарушение режима особо охраняемых территорий [1].

Достижение целей экологической безопасности осуществляется путем проведения единой государственной политики, направленной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безопасности. Одним из основных механизмов реализации государственной политики, в т.ч. в нефтегазовом комплексе, является повышение эффективности производственного экологического контроля (далее – ПЭК) [3].

В целях получения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в районе расположения предприятия и оказываемом воздействии на окружающую среду разрабатывается Программа производственного экологического контроля за состоянием компонентов окружающей среды. Общие требования к разработке Программы ПЭК регламентируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (изм. от 21.07.2014 №219-ФЗ) и  ГОСТом Р 56061-2014 от 01.01.2015.

Кроме того, в организациях разрабатываются локальные нормативные документы, в которых учитываются особенности сферы деятельности конкретной организации. Так, например, в ПАО «НК «Роснефть» разработан и действует Стандарт компании «Интегрированная система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды» № П3-05 С-0009; Стандарт компании «Управление отходами» № П3-05 С-0009 и т.д. Указанные Стандарты соответствуют международным системам менеджмента промышленной безопасности и охраны труда OHSAS 18001) и управления охраной окружающей среды (ISO 14001), а также Политике Компании в области промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды № П3-05 П-11.

В общем виде Программа ПЭК включает следующие основные разделы:

  • Контроль загрязнения атмосферного воздуха;
  • Контроль уровня загрязнения поверхностных и подземных вод;
  • Контроль загрязнения почвы;
  • Контроль в области обращения с отходами.

Особенности разработки Программы ПЭК для нефтегазодобывающих управлений определяются спецификой их деятельности, заключающейся в добыче и транспортировке «сырой» нефти и газа, нерешенной проблемой утилизации попутного газа, а также повышенным риском аварийного разлива нефтепродуктов.

В зоне деятельности нефтегазодобывающих управлений (далее – НГДУ) широко применяются системы контроля за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, недр, почвы и биологических ресурсов. Также проводится контроль в области обращения с отходами и рекультивации нарушенных земель. В случаях аварийных разливов нефтепродуктов дополнительно проводится производственный экологический контроль в ходе операции по локализации разлива нефти (ЛРН) и после ее завершения. В ходе операции по ЛРН проводится установление местоположения пятна, проведение газовой разведки, контроль в области обращения с отходами и гидрометеорологический мониторинг. После окончания операции по ЛРН в ходе восстановительных мероприятий выполняется мониторинг следующих компонентов, включенных в программу ПЭК: текущее состояние и эффективность работы сил и средств; прогноз гидрометеорологических условий; атмосферный воздух; поверхностные и подземные воды; почвы; флора и фауна; акустическое воздействие; обращение с опасными отходами.

Контроль за изменением физико-химических свойств пресных вод начинается с гидрогеологического изучения источников. Как было отмечено, изучению подлежат поверхностные и глубинные источники в районе деятельности НГДУ.

Как правило, для данной территории строится поверхностная карта водостоков, совмещенная с коммуникациями по транспорту нефти, газа и воды, на которой определяются контрольные пункты наблюдения. Особое внимание уделяется трубопроводам для перекачивания сточных вод. На карте определяют границы распространения водостока, источники питьевых вод (родники, колодцы, пруды и т.д.) и населенные пункты. Отбор проб и их анализ на токсичность проводится по существующим методикам отбора и исследования вод. В пробах воды определяется общая жесткость воды, рН, наличие ПАВ, содержание ионов К+, Са2+, Мg2+, С1-, (НСО3)-, (SO4)2-. По результатам анализов строятся графики изменения физико-химических свойств пресных вод. Наиболее распространенной методикой определения начала загрязнения вод является сопоставление изменения хлор-иона, ПДК которого для питьевых источников составляет 350 мг/л [2].

Контроль за качеством подземных вод включает гидрогеологическое изучение разреза до источников пресных вод и определение границ их распространения. Также, как для поверхностных вод, строится карта распространения подземных вод, на которой отмечаются места контрольных наблюдательных скважин. В случае их отсутствия бурят наблюдательные скважины глубиной 30…100 м, из которых производится отбор проб на исследования. Частоту отбора проб устанавливает геологическая служба НГДУ. В пробах определяют те же физико-химические характеристики, что и для поверхностных вод. Место источника загрязнения, интенсивность и объемы загрязнения определяются путем сопоставляя графиков изменения отдельных характеристик вод. По результатам проведенного анализа источника загрязнения планируют и проводят организационно-технические мероприятия по ликвидации источников загрязнения.

Проблема загрязнения почв актуальна для всех нефтедобывающих предприятий России, но в первую очередь в рекультивации нуждаются территории месторождений, разработка которых началась еще в середине ХХ века. Контроль за состоянием почвы проводится как визуально, т.е. путем осмотра, так и лабораторными методами. По результатам взуального исследования отмечают изменение внешних характеристик почвы: цвета, плотности, наличия растительности. Лабораторный анализ состоит из отбора проб почвы, ее измельчения, отмыва в пресной (предварительно исследованной) воде. Затем почву тщательно размешивают в воде, отстаивают и проводят химический анализ этой воды. Помимо химического анализа, в случае необходимости проводят биологический анализ, например, методом сравнительной фитотоксичности химических реагентов.

Загрязнение воздушного бассейна вызвано выделением СО2, Н2S, SO2, NOx, летучих углеводородов и других химических соединений в местах подготовки нефти, сжигания попутного газа или шлама в факелах. Отобранные пробы воздуха, как правило, исследуются методом хроматографического анализа. Могут применяться и экспресс-методы, в основе которых лежит использование индикаторных материалов. Помимо воздушного бассейна выделяемые в атмосферу загрязняющие вещества могут загрязнять почвы и водоемы, иногда находящиеся на значительном расстоянии от зоны деятельности нефтегазодобывающих предприятий. Оксиды азота, серы и углерода могут образовывать кислоты, которые конденсируются в атмосфере, перемещаются с воздушными потоками на сотни километров и затем выпадают в виде «кислотных» дождей, загрязняя большие по площади территории и причиняя значительный вред окружающей среде. Поэтому для своевременного осуществления организационно-технических мероприятий по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, а также водоемов и поверхности почвы, необходимо вести наблюдения за погодными условиями, учитывать направление и силу ветра и выпадение осадков [2].

Таким образом, осуществление производственного экологического контроля согласно Программе ПЭК, разработанной предприятием в соответствии с его видом деятельности и другими особенностями, обеспечивает получение полной и достоверной информации о состоянии источников загрязнения и их воздействии на окружающую среду. Это необходимо для принятия оперативных решений по снижению и/или ликвидации негативных воздействий на окружающую среду и позволяет выявить факторы воздействия и источники загрязнений, выбрать приоритетные направления деятельности и обосновать варианты производственно-экологической стратегии в конкретной ситуации.

Литература:

  1. Бочкова Т. А., Мамий С. А. Проблемы экологической безопасности России // Научный журнал КубГАУ. 2017. №125. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekologicheskoy-bezopasnosti-rossii-1. (дата обращения: 18.12.2021).
  2. Полозов М.Б. Экология нефтегазодобывающего комплекса : Учебно-методическое пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – 174 с.
  3. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200111617. (дата обращения 19.12.2021).

 

  1. Bochkova T. A., Mamij S. A. Problemy jekologicheskoj bezopasnosti Rossii // Nauchnyj zhurnal KubGAU. 2017. №125. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekologicheskoy-bezopasnosti-rossii-1. (data obrashhenija: 18.12.2021).
  2. Polozov M.B. Jekologija neftegazodobyvajushhego kompleksa : Uchebno-metodicheskoe posobie. – Izhevsk: Izd-vo «Udmurtskij universitet», 2012. – 174 s.
  3. Strategija jekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. [Jelektronnyj resurs] Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200111617. (data obrashhenija 19.12.2021).