ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМИЗМ»

PROBLEMS OF DEFINING THE CONCEPT OF «EXTREMISM»

Экстремизм в любых формах своего проявления является одной из самых опасных, негативных и острых проблем современного общества. Данное явление на сегодняшний день является особенно актуальным, поскольку экстремизм дестабилизирует нормальное развитие общества, угрожает безопасности страны, а также целостности государства.

Для того, чтобы разобраться в данной проблеме, необходимо дать определение понятию «экстремизм». Несмотря на то, что на сегодняшний день существует множество определений понятия «экстремизм», пока отсутствует единое понимание данного социально опасного явления, так как формы проявления экстремизма достаточно сложны и многообразны, что, несомненно, усугубляет и усложняет проблему. К примеру, М.Е. Родина предлагает следующее определение экстремизма: «экстремизм – это последовательно проводимый крайней степени максимализм в области воззрений на важные проблемы общественной жизни, приводящий или могущий привести к нарушению законности и общественной стабильности» [1, с. 29].

По мнению Ю.И. Авдеева, экстремизм – это «антиобщественное социально-политическое явление, представляющее собой социально и психологически обусловленное, идеологически мотивированное использование крайних форм и методов в социально-политических отношениях» [2, с. 12].

Э.М. Михайлов предлагает следующую дефиницию экстремизма: «экстремизм – публичное выражение крайних взглядов и убеждений в деяниях, совершенных по мотивам социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какого-либо лица или социальной группы» [3, с. 13-14].

Экстремизм можно охарактеризовать и как приверженность к крайним взглядам и мерам [4, с. 1395]. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ, экстремизм имеет множество форм своего проявления, к которым относятся: публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и др[1]. Помимо этого, в соответствии с ч. 3 ст. 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, «экстремизм – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон»[2]. Следовательно, действующие нормативно-правовые акты не содержат единого определения понятия «экстремизм». Исходя из этого, следует сделать вывод, что проблема определения данного понятия требует оперативного научно-теоретического разрешения.

Резюмируя вышеизложенное, можно предложить следующую дефиницию понятия «экстремизм». Экстремизм ­– это приверженность к крайним взглядам и действиям, которые идут вразрез с общепринятыми человеческими принципами и правилами, нарушают права человека, общественную безопасность, а также несут реальную угрозу власти и конституционному строю государства.

В Российской Федерации борьба с экстремистской деятельностью является одной из приоритетных задач, так как экстремизм является фактором, который угрожает основам конституционного строя, а также устойчивому и безопасному развитию государства и общества. Необходимо отметить, что на сегодняшний день выделяют несколько видов экстремизма. К ним относятся: политический, национальный, религиозный, социальный, молодежный и др.

Экстремизм является глобальной проблемой не только для России, но и для всего мира, именно поэтому правовую базу борьбы с экстремизмом и экстремистской деятельностью составляет не только законодательство Российской Федерации, но и международное законодательство.

В сфере государственного управления решение проблемы противодействия экстремизму является приоритетной для Российской Федерации. Российское и международное законодательство направлено на охрану прав и свобод личности и целостности государств. К нормативным актам Российской Федерации, обеспечивающим борьбу с распространением экстремизма относятся: Конституция Российской Федерации[3], Уголовный кодекс Российской Федерации[4], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[5], Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный Закон «О безопасности»[6], Федеральный закон «О чрезвычайном положении»[7], а также «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». Так, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ устанавливает, что «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»[8].

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Конституции РФ, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства[9].

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает ответственность за противоправные действия экстремистского характера. К ним следует отнести ст. 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»; ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»; ст. 20.3 КоАП РФ «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики», а также ст. 20.29 КоАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Кодекс об административных правонарушениях, закрепляя административную ответственность, является одним из основных источников сдерживания роста правонарушений, имеющих экстремистский характер, и, как следствие, пресекает дальнейшее совершение преступлений.

В свою очередь, Уголовный кодекс Российской Федерации также содержит статьи, предусматривающие ответственность за совершение действий экстремистского характера. К примеру, ст. 205.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма. Помимо этого, ст. ст. 280, 280.1, 282, 282.2 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, возбуждение ненависти либо вражда, а равно унижение человеческого достоинства, а также за организацию экстремистского сообщества. Наказанием за данные преступления выступают штрафы, аресты, обязательные работы, лишение свободы, пожизненное лишение свободы.

Между тем, необходимо отметить, что Уголовный кодекс в качестве отягчающих обстоятельств признает преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Кроме этого, Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» конкретизирует ответственность разных субъектов за осуществление экстремистской деятельности. Такими субъектами являются: общественные и религиозные объединения и иные организации, средства массовой информации, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

К международным нормативно-правовым актам, направленным на борьбу с экстремистской деятельностью, следует отнести Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации[10]; Всеобщую декларацию прав человека[11].

Таким образом, в данной статье была рассмотрена проблема отсутствия единого подхода к определению понятия «экстремизм». Действительно, экстремизм как  социально опасное и вредное явление на сегодняшний день имеет множество интерпретаций, что создает проблемы в правоприменительной практике, в том числе и для создания единого и четкого мнения по данной проблеме. Между тем, по нашему убеждению, экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и действиям, которые идут вразрез с общепринятыми человеческими принципами и правилами, нарушают права человека, общественную безопасность, а также несут реальную угрозу власти и конституционному строю государства. Помимо этого, были проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма. Однако, как было отмечено ранее, экстремизм является серьезной проблемой не только для России, но и для мира в целом, и, исходя из этого, необходимо участие всех заинтересованных субъектов в борьбе с данным негативным феноменом.

Список используемой литературы:

  1. Родина М.Е. Экстремизм и экстремистская деятельность как политико-правовые категории // Российский следователь. 2016. № 20. С. 26-29.
  2. Авдеев Ю. И. Современный экстремизм: понятие, структура, связь с терроризмом / Ю. И. Авдеев, А. Я. Гуськов // Экстремизм и другие криминальные явления // Москва: Российская криминологическая ассоциация. 2008. С. 11–20.
  3. Михайлов Э.М. Прокурорская деятельность в сфере противодействия органов исполнительной власти экстремизму и терроризму: автореф. дис. … канд. юрид. наук, Ростов-на-Дону, 2016.
  4. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 1395.

References:

  1. Rodina M.E. Extremism and extremist activity as political and legal categories // Russian investigator. № 20. P. 26-29.
  2. Avdeev Y.I. Modern extremism: concept, structure, connection with terrorism / Y.I. Avdeev, A.Y. Guskov // Extremism and other criminal phenomena // Moscow: Russian Criminological Association. P. 11–20.
  3. Mikhailov E.M. Prosecutor's activity in the sphere of countering the executive authorities to extremism and terrorism, Rostov-on-Don, 2016.
  4. Big encyclopedic dictionary. Moscow: Great Russian Encyclopedia, 1998. 1395.

 

[1] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, № 30, ст. 3031.

[2] Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. // Бюл. междунар. договоров. 2004. № 1. С. 29–36.

[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

[4] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

[5]  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

[6] Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

[7] Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

[8] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

[9] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

[10] Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Заключена 21.12.1965) (с изм. от 15.01.1992) // Ведомости ВС СССР. 18 июня 1969 г. № 25. Ст. 219.

[11] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.