АНТИКОНКУРЕНТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В процессе становления российского законодательства о конкуренции претерпевались глобальные изменения, а законодательство о конкуренции в России создавалось в условиях полного отсутствия каких-либо возможностей для конкурентных отношений.

В условиях перехода Российской Федерации от плановой экономики к рыночной, одним из наиболее значимых признаков и факторов ее развития является свобода экономической деятельности и свобода конкуренции.

Принимая во внимание существующие проблемы в экономике, вызванные, прежде всего санкционной политикой иностранных государств в отношении России, поддержка конкуренции становится все более значимой.

Согласно положениям Федерального закона от 26.07.06 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В современном российском конкурентном праве предусмотрены запреты различного рода противоправного поведения хозяйствующих субъектов на товарных рынках. В частности, законодательство определяет такие категории как: ограничивающие конкуренцию соглашения и ограничивающие конкуренцию согласованные действия.

Соглашения являются одной из форм монополистической деятельности, запрещенных антимонопольным законодательством, наряду с злоупотреблением хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением и согласованными действиями.

Чаще всего антиконкурентные соглашения находят свое выражение в форме картельных сговоров (договоров). Картель – это противоправное деяние, соглашение об ограничении конкуренции путем договоренности конкурирующих хозяйствующих субъектов в пределах одного товарного рынка предпринимателей, направленную на получение большой прибыли и ущемляющие, как следствие, интересы потребителей. Сам термин «картель» введен в российское законодательство с 2012 года.

Так как нет четких критериев норм рыночного поведения, поскольку значение терминов расплывчато, то определение недобросовестной конкуренции как актов, противоречащих честной торговой практике, добросовестности и прочее, может существенно отличаться друг от друга в разных странах, быть подвержена изменениям со временем и может обрастать новыми видами нарушений.

В числе последствий, отражающих ущерб, наносимый сговором субъектам рыночных отношений, и позволяющих понять столь однозначный запрет на присутствие в экономиках стран антиконкурентных соглашений (картелей), можно выделить следующие:

  • создание дополнительных барьеров, препятствующих входу на рынок новых фирм;
  • затруднение рыночной саморегуляции и, соответственно, ограничение конкуренции;
  • «торможение» социально-экономического развития государства за счет отсутствия мотивации к приобретению конкурентных товаров, позволяющих эффективно реализовывать возложенные на государственные органы функции;
  • нарушение интересов потребителей, вызванное искусственным завышением цен, снижением качества и ассортимента товара.

В данных условиях одни «продавцы» вынуждены изменить политику, находя новые возможные способы продаж, расширять ассортимент, внедрять новых технологий и так далее, а другие «продавцы» - выбирают недобросовестные тактики ведения борьбы за потребителя в виде ухищрений, связанных с производством и предложением неоригинального товара или имитации в отношении товаров или услуг, заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, направленных на создание различных барьеров, препятствующих входу на тот или иной товарный рынок новых участников.

Когда субъекты гражданско-правовых отношений конкурируют на неравных условиях, то возникает ситуация которая носит характер недобросовестной конкуренции. Это связано с тем, что благоприятные или невыгодные условия применяются к одним конкурентам, но не к другим, а также действия одних конкурентов активно наносят ущерб положению других. Это влияет на их способности конкурировать на равных и справедливых условиях. Эта ситуация противоположна честной конкуренции, при которой одни и те же правила и условия применяются ко всем участникам. Зачастую недобросовестная конкуренция означает, что выгоды одних участников зависят от потерь других, когда выгоды достигаются незаконным или несправедливым образом.

Трудность состоит в том, что ущерб, причиненный в ходе деловой конкуренции, может быть расплывчатым или спорным, в частности, если различные конкуренты поощряют разные толкования закона, соответствующие их собственным интересам. Возможно, сложным становится определить, что будет означать конкуренция на равных условиях, и действующие условия конкуренции, которые существуют в реальности, могут быть оспорены только в том случае, если их участник находится в тяжелом положении. Часто «равные условия» определяются как «равные возможности» или «равные шансы» на конкуренцию.

Надзорным органом по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (картельных соглашений) является ФАС России и ее территориальные органы. В своей деятельности ФАС России руководствуется Законом о защите конкуренции.

Хочется обратить внимание, что борьба с картелями является одним из наиболее приоритетных и одновременно сложно реализуемых направлений антимонопольного регулирования. Ущерб, наносимый потребителям
в результате сговора компаний на рынках, достаточно велик.

Причины несоблюдения законодательно установленных запретов
на заключение антиконкурентных соглашений на торгах связаны с проблемами правового регулирования в части:

- условий и порядка функционирования действующей контрактной системы в сфере закупок;

- системы мер ответственности за нарушение требований
к проведению торгов;

- механизмов доказывания соглашений, в частности сложность доказывания соглашения связана с отсутствием у антимонопольного органа полномочий по проведению оперативно-розыскных мероприятий;

- соглашений в цифровой форме, использующие новые современные технологии в качестве инструмента достижения соглашения.

В систему мер, направленных на пресечение антиконкурентных соглашений, входят, и меры административной, уголовной ответственности.

Именно антиконкурентные соглашения в последнее время выступают одной из главных угроз эффективного осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, подобные соглашения нередко заключаются и реализуются в стратегически важных областях экономики.

Масштаб антиконкурентных соглашений, заключенных на торгах, показывает, что сегодня участники таких соглашений достигают договоренностей не для обеспечения победы в одной конкретной закупке, а
в целях реализации стратегии поведения по системной и постоянной противоправной деятельности на торгах.

Таким образом, совершенствование правового механизма противодействия антиконкурентным соглашениям на торгах всегда остается актуальным и заключается в изменении мер воздействия государственных органов на взаимоотношения участников (хозяйствующих субъектов – конкурентов) в сфере закупок.

 

 

Список использованных источников:

  1. Балашкевич И. В. Соотношение регулирования соглашения о совместной деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о защите конкуренции // Юрист. 2017. № 3.
  2. Борзило Е. Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности: науч.-практ. руководство. М., 2014.
  3. Борзило Е. Ю. К вопросу о влиянии антимонопольных правил и критериев оценки на принцип равенства участников предпринимательской деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 1.
  4. Егорова М. А. Картель как разновидность сделки // Сборник научных статей IV Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» / под ред. С. Д. Могилевского, М. А. Егоровой. М., 2017.
  5. Даниловская А.В., Тенишев А.П. Об уголовной ответственности
    за сговоры на торгах // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 1 (98). – С. 119 – С. 131.
  6. Кинев А.Ю. Интервью с начальником Управления по борьбе
    с картелями Федеральной антимонопольной службы России // Законодательство. 2011. № 2. – С. 5 – С. 12.
  7. Официальный сайт ФАС России: https://fas.gov.ru/documents/type_of_ documents/documenty_doklady.
  8. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный) / отв. ред. И. Ю. Артемьев. М., 2015.