АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Какая роль в системе органов исполнительной власти у Федеральных служб, какова структура и функции? Данная тема достаточно актуальна, так как все эти функции – важнейшее звено одного большого механизма государства, обеспечивающие контроль за деятельностью государственных органов, выполняющих социально значимые функции.  

Федеральные органы исполнительной власти РФ – это структуры государственного управления, которые непосредственно осуществляют управление Россией. На эти органы возложены специфические функции по реализации норм действующего законодательства. Фактически эти структуры следят за исполнением правовых норм и законностью их реализации. Помимо того, существуют органы, наделённые специфическими функциями. Одной из подобных является обеспечение правопорядка.

На сегодняшний день административно-правовой статус Федеральных служб, их место и роль в системе федеральных органов исполнительной власти является очень важными и требует обеспечения высокого уровня работы федеральных органов исполнительной власти, повышение эффективности деятельности Федеральных служб.

Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или же пребывать в ведении Правительства РФ. Федеральная служба относится
к федеральному органу исполнительной власти.

Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Она в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ
и Правительства РФ, нормативных правовых актов министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных нормативными правовыми актами РФ общеобязательных правил поведения;

- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральные службы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Являясь государственным служащим одной из Федеральных служб Российской Федерации, а именно Федеральной антимонопольной службы – ее территориального органа, опираясь на свои наблюдения и практику, хотелось бы затронуть актуальные аспекты данной тематики.

Федеральная антимонопольная служба находится в ведении Правительства Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба является стратегически важным органом исполнительной власти России, поскольку усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка
и совершенствованию экономики в целом.

Рассмотрим, каковы преимущества и недостатки в системе Федеральной антимонопольной службы при выполнении (осуществлении) своих основных функций и задач.

Перечень функций и возложенных обязанностей на Федеральную антимонопольную службу более чем велик. Федеральная антимонопольная служба России имеет большой спектр воздействия и полномочий в разных сферах деятельности. Такие функции как: возбуждение и рассмотрение дел
о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации
, контроль в сфере распределения природных ресурсов, проведение проверок соблюдения требований законодательства о рекламе, контроль госзакупок, контроль в социальной сфере, контроль в сфере торговли, борьба с картелями и прочее.

Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра. 

На первый взгляд система правового регулирования ФАС России совершенна и все действия, осуществляемые службой доступны
и легко достигаемы.

Несомненно, обширный перечень полномочий Федеральной антимонопольной службы позволяют затрагивать и иметь влияние на различные сферы жизни, пресекать нарушения в сфере антимонопольного законодательства и даже рассматривать дела об административном правонарушении, налагать штрафы. 

Однако, с другой стороны, для увеличивается значимости выявления нарушений антимонопольного законодательства, пресечению и контролю за всеми направлениями, которые входят в компетенцию службы необходим ряд доработок и совершенствований.

По моему мнению, необходимо:

-  рассмотреть вопрос о расширении полномочий антимонопольных органов, а также усилить взаимодействие с иными органами исполнительной власти и усовершенствовать обеспечение антимонопольных органов специальными технологическими ресурсами для оперативности и получения прямых доказательств;

- рассмотреть вопрос о расширении полномочий антимонопольного органа, предусматривающих отдельный вид санкций в отношении руководителей и учредителей хозяйствующих субъектов, систематически нарушающих антимонопольное законодательство. Данный вид санкций должен ограничить право руководителей и учредителей занимать руководящие должности и участвовать в управлении, в том числе, иного юридического лица;

- полномочия по осуществлению опративно-разыскной деятельности.

Таким образом, качество работы Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов будет продуктивнее, сократится объем временных ресурсов, затрачиваемых на исследование и выявление нарушений, а также в ходе реформирования антимонопольной политики увеличивается потенциал развития и совершенствования российской экономики, в значительной мере. А если будет развиваться экономика, то
и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше.

Для большинства людей государственные структуры являются мощным и независимым механизмом, обеспечивающих достижение всех социально-экономических целей общества, а государственные служащие получают престижный статус и по мнению некоторых -  множество преимуществ.

Тем не менее, следует признать, что некоторые федеральные службы слабо финансируются, в связи с чем, возникают такие проблемы как недостаток обеспечения службы в части технических средств, которые упрощают и систематизируют работу органа (Федеральной службы).

Уровень низкой оплаты труда государственных служащих не привлекает молодых специалистов. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти испытывают кадровый голод, а большая текучесть сотрудников не позволяет стабилизировать ритм и четкое выполнение возложенных обязанностей, полномочий федеральной службы.

Кроме того, не следует забывать, что низкий уровень зарплат порождает коррупционную составляющую, что однозначно занижает статус и портит репутацию государственных органов исполнительной власти – Федеральных служб Российской Федерации. Такая статистика определенно не принесет пользу для государства и людей.

Подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика в России в лице Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации развита ещё недостаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы.

Так, в 2020 году, в первом чтении Государственной думой принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий», который расширит полномочия антимонопольной службы.

Федеральная антимонопольная служба сможет проводить выемку документов и предметов по антикартельным расследованиям и получать объяснения у должностных лиц компаний.

Законопроект о внесении поправок в закон «О защите конкуренции» предлагает закрепить за ведомством права на получение персональных данных и данных об абонентах услуг связи в рамках расследований, связанных с установлением антиконкурентных соглашений. ФАС также сможет вести реестр юридических лиц-участников ограничивающих конкуренцию соглашений.[1]

Такие изменения в законодательстве как введение реестра – будет являться дополнительной мерой по профилактике антиконкурентных соглашений. А изъятие документов – необходимость, так как сотрудники ведомства часто сталкиваются с «активным противодействием» при проведении проверок с сокрытием и уничтожением информации.

 В соответствии с Постановлением Государственной Думы №7782-7 ГД, указанный законопроект проходит доработку с учетом поступивших поправок, для дальнейшей передачи его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении. На сегодняшний день, вышеуказанный законопроект еще не был направлен на второе чтение для рассмотрения его Государственной Думой.[2]

Таким образом, предстоящая реформа контрольно-надзорной деятельности в сфере антимонопольного законодательства увеличит продуктивность работы федерального органа, чем укрепит и усовершенствует его административно-правовой статус.

Российская Федерация является государством с интенсивно развивающимся законодательством. Современные темпы развития экономики требуют соответствия органов государственной власти, в связи с чем важной задачей, стоящей перед властью Российской Федерации, является обеспечение качественного государственного управления, повышение эффективности работы государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, поскольку именно они занимаются реализацией законодательства
в целом и его отдельных норм и наделены полномочиями, которые позволяют управлять делами страны.

Резюмируя вышеизложенное, роль Федеральных служб Российской Федерации переоценить невозможно, но повышение качества организации работы служб будет всегда актуальным, приемлемым и позитивно влиять на благополучие страны.

 

Список использованных источников:

  1. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. — М.: Юрайт, 2019. – 352 с.
  2. Домин Б.П. Система органов государственной власти в РФ. - М., 2008.
  3. Оводов А.А. Федеральная антимонопольная служба: актуальные вопросы административно-правового статуса // Административное право и процесс. 2011. №12. – с. 14 – 16.
  4. Туровская В.А. О некоторых проблемах построения эффективной системы федеральных органов исполнительной власти по надзору и контролю // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 2. – с. 34 - 38.
  5. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России https://fas.gov.ru/.
  6. Официальный сайт Государственной Думы https://sozd.duma.gov.ru/.

 

[1] Официальный сайт Право.ru https://pravo.ru/news/218711/.

[2] Официальный сайт Государственной Думы «Система обеспечения законодательной деятельности» https://sozd.duma.gov.ru/