ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

На сегодняшний день современные войны преимущественно затрагивают регионы, отличаясь скоротечностью и высокой интенсивностью. Основными целями при вооруженном нападении являются наиболее важные объекты в инфраструктуре, элементы систем обеспечивающих комфортную жизнь, транспортные коммуникация и наиболее актуальным в современном мире, объекты, сети передачи информации [1].  Одним из примеров вооруженного конфликта служит недавняя ситуация в Афганистане, которая имеет все риски повлечь за собой распространение терроризма в Центральной Азии и проникновения радикально настроенных группировок на территорию России. В Афганистане развернулась гражданская война. Сейчас с уверенностью можно утверждать, что 20-летняя военная кампания США и их союзников в Афганистане не только окончилась безрезультатно, но и во многом усугубила кризисные процессы в стране.

Вследствие чего главной задачей государственной политики является обеспечение национальной безопасности территории России и готовности гражданской обороны (ГО) к провокациям с противоборствующей стороны.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ 

В современных реалах именно гражданская оборона становится приоритетным направлением внимания правительства, ее организация и ведение в функциональной составляющей государственной политики активно развивается в части формирования нового вооружения, оборонного строительства и подготовки кадрового состава для обеспечения безопасности территории России. Изучение и пропаганда данного направления от истоков до сегодняшних дней способствует формированию понимания значимости и приоритетности, а также структурирования понимания у современного поколения значения слов гражданская оборона и важность ее функционала.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

С одной стороны, в складывающейся ситуации перед правительством России и МЧС, как органом исполнительной власти на федеральном уровне, имеющего все полномочия в области гражданской обороны, возникает необходимость ведения пропаганды в слоях молодежи, учитывая меняющуюся социально-экономическую и политические ситуации, а также новым вызовами и угрозами безопасности страны. 

С другой стороны, промышленность и предприниматели, призывают правительство к пересмотру вопросов, связанных с гражданской обороны в части требований предъявляемых к ним, как к субъектам системы и административных барьеров создаваемых ГО на пути инновационного развития [2]. 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА

Для более детального анализа проблематики вопроса необходимо исследовать исторический опыт и политику государства в становлении и развитии гражданской обороны.  

Возникновение в России гражданской обороны, как комплекса мер по защите населения, специалисты связывают с ростом боевых возможностей авиации. Зарождение гражданской обороны, как системы можно отнести к 1918 году периоду гражданской войны. В этот период впервые Комитет революционной обороны определил правила поведения населения в условиях воздушного нападения и донес их до населения. Это дало начало формирование единой системы в оборонной политике государства по средствам объединения всех мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне. Закреплением этого объединения явилось Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 04.11.1932 г. «О противовоздушной обороне СССР». Результатом этих действий была сформирована местная противовоздушная оборона страны (МПВО). В полномочия МПВО входила организация и проведение комплекса организационно-технических мероприятий по защите населения в зонах досягаемости авиации вероятного противника.

Преобразование в структуре и задачах МПВО в Гражданскую обороны СССР были произведены в 1956 году и связаны с ранее разработанным ядерным оружием и появлением реальной угрозы применения ядерного оружия. Гражданская оборона перешла на уровень системы общегосударственных оборонных мероприятий. Принимается территориально-производственный принцип ее построения, вводится должность начальника ГО.

До настоящего времени ГО развивается, и эта трансформация не заканчивается, так как меняются глобальная картина мира.

Первым этапом трансформации послужил 13 января 1992 года вывод ГО из структуры Минобороны России, Вооруженных Сил СНГ. Далее ГО объединяется созданным в декабре 1991 года Государственным комитетам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ГКЧС России. Предпосылкой такой трансформации послужила политика реформирования и переход к рыночной экономике, следствием чего у Государства снизились возможности финансирования нужд ГО в необходимых объемах. Основными задачами объединенных структур стали защита населения и территории от ЧС природного и техногенного характера. 

Вторым этапом является преобразование ГКЧС России в 1994 году ГКЧС в МЧС России. Это вновь образованное Министерство получает необходимость выполнения ряд дополнительных функций, включая ведение аварийно-спасательных работ на акваториях и координацию работ в области мобилизационной подготовки экономики. 

Третьим этапом становится принятие в начале 2000 года в новой редакции Концепция национальной безопасности РФ. Концепция определила важнейшие направления государственной политики РФ в сфере безопасности, позволяющие сформировать стратегический курс государства на обеспечение своей национальной безопасности, на создание системы взаимной защиты прав и интересов личности, общества и государства, отвечающей реалиям сегодняшнего дня. Концепция выступает своего рода идеологической основой для формирования политики и стратегии государства в различных сферах безопасности, в том числе и в той, которая связана с решением задач в области гражданской обороны. 

Основной целью по строительству войск ГО на период с 2005-2010 годы становится создание мобильной группировки, оснащенной современными средствами, способной во взаимодействии с силами МЧС России эффективно выполнять свои функции. Основными принципами развития ГО в настоящий момент являются задачи перехода от мирного времени к военному, с прикрытием не только объектов, но и территорий, создание двухуровневой защиты. 

Политика Государства на законодательном уровне выражена в Федеральном законе «О гражданской обороне». Этот закон вступил в силу в феврале 1998 года и определил правовые аспекты осуществления, полномочия, общие обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, начальников гражданской обороны всех уровней и их органов управления в области ГО, состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения. И уже на основании этого закона были приняты ряд Постановлений правительства. На законодательном уровне гражданская оборона определена, как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [3].   Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных местностях. 

В обязанности организаций имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, введена обязанность создания гражданских организаций ГО и поддержание их в состоянии постоянной готовности. 

В современных этапах становления России в области ГО, просматриваются формирование асимметричной политической силы, обеспечивающей противодействие мировой диктатуры США, использующей блок НАТО и страны ЕС как инструменты давления и противодействия взятому курсу РФ [2]. В последние годы НАТО большое внимание уделяет совершенствованию методов ведения информационного противоборства, под этим термином понимается использование арсенала средств несанкционированного доступа к информации, а также мер по выведению из строя или ограничение функциональных возможностей электронных систем военного управления государства. Несмотря на то, что Военная доктрина РФ (в ред. 2010 г.) содержит предпосылку о снижении вероятности развязывания против России крупномасштабных войн с применением обычных средств поражения и ядерного оружия. Реальными действиями в ответ на диктатуру является трансформация политике ГО, а именно:

- формирование коалиций государств (ЕврАзЭс, ОДКБ, БРИКС), обеспечивающих недопущение политической, военной и экономической изоляции Российской Федерации; 

- восстановление военной мощи государства в целях парирования возможных военных и политических угроз;

- введение ответных мер на приближение средств противоракетной обороны США к границам России и др.

Глобализация привела к изменениям форм и способов борьбы государств, в том числе и войн. Еще 15-20 лет назад главной целью войны был захват территории, то сегодня - это оккупация ресурсов, интеллектуальный и идеологический контроль над важными регионами мира. Это в свою очередь и вызывает эволюцию средств ведения воин. Сегодня большое внимание уделяется созданию нетрадиционного оружия, оружия на новых физических принципах.

Изменения отражены и в действующей Военной доктрине Российской Федерации [4], по средствам описания характерных черт и особенностей современных военных конфликтов. В доктрине выделено, что военным конфликтам присущи: массированные применения систем вооружения и военной техники, применение высокоточных, гиперзвуковых вооружений, средств радиоэлектронной борьбы. А также применение оружия на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники.

Гражданская оборона сегодня, с одной стороны – это система военной организации государства, способная, в случае необходимости, обеспечить функционирование систем военного управления, информирования и оповещения, а также первоочередного жизнеобеспечения населения, и выполнение других мероприятий. С другой стороны, гражданская оборона выступает мощным резервом при проведении мероприятий по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

В условиях мировых изменений, можно предположить, что и трансформация ГО на ближайший период должна быть в направлениях инноваций:

  1. Активная разработка IT средств, помогающих не только управлять ГО и оповещать население, но и служить защитой от информационных воздействий противника;

  2. Разработка новых эвакуационных мероприятий с учетом изменения характера военного воздействия;

  3. Разработка высокотехнологичных методов аварийно-спасательных работ, а также технологий тушения пожаров;

  4. Усовершенствование технологий мониторинга возникновения ЧС;

  5. Разработка универсальных средств индивидуальной защиты с учетом изменения характера и методов ведения войн, а также оружия массового поражения;

  6. Разработка технологий повышения защищенности объектов экономики при воздействии поражающих факторов различного характера;

  7. Разработка информационно-коммуникационных технологий работы с населением в очагах поражения [5].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой связи формируется потребность и значимость мероприятий гражданской обороны, как системы обеспечивающей безопасность на всех уровнях и с учетом всех угроз. Что, в свою очередь, требует ее модернизации, совершенствования и развития, не только в техническом аспекте, но и методологическом. Занимая важное место в обеспечении национальной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера ГО основывается на нормативно-правовой базе, определившей комплекс мер по ее развитию и методической, формирующей стратегию и план проведения мероприятий ГО. Чтобы обеспечить выполнение требований ГО, более пристальное внимание следует уделить подготовке методических разработок на уровне субъектов и донесения информации до всех категорий населения, в том числе и молодежи, о действиях в условиях ЧС, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т. 3. Научные статьи / Под общ. ред. В.А. Акимова. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. — 180 с.

  2. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от современных средств поражения: Учеб. Пособие/ Под ред. А.В. Матвеева; СПбГУАП. СПб., 2005. 128с.

  3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (СЗ Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. № 7 ст. 799).

  4. Военная доктрина Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976.

  5. Сосунов И.В., Посохов Н.Н., Киреев Р.В., Брык Д.И. Формирование новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе // Технологии гражданской безопасности. 2014. № 3 (41). С. 34—39.